5 фактов о ниндзя, которые заставят по-другому взглянуть на эту профессию
1. Ниндзя — это семейная профессия
Когда мы говорим «семейный бизнес», то обычно представляем себе фермерское хозяйство, кафе или ещё что‑то в этом духе, а никак не объединение шпионов‑убийц. Но на самом деле эта профессия тоже передавалась по наследству.
Семьи, а точнее кланы ниндзя в XV веке жили в провинциях Ига и соседнем регионе Кока. Именовали они себя без изысков — клан Ига и клан Кока. Выходцы из них прикидывались обычными поселянами, занимавшимися сельским хозяйством, но на самом деле были ниндзя — или, как их ещё называли, синоби.
Удалённость деревень Ига и Кока и расположение в труднодоступных горах сделало их идеальным убежищем для ниндзя.
В исторических хрониках «Ноти Кагами» сёгуната Асикага о синоби писали как о наёмниках, приходивших на службу целыми семьями. И выходцы из Ига и Кока были особенно востребованы за их навыки ведения осадной войны, или широтори, а также за способность организовывать ночные атаки и засады.
Вообще передача профессии по наследству была распространённой практикой в средневековой Японии. Земледелец воспитывал земледельца, торговец — торговца, а самурай — самурая. Ниндзя в этом вопросе не были оригинальны. Юношей, которых угораздило родиться в клане, с младых ногтей родители учили таким базовым навыкам, как маскировка, скрытие улик после заказного убийства, взлом домов, подслушивание и подглядывание. А также основам физиогномики и распознаванию человеческих эмоций и астрологии.
Да, как и многие представители опасных профессий, ниндзя были суеверными и желали снискать расположение звёзд, отправляясь на опасные задания.
Некоторые синоби из кланов записывали преподанные им в детстве уроки, чтобы не полагаться только на устную передачу информации. Так, знаменитый ниндзя и самурай Хаттори Ханзо, отец которого происходил из клана Ига, в 1560 году создал труд «Нинпидэн». Это был самый секретный манускрипт синоби, и в клане его передавали из поколения в поколение — даже внутри семьи Хаттори немногие имели к нему доступ.
Во второй половине XVI века провинции Ига и Кога были практически уничтожены военачальником Одой Нобунагой. Но некоторые представители семей ниндзя выжили. И хотя кланы фактически перестали существовать, синоби не забросили своё ремесло, продолжая применять навыки диверсантов на службе в армии сёгуна Токугавы. Кроме того, они становились шпионами, телохранителями даймё и даже работали в полиции.
2. Ниндзя носили с собой шесть особенных вещей
Отдельно в «Сёнинки» Масатаке упоминаются вещи, которые профессиональный синоби должен был всегда иметь под рукой. Думаете, там пара обоюдоострых мечей, сюрикены и кунай на цепи, как у Скорпиона из Mortal Kombat? Не угадали. Настоящий ниндзя, по мнению Натори Масатаке, должен был при себе иметь следующие предметы.
1. Амигаса — коническая широкополая шляпа, сплетённая из рисовой соломы. Это традиционный головной убор в Японии, который закрывает лицо, но при этом позволяет видеть сквозь поля. Для ниндзя это было идеальное средство оставаться неузнанным. Можно было прикинуться тем, кто часто носил такие шляпы: нищим, крестьянином или монахом.
2. Кагинава — крюк‑кошка на верёвке, имевший от одного до четырёх зубьев. Он позволял не только залезть на стену замка или крышу дома, но и, например, связать пленника, заблокировать раздвижную дверь, пришвартовать лодку или подвесить на ночь одежду, броню и другое обмундирование для просушки. Кагинава снабжалась специальным кольцом, с помощью которого её можно было прикрепить к седлу или поясу. Наконец, она могла использоваться и как оружие. Никакой синоби не побрезговал бы врезать кому‑нибудь по голове острым крюком сзади.
3. Сэкихицу — грифельный карандаш из аспидного сланца. Мог заменяться на ядатэ — чернильницу с пеналом для кисти. Зачем ниндзя писчие принадлежности? Потому что нельзя полагаться на память в экстремальных ситуациях, когда вы должны добывать важные сведения. Жизненно важно делать заметки. Кроме того, синоби учились читать карты, и их тоже требовалось рисовать. Ну и, наконец, можно было писать на стенах граффити с пропагандой, чтобы смущать умы мимопроходящих доверчивых самураев. Неграмотный ниндзя — бесполезный ниндзя.
4. Якухин — аптечка с «полевыми медикаментами». Неизвестно, что именно за вещества ниндзя использовали для оказания первой помощи, но в число средств точно входило нечто под названием кусури — «убийца червей», или глистогонное. Вдруг нужно будет неподвижно лежать в засаде, а у вас из‑за кишечных паразитов расстройство.
5. Утидакэ, или цукэдакэ, — средства для разведения огня. Нужны были, чтобы организовать костёр и пережить холодную ночь в лесу или чтобы сжечь дотла вражеский замок. Это могло быть просто огниво. Но чаще всего у ниндзя не было времени ждать, пока инструмент высечет искру, поэтому они носили с собой контейнер из бамбуковой трубки, в котором хранились тлеющие угли. Вдобавок утидакэ можно было использовать как походную грелку.
6. Cандзяку‑тэнугуи — кусок ткани длиной три фута (около одного метра), эдакое японское полотенце. Им можно было вытереться после пересечения реки, чтобы не замёрзнуть. Или использовать как импровизированный кляп, а также как средство для розжига или перевязывания ран. Предусмотрительный ниндзя брал с собой несколько таких полотенец.
Также синоби мог захватить нож, отмычки, яд для отравления людей или лошадей, топорик или молоток и госики‑май — раскрашенные в разные цвета рисовые зёрна. Последние использовались для передачи сообщений другим ниндзя и обозначения троп в незнакомых лесах.
В кодексе «Бансэнсюкай» упоминалось, что вообще у синоби было довольно много и других инструментов. Но брать их все на миссию не рекомендовалось, чтобы не перегружать себя. Хотя, возможно, собрав полный инвентарь, ниндзя смог бы легко прикинуться бродячим торговцем.
3. Ниндзя распространяли суеверия и дезинформацию
Молва приписывала синоби поистине сверхчеловеческие способности. Согласно легендам, они умели летать, становиться невидимыми, менять облик, телепортироваться, разделяться на несколько тел — это колдовство называлось бунсин. А ещё — призывать на помощь животных и контролировать пять стихий: огонь, воду, дерево, металл и землю.
Неплохо, правда? Эта репутация не в последнюю очередь закрепилась усилиями самих ниндзя. Например, Накагава Сёсюнджин, синоби XVII века, в своей монографии «Окуфудзи Моногатари» рассказывал, что постиг искусство превращения в птиц и животных. А мастер‑ниндзя Хаттори Ханзо заслужил прозвище Демон из‑за того, что якобы смог принять облик мертвеца, — он выдал себя за убитого лидера соперничающего клана. Также ему приписывали телепортацию, телекинез и прорицание будущего.
Ещё один синоби, Като Данзо, с помощью хитрых трюков и мастерства убеждения смог внушить наивным самураям, что умеет левитировать, а также якобы на глазах 20 человек проглотил целого быка. Скорее всего, услуги ниндзя с магическими способностями оплачивались более щедро, так что приходилось проявлять смекалку и устраивать фокусы в духе Копперфильда.
А вот так японская молва описывала сражение двух синоби Сарутоби Саскэ и Хирузенома Гоэмона. «Столкнувшись с Сарутоби, Хирузеном тут же превратился в мышь. Тогда Саскэ обратился в кота. Гоэмон выпустил на Саскэ сноп огня, но ловкий ниндзя ответил на это фонтаном воды и погасил пламя».
Напоминает обычную потасовку между Саб‑Зиро и Скорпионом, не находите? Странно только, что голову никому не оторвали.
Наконец, многие средневековые японцы были искренне убеждены, что ниндзя умеют летать на гигантских воздушных змеях из бумаги, проникая в тыл противника и сбрасывая бомбы и отравленные колючки на головы врагов. А также бегать по воде с помощью специальной обуви. Синоби также якобы могли навести на своих жертв порчу и уморить неугодного, даже не вступая с ним в бой.
Синоби‑полуночники используют воздушных змеев, чтобы летать. Фрагмент игры Sekiro: Shadows Die Twice
Естественно, у всех этих суеверий были куда более скучные и прозаичные объяснения. Ниндзя действительно использовали воздушных змеев, но не чтобы летать, а чтобы подавать своим сообщникам сигналы на большие расстояния. Способность синоби из ничего создать пожар с помощью упомянутой утидакэ создавала впечатление, что они повелевают стихией огня. Трюк же бунсин с разделением на несколько тел могла провернуть команда слаженно действующих и одинаково одетых ниндзя.
Порчу и насылание болезней легко можно объяснить ядами и бактериологическим оружием — подбрасывать в осаждённые замки чумные трупы умели не только в Европе. Принимать облик убитого врага можно было с помощью переодевания и грима. Сохранились сведения, как один ниндзя перепугал охранников замка, убедив их с помощью теней и марионетки на нитках, что умеет летать. Что касается ходьбы по воде — вряд ли синоби в феодальной Японии придумали водные лыжи, но зато у них были бамбуковые дыхательные трубки и плавсредства из надутой бычьей шкуры.
В общем, ниндзя всячески раздували суеверия и предрассудки своих противников. Ведь страх — это тоже оружие.
4. Ниндзя практиковали бесшумную ходьбу, мнемонику и другие навыки
Помимо полётов на воздушных змеях, ходьбы по воде и проглатывания быков синоби тренировали и более практичные и приземлённые навыки. Ниндзюцу включало в себя не только боевые искусства. Синоби не были такими крутыми бойцами, как их рисуют голливудские фильмы, — вместо этого они сосредотачивались на более изощрённых методах борьбы с врагом.
Молодые ниндзя постигали методы выживания в дикой местности, искусство вести разведку незамеченными, изучали информацию об изготовлении ядов и взрывчатых веществ. Физическая подготовка включала в себя бег на длинные дистанции, скалолазание и плавание. Кроме того, синоби осваивали основные профессии средневековой Японии.
Чтобы успешно замаскироваться под крестьянина, торговца, рыбака и другого человека труда, следовало знать, чем эти ребята, собственно, занимаются.
Также синоби прикидывались артистами, менестрелями‑саругаку, прорицателями, ронинами и монахами. Так, в «Букэ Мёмокушо», сборнике самурайских текстов японского сёгуната Эдо XVII века, упоминается, что «синоби‑мономи маскировались под сборщиков дров, чтобы получать новости, проникая на территории врага... они были особенно искусны в скрытных путешествиях».
Ниндзя знали и медицину — ну, насколько это было возможно в Средневековье. Так, сохранились свидетельства, что синоби Ига оказывал первую помощь генералу Ии Наомасе, раненому в битве при Сэкигахара. Он якобы дал пострадавшему «чёрное лекарство», остановившее кровотечение.
В учебнике ниндзя «Бансэнсюкай» описывается, как правильно ходить на четвереньках, чтобы лучше распределять вес и передвигаться бесшумно. Также там рассказывается, как одеваться, чтобы быть незаметнее в тёмное время суток. Реальные ниндзя, кстати, не носили чёрные обтягивающие костюмы, а предпочитали тёмно‑красные бесформенные одеяния, размывающие силуэт. А ещё они использовали разные типы сандалий для разных типов поверхностей, чтобы не скользить и не издавать шума.
Также в «Бансэнсюкай» есть упоминания различных необходимых для синоби социальных навыков. Как разговаривать с людьми, чтобы они верили тебе, как шифровать сообщения и как использовать искусство мнемоники, чтобы запоминать полученные секретные сведения. В книгах ниндзя есть даже методы добычи полезных ископаемых — ну а вдруг вам понадобится изготовить серу для взрывчатки в походных условиях.
В общем, как видите, ниндзя специализировались не на тех способностях, что помогали бы им сражаться, а на тех, что позволяли избегать схваток.
5. Ниндзя были не очень удачливы в заказных убийствах
Несмотря на свой образ непобедимых воинов, в реальности синоби в основном специализировались на шпионаже, саботаже, диверсиях и поджогах. Кроме того, они помогали своим нанимателям вести психологическую войну, запугивая и обманывая противников, а также распуская ложные слухи.
Но когда дело доходило до убийств всяких знатных даймё и самураев, ниндзя были не так уж хороши, как считают авторы голливудских фильмов. Если уж на то пошло, не сохранилось ни одного достоверного исторического свидетельства о сколько‑нибудь известной личности, убитой ниндзя. Нет, покушения‑то они предпринимали много на кого, но вот профессиональным их исполнение не назовёшь.
Например, в 1571 году ниндзя из клана Когу по имени Сугитани Зенджубо был нанят для убийства военачальника Оды Нобунаги. Решив снять генерала с безопасного расстояния, он взял две аркебузы, занял позицию, прицелился, выстрелил из обеих… и дважды не смог пробить доспехи жертвы. Сугитани удалось бежать, но через четыре года его поймали и казнили.
Другой известный ниндзя, Исикава Гоэмон — тот, что в мышь превращался и файерболы бросал, попытался убить политика и военачальника Тоётоми Хидэёси. Но, пробравшись в замок, он в темноте нечаянно сбил курильницу со столика в спальне Хидэёси. На шум сбежалась охрана и схватила Гоэмона. Позже его сварили заживо.
Имя Гоэмона было увековечено весьма своеобразным способом: в честь него назвали гоэмбуро — традиционный японский сосуд для принятия горячих ванн.
Ещё одно покушение на упомянутого Нобунагу в 1573 году предприняли три ниндзя из провинции Ига, обстреляв его из крупнокалиберных ружей. Эти снайперы порешили семерых человек, стоявших рядом, но в него самого попасть так и не смогли.
Нобунага, кстати, сам не брезговал обратиться за помощью к синоби. Как‑то раз он нанял ниндзя Хатисука Тензо, чтобы убить своего врага — могущественного даймё Такэда Сингэна. И что вы думаете? Олух провалил задание и до даймё добраться так и не смог. Ему пришлось убегать от охраны, прятаться сначала на дереве, а потом в заранее выкопанной яме. Ну хоть жив остался.
Ещё один самурай, чуть не ставший жертвой коварных ниндзя, — Тоётоми Хидэёси, даймё эпохи Сэнгоку, получивший прозвище «объединителя Японии». Синоби по имени Киригакуре Сикаэмон спрятался под полом, чтобы убить мужчину отравленным копьём. Он тыкал ему в ступни этим оружием, но не попал. А другой ниндзя, работавший телохранителем Хидэёси, выкурил незадачливого агрессора из подвала с помощью примитивного огнемёта из зажигательной смеси и бамбуковой трубки.
В общем, если у вас есть недоброжелатель, которого нужно устранить, и вы намерены обратиться за помощью к синоби — подумайте ещё раз. Вы можете потратить деньги впустую множеством других разных способов.
Станьте первым, кто оставит комментарий