«Гарри Поттер», «Друзья», «Секс в большом городе»: почему реюнионы — скучное и бессмысленное зрелище
Не секрет, что кино и телевидение уже не первый год во многом состоят из долгоиграющих франшиз и ремейков. Продюсеров и студии отчасти можно понять: проекты с огромной фанбазой стабильно привлекают зрителей к большим и малым экранам.
Мы уже писали о проблемах бесконечных франшиз с постаревшими Сильвестром Сталлоне и Арнольдом Шварценеггером. Но в последние годы наметилась ещё одна тенденция, которая касается по большей части телевидения.
Всё чаще возвращаются проекты, которые закрыли 10–20 лет назад. Продюсеры собирают классический состав актёров, а дальше уже зависит от фантазии: в случае с «Декстером» и «Сексом в большом городе» придумали продолжения на один сезон, а для «Гарри Поттера» и «Друзей» устроили встречу основного состава в формате ток-шоу. Страннее всего поступили с «Беверли Хиллз, 90210», сняв непонятный микс: это вроде бы художественный сюжет, но актёры играют не персонажей, а как бы преувеличенные версии себя.
В большинстве случаев такие реюнионы собирают немалое количество просмотров и отзывов. Но если приглядеться чуть внимательнее, почти все возвращения абсолютно бессмысленны. Это несовременные, плохо прописанные и притянутые проекты, единственная цель которых — надавить на ностальгию.
В сюжетных продолжениях слабый сценарий
Когда-то «Секс в большом городе» и «Декстер» считались прорывными и очень современными сериалами. Авторы говорили на провокационные темы, шокировали откровенными и жестокими сценами. И за такую смелость им прощали даже недочёты сценария.
Но подход к работе давно изменился. Для телевидения и стримингов снимают оскароносные режиссёры и сценаристы: так, Дэвид Финчер выпустил «Охотника за разумом», Паоло Соррентино лично написал и поставил «Молодого папу», Жан-Марк Валле срежиссировал «Большую маленькую ложь» и «Острые предметы».
Поэтому возвращение «Декстера» и «Секса в большом городе» выглядит странным приветом из прошлого. В первом случае авторы просто повторяют сюжетные ходы предыдущих сезонов. Главный герой уже живёт в маленьком городе, но и тут появляется маньяк, которого, конечно же, герой должен выследить и убить. И это не говоря о множестве совпадений: например, ровно в то же время приезжает сын Декстера, окружающие полицейские глупы, да и сам герой ведёт себя нелепо. Ещё хуже, что авторы заявляли девятый сезон с подзаголовком «Новая кровь» как попытку исправить неудачный финал 2013 года. Все догадывались, что Декстера всё же собираются убить, но к этому нужно было подвести логично.
На самом деле авторы показали ровно ту же историю, просто в последней серии герой резко изменился и понёс за это наказание. В итоге финальный эпизод получил самую низкую оценку в истории сериала — 4,4. Это хуже, чем у концовки предыдущего сезона — там было 4,7. И тут можно было бы подумать, что поклонники просто расстроились из-за смерти любимого персонажа. Но достаточно вспомнить проект «Во все тяжкие», где плавно подводили к гибели Уолтера Уайта, постепенно делая его всё более неприятным. Недаром финал оценили аж на 9,9.
Создатели «Секса в большом городе» попытались поступить иначе. Они наоборот взялись буквально за все актуальные темы. По задумке продолжение должно было показать, как чувствуют себя люди из прошлой эпохи в современном мире. Но и здесь чувствуется серьёзная недоработка.
В классическом «Сексе в большом городе» Кэрри и её подруги старались следить за жизнью общества и даже сами двигали его вперёд. В продолжении под названием «И просто так» создаётся ощущение, что героини долгие годы пробыли в заморозке или на необитаемом острове, а новые тенденции возникли из ниоткуда. Авторы с ходу пытаются говорить буквально обо всём, что, по их мнению, актуально: расовом разнообразии, подкастах, COVID-19 и так далее.
Но странным образом получился результат, противоположный изначальной идее сериала. «Секс в большом городе» когда-то показал, что женщины за 30 могут быть вполне современными. «И просто так» вроде бы старается объяснить, что и в 50 жизнь не заканчивается. Но на самом деле героини выглядят максимально отставшими от нынешних реалий и не понимающими их.
Про возвращение «Беверли-Хиллз, 90210» и говорить не приходится. Проект 2019 года, который коротко озаглавили «БХ90210», — это просто забавный капустник из актёров. Как будто авторы хотели снять продолжение, но не придумали сценарий. Они просто позвали звёзд оригинального сериала, и те дурачились на площадке, точно так же изображая, что застряли где-то в 90-х. Это было бы весело в рамках скетча в Saturday Night Live, но не в качестве целого сезона. В итоге сериал стартовал с очень высокими рейтингами, но уже к пятому эпизоду они упали в три раза, и проект быстро закрыли.
В шоу без художественного сценария авторам просто нечего сказать
Другой вид реюнионов — передачи, в которых полностью собирается актёрский состав и создатели проекта и все обсуждают историю своего фильма или сериала.
Именно так поступил стриминговый сервис HBO Max, выпустивший «Друзей: Воссоединение» и «Гарри Поттера 20 лет спустя: Возвращение в Хогвартс». Казалось бы, это неплохая ностальгическая задумка. Но подобные программы обставляют с совершенно необоснованным пафосом. Те же «Друзья» и вовсе стали основой рекламной кампании HBO Max: шоу планировали запустить прямо на старте платформы и привлечь подписчиков. Но из-за пандемии его отложили аж на год.
В «Воссоединении» действительно собрались все исполнители главных ролей — впервые с финала проекта. Но оказалось, что помимо этого рассказывать почти нечего. Всё дело в том, что и «Друзья», и «Гарри Поттер» уже давно стали культовыми франшизами, по которым выпущены десятки подробных статей, документальных видеороликов и прочих материалов. Создатели шоу просто пересказывают знакомую всем информацию о подборе актёров или постановке отдельных сцен. Например, о том, что Дэниела Рэдклиффа выбрали на роль Гарри после его участия в фильме «Дэвид Копперфилд», можно прочитать даже в «Википедии», не говоря уже о специализированных ресурсах.
Оставшееся время пытаются забить какими-то вставками. В «Друзьях» это специальные гости и фанаты, которые рассказывают о своей любви к сериалу. Но, например, участники группы BTS смогли лишь сказать, что учились по сериалу английскому языку, а также «жизни и настоящей дружбе». Более общие и ничего не значащие слова трудно придумать.
Причём чувствуется, что подобные эпизоды часто создавали наспех. Так, в «Гарри Поттере» показывали детские фотографии актёров и вместо изображения Эммы Уотсон взяли Эмму Робертс. Нетрудно догадаться, что сама актриса не участвовала в этом процессе. Заодно авторы перепутали Джеймса и Оливера Фелпсов, сыгравших близнецов Уизли. Шутка получилась в духе персонажей, но тоже демонстрирует невысокое качество подготовки.
Не все возвращаются и не все хотят общаться
С «Друзьями» у продюсеров вышло удачно: собрали всю шестёрку. Но редкий реюнион может похвастаться тем же. Конечно, не стоит брать примеры, когда актёры скончались. Так, в «БХ90210» трогательно почтили память Люка Перри, в «Гарри Поттере» вспомнили Алана Рикмана.
Но и вполне здравствующие артисты не всегда хотят возвращаться в старые проекты. А ведь зачастую они очень нужны. В первую очередь это относится к Ким Кэтролл, исполнительнице роли Саманты в «Сексе в большом городе». Она отказалась сниматься в продолжении: ходили слухи, что актриса давно поссорилась с Сарой Джессикой Паркер. Классическая четвёрка героев развалилась, а ведь именно Саманта в сериале часто отвечала за провокационные темы: рассказывала о женской сексуальности, а к финалу и о раке груди.
В «Гарри Поттере» вышло несколько сложнее. Создатели шоу показали многих актёров, но их не собирали вместе. В большинстве сцен участвуют два-три артиста или кто-то из технической команды и точно так же вспоминают былое, а дополнительно показываются сольные интервью. И, кстати, в данном случае поклонники тоже вряд ли услышали что-то новое.
Ещё большая проблема, что Джоан Роулинг и вовсе не пригласили. Скорее всего, из-за её высказываний в Twitter. С одной стороны, создатели передачи вправе сами решать, кого они хотят видеть. С другой, на экране все обсуждают «Гарри Поттера» без создательницы самих книг. Чтобы хоть как-то компенсировать этот пробел, в шоу вставили кадры с ней, отснятые ещё в 2019-м. И это сделало ситуацию ещё постыднее.
Но даже с теми, кто всё-таки согласился на съёмку, часто заметны проблемы. Многие из собравшихся давно оставили эти франшизы в прошлом, далеко не все общаются друг с другом. И часть интервью похожа на встречи одноклассников: в кадре сидят чужие люди, которым не о чем разговаривать. К примеру, в «Друзьях» заметно, что Мэттью Перри вовсе не хочет участвовать в диалоге. А Гари Олдман после «Гарри Поттера» сыграл много ярких ролей, которые явно ему интересней: в обычных интервью он выглядит более заинтересованным.
С Рупертом Гринтом и вовсе вышло нелепо. Оказывается, он не смог присутствовать на съёмках в Лондоне и с ним работали отдельно в Торонто. То есть на площадке не собралась даже главная троица актёров. Гринта потом подмонтировали в общие сцены, а его общение с Эммой Уотсон записали позже. Кстати, внимательные фанаты заметили это ещё до официального подтверждения. Из этой информации можно сделать вывод, что все реплики и реакции артистов — не искренние эмоции, а прописанный сценарий.
В итоге странным образом разрекламированные реюнионы выглядят менее информативными и не слишком искренними. Гораздо приятнее смотреть обычные встречи актёров по видеосвязи, которые в период пандемии стали всё более частыми. Тем более что в случае с тем же «Гарри Поттером» разницы почти нет: значительную часть времени показывают просто крупные планы артистов, которые отвечают на вопросы в студии.
Разумеется, нетрудно догадаться, зачем снимают такие реюнионы: это лёгкий способ привлечь зрителей к экранам без необходимости придумывать что-то принципиально новое. Но пример возвращения «Твин Пикса» показывает, что и в таких проектах есть место для новых тем, смелых решений и простой душевности. Однако сериал Дэвида Линча скорее исключение. Чаще приходится наблюдать за бесконечным пересказом одних и тех же тем и откровенной ленью продюсеров, которые даже не стараются хоть чем-то удивить.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Лучшие предложения
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Надо брать: USB‑концентратор Orico за 1 717 рублей
16 уютных худи и свитшотов, которые согреют зимой
Выгодно: робот‑пылесос Dreame D10 Plus за 23 431 рубль
Цена дня: смартфон realme Note 60 за 8 920 рублей
15 магазинов, в которые стоит заглянуть во время «чёрной пятницы»
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, Tefal, Lamoda и других магазинов
15 товаров со скидками, которые стоит купить во время «Чёрной пятницы» на AliExpress
Лол, это что, 2к17? Квиз, от которого можно поймать острый приступ ностальгии
Как выбрасывать мусор правильно. 6 советов для тех, кто никак не может начать сортировать отходы
Foodtech Tour: 3 факта о митапах от Еком-сервисов Яндекса
Как усыновить ребёнка: пошаговый план