О чём спросить на обратном собеседовании, чтобы работа досталась вам: колонка от карьерного стратега
Обратное собеседование ― это часть классического собеседования, во время которой кандидат задаёт вопросы рекрутеру. Оно позволяет узнать больше о компании и будущих обязанностях и помогает кандидату понять, будет ли ему интересна эта работа.
Однако не каждый соискатель использует такую возможность — и зря. Ведь искренний интерес, который он транслирует на обратном собеседовании, помогает сформировать доверие к нему. А значит — повышает шансы получить предложение о работе.
Как подготовиться к обратному собеседованию
Перед собеседованием стоит заочно познакомиться с компанией и изучить предлагаемые товары или услуги.
Совершите целевое действие как клиент
Этот этап поможет ответить самому себе на вопрос, подходит ли вам компания. Попробуйте сделать следующее:
- Воспользуйтесь услугой компании и попробуйте продукт.
- Позвоните в кол‑центр и расспросите менеджера обо всех услугах.
- Сделайте заказ в интернет‑магазине.
С помощью этих действий вы сможете оценить, сможете ли пользоваться услугой или полюбить продукт. Ведь если это не так, вы вряд ли сможете работать в компании.
Другой вариант: вы попробовали пройти весь путь клиента и на каждом этапе встретили агрессивных, злых и замученных сотрудников. Хотите ли вы стать таким же? Ведь если большую часть времени проводить в подобном коллективе, есть вероятность перенять характер поведения коллег.
Изучите информацию в свободном доступе
Все необходимые сведения можно найти в интернете:
- Изучите социальные сети, блог или сайт организации.
- Обратите внимание на ценности компании. Многие организации указывают эту информацию в разделе «О нас».
- Посмотрите на YouTube выступления спикеров и бизнес‑консультантов, если такие записи есть.
Ценности работодателя должны быть вам близки, а философия и точка зрения — совпадать. Представьте: вы решили работать с блогером. Он в своём аккаунте матерится, использует странный сленг, выглядит неприятно и периодически появляется в соцсетях голым. Вам точно захочется постоянно быть на связи с этим человеком? Или вам ближе тот, кто приносит какую‑то пользу людям?
С помощью такого анализа проще будет понять, с каким человеком вы хотите работать. И уже на этапе заочного знакомства отсеять варианты, которые не подходят.
Кроме того, такая подготовка поможет познакомиться с продуктом и целевой аудиторией. На собеседовании это облегчит диалог и позволит говорить на одном языке с представителем компании. Ваш интерес наверняка заметят и расценят его как большой плюс. А ещё подсознательно всё это создаст ощущение своего человека.
О чём стоит спросить работодателя на обратном собеседовании
Перед встречей с работодателем лучше заранее подготовить список вопросов. Ниже мы перечислим подходящие варианты.
О компании
Так вы покажете заинтересованность в конкретном месте работы и стремление выяснить, действительно ли оно вам подходит. А работодатель отметит, что вы думаете не только о себе, но и о компании.
Как вы развиваетесь, какие планы на этот год?
Вот какие выводы можно сделать из ответов.
Допустим, рекрутер скажет: «Компания решила открывать 5–7 новых точек. Бизнесу потребуется новый маркетолог, отдел продаж, сотрудники по развитию».
Всё это показывает, что компания растёт и вас ждёт большой объём интересной работы. А значит, есть хорошая возможность для профессионального роста. Однако если вы не хотите много работать, придётся задуматься, действительно ли эта должность вам подходит.
Другая ситуация. Рекрутер говорит: «Мы не развиваемся, в стране кризис. Нам хотя бы выжить». И тут стоит задуматься, готовы ли вы работать в подобной компании. Сможет ли она развивать сотрудников и будет ли вовремя выплачивать зарплату?
Можете поделиться секретами успеха вашей компании?
Рекрутер может рассказать, какие сотрудники и каким образом добиваются успехов. А также упомянуть показатели, которых удалось добиться в прошлом году.
Всё это укажет на то, что у компании есть амбициозные планы. А если развивается она, вместе с ней будут расти и сотрудники.
Но может быть и другая ситуация: никто не может назвать точных показателей. А рекрутер без особого энтузиазма перечислит, что ждёт сотрудника в организации. Какой вывод можно сделать? С большой вероятностью стоит ожидать работы ради работы ― когда много задач, а для чего их делают и к какому будущему идут, непонятно.
О руководителе
Вопросы могут быть такие:
- Как вы пришли в компанию?
- Как развивались?
- Как заняли руководящую должность?
- Почему вам нравится работать в компании?
Стоит обращать внимание не только на непосредственный смысл ответов, но и читать между строк. Слушать, с каким настроением человек говорит.
Например, вам сообщают, что руководителю не особо интересна его работа, что он пришёл лишь ради денег и через полгода сам, скорее всего, уйдёт. Получается, начальник не уважает и не любит своё рабочее место. Спросите себя, хотите ли работать в такой компании?
Другой пример: руководитель рассказывает, как из менеджера стал директором, работает в компании 12 лет и знаком с собственниками. В его подчинении выросло 10, 20, 100 человек, и теперь все они занимают высокие должности.
В этом случае становится понятно, что руководитель развивает своих сотрудников и с ним интересно работать. Он не предаст и будет отстаивать интересы своей команды.
О карьерном росте сотрудников
У работодателя должны быть конкретные ожидания от кандидата, и ответы на нижеследующие вопросы продемонстрируют их:
- Чего ждут от специалистов на данной должности?
- Как я пойму, что приношу результат?
- Какие есть горизонты развития?
- В какую сторону я могу расширять зону своего влияния?
Если HR или руководитель спокойно отвечают на все вопросы и рассказывают, что нужно делать для роста, это хороший знак. Значит, в компании будут раскрывать потенциал сотрудников и развивать их.
Если же работодатель начинает злиться из‑за этих вопросов, говорит невнятно и что‑то выдумывает на ходу — скорее всего, в такой компании роста нет.
Там просто нужен винтик на определённую позицию. Правда, встречается такое крайне редко. В любой, даже маленькой организации зачастую рост зависит от самого сотрудника: от того, как он себя проявляет, какие результаты показывает и что делает, чтобы компания развивалась.
Также есть вероятность, что в компании нет системы и придётся выполнять разные задачи — даже вас не касающиеся. Стоит решить, интересна ли вам работа, где нужно систематизировать хаос, или вы хотите развиваться сугубо в той должности, на которую пришли.
О чём лучше не спрашивать на собеседовании
В целом корректно можно спросить о чём угодно. Однако есть вопросы, которые всё же лучше не задавать:
- Как много будет задач?
- Придётся ли работать в выходные дни?
- Задерживаются ли сотрудники по вечерам?
- Когда у меня будет отпуск?
- В какое время перерыв?
Некоторые вопросы кажутся вполне логичными, ведь сотрудник имеет право узнать свой график и разобраться в особенностях работы. Однако стоит понимать один важный момент.
Собеседование — ещё не приглашение на работу. И, возможно, вопросы такого рода оттолкнут работодателя. Рекрутер может увидеть в них нежелание брать на себя серьёзную ответственность и добиваться хороших результатов. Особенно когда кандидат интересуется лишь зарплатой, графиком и объёмом задач, не проявляя интереса к самой компании.
Поэтому лучше задавать эти вопросы, когда предложение уже получено и между вами и руководителем возникло доверие.
Что делать, если не дают время на обратное собеседование
Чтобы этого не произошло, в самом начале диалога стоит спросить: «Будет ли у меня возможность тоже задать вопросы? Сколько времени вы сможете выделить, чтобы я подробнее узнал про должность и компанию в целом? Для меня это очень важно».
Можно также самостоятельно выступить с предложением провести обратное собеседование. Например, если на встречу заложен час, сказать: «Можем ли рассмотреть такой вариант: 40 минут я буду отвечать на вопросы, а 20 смогу поспрашивать о вашей компании? Я заинтересован в этой должности, поэтому мне интересно узнать подробности».
В компаниях, которые ценят не только профессиональные, но и личностные навыки, с удовольствием выслушают вопросы кандидата и ответят на них.
А вот отказ укажет на то, как будет складываться взаимодействие с работодателем в будущем. Вряд ли вы сможете подойти к руководителю, чтобы задать вопрос. А если это всё же удастся, вам, скорее всего, скажут: «Нет, иди подумай сам». И поддержки ждать будет не от кого.
Поэтому стоит подумать: готовы ли вы работать там, где не учитывают точку зрения человека ещё на собеседовании.
Как вести беседу с работодателем
Условно можно разделить собеседование на три этапа.
Знакомство
Сначала рекрутер может немного рассказать о себе, а после просит кандидата сделать то же самое. Поэтому важно держать в голове готовую самопрезентацию, которая включает основные факты о вас, ваших профессиональных достижениях и опыте. Также сделайте фокус на том, чем можете быть полезны компании и почему хотите в ней работать.
На этом этапе рекрутер отмечает не только то, что вы говорите, но и то, как вы это делаете. Как позиционируете себя, насколько уверенно себя подаёте и насколько видна ваша заинтересованность. Ведь о навыках и опыте он уже читал в резюме.
Основная часть собеседования, когда работодатель задаёт вопросы
Перебивать работодателя и спрашивать о чём‑то в это время не очень уместно. Лучше сфокусироваться на ответах и подождать, когда эта часть беседы подойдёт к концу. Обычно в этот момент соискателя спрашивают о том, есть ли у него какие‑либо вопросы. Это и говорит о начале третьего этапа.
Обратное собеседование
О том, какие вопросы стоит задать, мы уже писали выше. Возможно, все они и не потребуются — работодатель может сам рассказать о каких‑то моментах. Поэтому ориентируйтесь по ситуации.
Первый ваш вопрос может относиться к мысли, которая была озвучена до этого. Например, если рекрутер спрашивал, как вы видите себя через 5 лет, уточните у него, какие планы у компании на этот срок. Если хотите спросить о графике, переработках или отпуске, отложите эти вопросы на конец собеседования.
Но не заканчивайте ими разговор — узнайте что‑то ещё о сотрудниках, руководителе или компании.
Можно даже затронуть не только профессиональные, но и сторонние, жизненные темы. Например, если на стене висит фотография руководителя с семьёй, где он отдыхает в Испании, можно сказать, что тоже были в этом месте и вам очень там понравилось. А также спросить, что больше всего впечатлило руководителя. Это продемонстрирует ваше умение вступать в диалог и замечать те мелочи, которые сближают людей.
Важно понимать, что это условная схема и разговор может значительно отклоняться от неё. Ведь HR‑специалисты и руководители ― это люди. И у каждого из них своя манера общения. Главное, будьте открыты к диалогу, настройтесь на приятное знакомство и общение, и тогда собеседование станет интересным опытом. Обычно именно такой настрой повышает шансы получить приглашение на работу.
Лучшие предложения
10 недорогих наборов LEGO, которые порадуют детей и взрослых
Находки AliExpress: 20 самых популярных товаров октября
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Распродажа популярных китайских брендов на AliExpress: 10 товаров, которые стоить купить
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, «Ситилинка» и других магазинов
10 практичных и недорогих тумб под телевизор
Цена дня: утеплённая парка GSD всего за 4 335 рублей
3 больших холодильника Hisense для современной кухни
4 ноября в московском «Экспоцентре» откроется Национальный центр «Россия»
Обзор TECNO CAMON 30 Pro 5G — смартфона с хорошей камерой и экраном 144 Гц
«Я вас услышал»: как на самом деле нужно собирать обратную связь от клиентов
Обзор TECNO CAMON 30S Pro — доступного камерофона с беспроводной зарядкой на магнитах