7 фраз, которые помогут помириться после ссоры
Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
Большинство конфликтов с близкими рано или поздно заканчивается примирением, и это здорово. Когда и вы, и партнёр остынете и сможете говорить спокойно, можно будет попробовать разобраться в причинах ссоры, помириться окончательно и решить, как предотвратить такие ситуации в будущем. Вот какие фразы могут в этом помочь.
1. Пожалуйста, скажи мне, что тебя разозлило
Может быть, вы пока не видите, почему партнёр пришёл в ярость, расстроился или обиделся. Это естественно: если бы вы понимали мотивы друг друга, то вряд ли бы поссорились. Но если теперь вы искренне хотите разобраться, как выглядит ситуация со стороны близкого человека, стоит просто спросить об этом. И узнать у партнёра, в чём он видит причину конфликта.
Задайте вопрос спокойно, иначе ссора может не закончиться, а наоборот — разгореться с новой силой. Если вы правда хотите взглянуть на конфликт глазами другого, а не опять начать его в чём‑то упрекать, этот вопрос может стать ступенькой к примирению.
2. Твои желания разумны и понятны
Вы узнали, как человек видит ситуацию со своей стороны. Возможно, вы услышали аргументы, с которыми можете согласиться. Скажите об этом прямо.
Например, партнёр говорит, для него проблема, что вы всё время в наушниках. Если ему нужно что‑то сказать вам, он повторяет это по два, а то и три раза — иначе вы просто не слышите. Ему это давно не нравится, и наконец он взорвался.
Если вам кажется, что и вы однажды устали бы от того, что вас не слышат, признайте это. Можно прямо так и сказать: «Да, это разумное желание — чувствовать, что к тебе относятся внимательно. Мне бы тоже было неприятно всё время повторять уже произнесённое». Ну а потом вы вдвоём можете подумать, как избежать таких недоразумений в будущем. Например, согласуете сигнал, после которого вы немедленно будете снимать наушники.
3. Я злюсь, потому что…
Партнёр не знает, как видите происходящее вы. Он может рассказать, что не нравится ему, но при этом не замечает того, что считаете проблемой вы. Поэтому вам стоит объяснить, как выглядит ситуация с вашей точки зрения.
Например, в истории с наушниками вы можете сообщить, что для вас лучший способ отдохнуть после работы или учёбы — послушать музыку. Но вы не хотите включать звук на полную громкость, чтобы не мешать партнёру. Ведь вы знаете: он любит тишину. И вас задело, что он ни разу до ссоры не говорил о проблеме, а сегодня вдруг взорвался. В итоге для вас конфликт начался совершенно неожиданно.
Скажите обо всём, что считаете нужным, но постарайтесь сделать это корректно. Говорите спокойно и доброжелательно. Ваша задача сейчас — не выиграть в конкурсе «кто придумает больше обвинений в адрес другого», а поделиться друг с другом своим видением проблемы.
Поэтому помните три простых правила:
- Говорите только о сегодняшней ситуации. Не вспоминайте, что было вчера или прошлой осенью, — это сейчас лишнее.
- Пользуйтесь «я‑посланиями» вместо «ты‑сообщений». То есть скажите: «Мне неприятно... / Я расстраиваюсь... / Мне сложно сдержать гнев, потому что…» И старайтесь избегать фраз вроде «Это твоя вина, ты вечно всё портишь». Тем более не стоит использовать формулировки‑обвинения: «Ты несёшь полную чушь! Тебе стоило бы поучиться вежливости!» Иначе ссора продолжится.
- Приводите конкретные факты. Не стоит говорить: «Меня злит, что я чувствую твоё равнодушие, а вот заботы и внимания вообще не вижу». Такие обобщения лишь заставят партнёра перейти к обороне и точно не помогут справиться с разногласиями. Лучше так: «Меня расстроило, что разговор о наушниках ты сразу начинаешь с крика».
Второй и третий принципы хороши ещё и тем, что корректное я‑послание сложно сформулировать в состоянии гнева или обиды. А значит, у вас будет хороший повод успокоиться и трезво взглянуть на ситуацию.
4. Мне не хотелось тебя задеть
Вряд ли каждый из вас хладнокровно ставил цель как можно сильнее ударить другого. Скорее всего, вы оба защищались и не имели намерения ранить близкого. О том, что вы не хотели причинить партнёру вред, тоже стоит сказать. Это поможет вам обоим мысленно опустить щиты и разжать кулаки.
Если вам хочется услышать похожие слова и от партнёра, попросите его об этом. Можно так и сказать: «У меня не было намерения сделать тебе больно. У тебя ведь тоже, правда?» Если близкий человек подтвердит, что не держит камня за пазухой, вы оба почувствуете облегчение. Это поможет вам помириться быстрее.
Ну а если вам покажется, что партнёр говорит об отсутствии агрессивных намерений неискренне, вы получите сигнал: в отношениях нужно что‑то менять.
5. Спасибо, что ты…
Если вы не поругались окончательно, вам точно есть за что поблагодарить друг друга. Вот только после ссоры люди очень редко это делают. Многим кажется, что лучше до последнего отстаивать собственную позицию и ни за что не идти на компромисс. Им представляется, что любой шаг навстречу партнёру — проявление слабости. А также сигнал о том, что на их интересы можно не обращать внимания. Значит, думают они, нужно не благодарить, а продолжать показывать свою обиду.
Но попробуйте увидеть, что хорошего в конфликтной ситуации сделал партнёр. Например, он не продолжил кричать на вас, а спокойно сказал: «Меня разозлило, что ты днём не отвечаешь на сообщения в мессенджере, а вечером едва поднимаешь голову от ноутбука, когда я появляюсь дома. И ещё эти наушники...» Благодаря объяснению партнёра вы можете почувствовать себя на его месте, ощутить его разочарование. Вы стали чуть лучше его понимать, и это может пойти на пользу вашим отношениям. Значит, есть за что сказать спасибо.
6. Как, по‑твоему, мы можем решить проблему?
Или проще: «Как считаешь, что нам теперь делать?» Вместе искать выход может быть не только полезнее, но и приятнее, чем упрекать друг друга. А подобные вопросы помогают перевести ссору в конструктивный диалог.
Дальше вам стоит выслушать партнёра, предложить своё решение, а потом вместе обсудить, как устранить проблему. Наверняка у вас есть своё представление о том, как исправить ситуацию. Но другой может подсказать выход, который вы не замечали. А совместный мозговой штурм иногда приводит к новым решениям, о которых раньше ни один из вас даже не думал. Хороший способ начать такое обсуждение — прямо спросить у партнёра его мнение.
7. Прости меня
Наверное, самая простая фраза. Если вы понимаете, что не только партнёр, но и вы активно поддерживали ссору, можно смело извиниться. И пообещать — прежде всего себе — в следующий раз поступить иначе.
Ну а если вам кажется, что вы всё равно на 100 процентов правы, а близкий человек — нет, значит, разговор ещё не закончен. Можно вернуться к первому пункту и снова попробовать увидеть ситуацию с точки зрения другого.
Все эти фразы могут помочь, если вам важно не временное затишье перед очередной бурей, а устойчивые отношения. Те, что построены на основе взаимного интереса и уважения.
Лучшие предложения
15 товаров со скидками, которые стоит купить во время «Чёрной пятницы» на AliExpress
12 необычных вариантов посуды, которая покоряет с первого взгляда
«Чёрная пятница» на AliExpress: что нужно знать о распродаже
10 беспроводных ночников с AliExpress с классным дизайном
12 зимних курток, которые отдают со скидкой
Надо брать: мужские ботинки ECCO со скидкой 45%
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Лол, это что, 2к17? Квиз, от которого можно поймать острый приступ ностальгии
С широко раскрытыми глазами: главные причины не бояться лазерной коррекции зрения
ТЕСТ: Что о вас может сказать ваш ноутбук?
Рак: почему возникает и как лечится. Гид, который будет полезен всем