7 техник мозгового штурма для начинающих предпринимателей
Большинство из нас, когда слышит словосочетание «мозговой штурм», сразу представляет просторную комнату, в которой 10–15 человек, перебивая друг друга, фонтанируют блестящими идеями. Однако придумать нечто неординарное можно и самостоятельно. Более того, грамотный мозговой штурм позволит понять, куда движется компания и что нужно предпринять для дальнейшего развития.
Инструменты мозгового штурма
Иногда для того, чтобы успешно генерировать идеи, достаточно листа бумаги и простого карандаша. Однако есть и другие инструменты, которые помогут более организованно подойти к процессу.
- Блокнот для идей. Так вы будете держать все задумки в одном месте и сможете возвращаться к результатам предыдущих мозговых штурмов. А ещё блокнот можно носить с собой на случай, если в голову внезапно придёт интересная мысль.
- Цветные ручки или карандаши. Они помогут выделять основное и организовывать идеи.
- Приложения для создания карты мыслей. В Google Play и App Store легко найти несколько бесплатных версий.
- Стикеры. Их можно использовать вместе с блокнотом и цветными ручками для организации идей.
- Диктофон. Это инструмент для тех, кто не любит писать от руки. А иногда проговаривать идеи вслух помогает доработать задумку.
Правила мозгового штурма
Главная его цель — придумать как можно больше идей, а потом выбрать из них наиболее перспективные с точки зрения достижения целей. К сожалению, наш мозг обладает естественной способностью фильтровать и оценивать задумки, которые приходят нам в голову. Именно поэтому вы наверняка запишете далеко не все идеи, так как посчитаете некоторые глупыми и неосуществимыми. Чтобы этого не происходило, придерживайтесь двух простых правил.
1. Никаких осуждений
Записывайте все идеи, какими бы сумасшедшими или невозможными они ни казались. Ради карьерного взлёта вам нужно появиться в самом знаменитом телешоу страны? Распишите это на бумаге. Такие задумки очень часто приводят к другим — неожиданным, но очень интересным. Возможно, вы не попадёте на шоу, о котором мечтаете, но поучаствуете в небольшом подкасте, а это уже неплохо для начала.
2. Никаких оценок
Мозговой штурм — «свалка» идей вашего мозга. Не нужно сразу решать, насколько хорош замысел или как его осуществлять. Этим вы займётесь позже.
Техники мозгового штурма
Их можно использовать как по отдельности, так и одновременно.
1. Начать с вопроса
Например, вы хотите придумать идею для компании, делами которой можно заниматься из дома. Тогда вопрос будет таким: «Какой бизнес больше всего совместим с подобными целями?» А если вы хотите, скажем, вести активный образ жизни и путешествовать, стоит сформулировать вопрос иначе: «Какой вид домашнего бизнеса достаточно гибкий для того, чтобы я мог свободно летать в другие страны?»
Или представим, что у вас уже есть прибыльное предприятие, но вы никак не можете расширить клиентуру. В этом случае нужно задать себе другие вопросы: «Какой услуги не хватает моим клиентам?» или «К кому, если не ко мне, мои клиенты обращаются за помощью и почему?»
2. Использовать карту мыслей
Этот способ стал популярным в XX веке благодаря британскому психологу Тони Бьюзену. Метод идеально подходит тем, кто лучше воспринимает визуальную информацию.
Существует множество приложений и веб-сервисов для создания карты мыслей. Однако если вы предпочитаете записывать всё на бумаге, то вам понадобятся всего лишь блокнот, ручка и цветные карандаши. А использовать их можно примерно так:
- Напишите слово или вопрос или нарисуйте изображение посередине страницы.
- Начертите линию от центра к краю и добавьте ещё слово, вопрос или изображение, связанные с центральной идеей. Можно сделать сколько угодно таких ответвлений — это концепции второго уровня.
- Проведите линии от этих концепций к другим словам, вопросам или изображениям, связанным с темами второго уровня.
- Продолжайте проводить линии и расширять первоначальную идею, пока вам в голову будут приходить новые задумки.
Допустим, вы хотите придумать прорывные идеи для маркетинга. Начните со слова «маркетинг» в центре. Затем проведите линии к мыслям второго уровня — «Построение комьюнити», «Медиа и PR» или «Реклама». От «Построение комьюнити» можно провести другие линии, например «Создание группы в Facebook*», а потом и «Прямые эфиры в Facebook* каждую неделю». Продолжайте развивать каждое ответвление подобным образом, и у вас появятся сразу несколько рабочих идей.
3. Составить карту слов
Этот способ идеально подходит, чтобы придумать рекламный слоган, название для компании или её продуктов.
Чтобы составить такую карту, запишите все слова, связанные с вашим бизнесом или корпоративными ценностями. Если вы планируете выращивать органические продукты, запишите «органический» и «продукты». Для каждого из них подберите другие, похожие по смыслу, скажем, «безопасный», «чистый» или «овощи». Такая карта слов поможет точнее презентовать вашу продукцию.
4. Применить SWOT-анализ
Обычно его применяют при составлении бизнес-плана и разработке бизнес-стратегии, но такой анализ пригодится и для целей мозгового штурма. Для этого разделите страницу на четыре столбика:
- S — Strengths, или сильные стороны;
- W — Weaknesses, или слабые стороны;
- O — Opportunities, или возможности;
- T — Threats, или угрозы.
Затем в каждый столбик запишите любые связанные с вашей идеей слова, мысли или концепции, которые приходят в голову.
Представим, что вы размышляете над тем, чтобы начать вести блог. Тогда в колонке «Сильные стороны» вы запишете все преимущества подобной бизнес-идеи, например: «Я эксперт в своей области» или «Это не требует много финансов». В столбик «Слабые стороны» вы внесёте свои сомнения или навыки, которых вам не хватает: «Я не очень хорошо разбираюсь в технике» или «Чтобы выйти на стабильный доход, потребуется время». В графе «Возможности» можно указать «Множество вариантов для заработка», а в «Угрозах» — «Высокая конкуренция».
5. Представить себя на месте клиента
Анализировать и принимать решения исключительно с точки зрения владельца бизнеса — распространённая ошибка. Лучшие идеи обычно резонируют с потребностями клиентов и привлекают их. Чтобы найти такую идею, нужно представить, что вы и есть клиент.
В этом помогают опросы покупателей или заказчиков, а также взгляд на маркетинг, продажи и обслуживание с точки зрения клиента. Если бы вы сами пользовались своими продуктами или услугами, чего бы вам не хватало? Есть ли что-то, что можно улучшить? Ответы помогут поработать над сервисом и оптимизировать клиентский опыт.
6. Задать себе стандартные вопросы
Во время мозгового штурма мы обычно стараемся найти ответы. Но иногда не очень понятно, какие вопросы задавать. В таком случае помогает вернуться к шести основным вопросительным формулировкам — кто, что, почему, когда, где и как. Их можно записать на бумаге или даже взять за основу для карты мыслей.
Например, вы хотите заработать на партнёрском маркетинге. Тогда в середине листа напишите словосочетание «партнёрский маркетинг», а затем проведите от него шесть линий в разные стороны. Для конструкции «как» подойдёт вопрос «Как продвигать партнёрские продукты?», для «кто» — «Кто тот самый идеальный клиент для партнёрского продукта?». Придумайте как можно больше подобных вопросов. Ответы наведут вас на новые идеи и задумки.
7. Представить, что финансы не ограничены
Вас наверняка хотя бы раз в жизни спрашивали, что бы вы сделали, если бы выиграли крупную сумму в лотерею. Этот вопрос поможет и во время мозгового штурма.
Зачастую наш мозг отметает некоторые варианты, потому что понимает, что у нас не хватит ресурсов. Постарайтесь заглушить эти мысли и подумайте, как бы вы развивали компанию, если бы у вас на счету были миллиарды.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Станьте первым, кто оставит комментарий