«Звёздные войны: Скайуокер. Восход» — красивый, но слишком робкий финал смелой саги
У «Звёздных войн» одна из самых многочисленных фанатских баз в мире. И вот теперь сага завершается. Нет, конечно же, будут выходить новые фильмы и сериалы, не говоря уже о мультфильмах и комиксах. Но в центре сюжета основных эпизодов всегда была семья Скайуокеров, отвечавшая за баланс Силы в галактике. И девятая часть завершает их историю.
Эксперимент Райана Джонсона с предыдущим фильмом «Последние джедаи» оказался довольно спорным: режиссёр решил отказаться от рассказа о прошлом Рей и убил главного злодея Сноука. Поэтому работать над финалом доверили Джей Джей Абрамсу, уже снявшему седьмой эпизод «Пробуждение силы».
И, возможно, это самый неудачный ход для всей франшизы. Потому что фильм «Скайуокер. Восход» создаёт два ровно противоположных ощущения. Боевые сцены, спецэффекты и экшен здесь на высоте. А вот сценарий получился настолько невнятным, что к нему просто невозможно относиться серьёзно.
Максимализм вместо сюжета
После выхода «Пробуждения силы» Абрамса уже обвиняли, что он просто по третьему разу пересказал историю «Новой надежды». Но режиссёр решил и дальше следовать проторённой дорожкой. И потому «Скайуокер. Восход» оказывается очередной версией «Возвращения джедая». А уж если оригинал считается далеко не лучшей частью франшизы, то что говорить о пересказе.
@iVideos / YouTube
Но ещё большая проблема сюжета оказалась в том, что после смерти Сноука в «Звёздных войнах» не осталось главного злодея, а мечущийся между светом и тьмой Кайло Рен никак не годился на эту роль. И потому авторы решили просто ввести в действие одного из персонажей старых фильмов.
Толком это даже не потрудились объяснить, просто на вступительных титрах зрителям рассказывают, что он жив и все эти годы скрывался, составляя зловещий план. Кайло Рен хочет вступить с ним в коалицию, а Рей, Финну и По предстоит одолеть ситхов в неравной борьбе. Но для начала им придётся отыскать тайное убежище главного антагониста.
С объяснениями и логикой в «Восходе» вообще всё довольно сложно. Те фанаты, которые мечтали всё-таки узнать, как после развала Империи образовался Первый Орден и почему он так силён, окажутся разочарованы. Мало того, появится и ещё более опасная армия. Тоже невесть откуда.
Но все подобные недостатки авторы пытаются компенсировать максимализмом. Теперь галактике угрожает не просто Первый Орден, а самый сильный в истории флот, где на каждом корабле есть пушка, разрушающая планеты (раньше на такое была способна только Звезда Смерти и её вариации). А сражаться с ними, конечно, будут все свободные миры.
Использование Силы тоже стало невероятно гротескным. Опытный Люк Скайуокер после десятков лет познания Силы смог переместить свою бестелесную оболочку на другую планету. Кайло Рен легко переносится даже физически.
Величайший магистр Йода с трудом поднимал корабль, лежащий на дне озера. А Рей справляется с летящим. Способность к исцелению возрастает на глазах, теперь даже смертельные раны не очень опасны. И это будто обесценивает трагедию Энакина Скайуокера, искавшего в Силе возможность спасти возлюбленную.
Рей и раньше обвиняли в том, что она слишком уж Мэри Сью (так называют архетип всесильного и крайне везучего персонажа). Теперь же ей везёт абсолютно во всём. И потому она идеально сражается на мечах, переплывает бушующее море, залечивает раны, договаривается с любым встречным о помощи и даже немного летает.
Игрушечные персонажи и фансервис
Чтобы как‑то поддерживать накал эмоций, героев постоянно ставят в смертельно опасные ситуации и заставляют зрителей расстраиваться из‑за их гибели. Проблема только в том, что большинство из них в итоге остаются живы.
Один персонаж за фильм почти умирает трижды. И каждый раз всё обставлено максимально трагично.
Герои прощаются друг с другом так трогательно, что у зрителей наверняка выступят слёзы. А через 15 минут снова в строю.
Причём подобным образом обходятся даже со второстепенными персонажами. Они появляются в фильме по нескольким причинам. Во‑первых, большинство новичков выполняет простые функции для продвижения Рей и её сотоварищей: каждый раз буквально из ниоткуда выныривает помощник, который подсказывает, что делать дальше. Причём мотивацию героев объясняют двумя‑тремя словами, что в случае с предателем в Первом Ордене выглядит почти комично.
Во‑вторых, они сами регулярно попадают в опасные ситуации, чтобы снова заставить зрителей переживать. Ну и, в‑третьих, Disney, похоже, хочет просто выпустить побольше игрушек с разными героями. Иначе не объяснить появление милого, но ненужного дроида и, главное, очень харизматичных рыцарей Рен, которые вообще никак не влияют на сюжет.
А заодно авторы максимально давят на ностальгию, возвращая множество старых героев. Причём если появление джедаев в виде призраков Силы объяснимо, то пара других персонажей возвращается без особой логики, просто чтобы вызвать улыбку у поклонников классики.
На самом деле все они не так уж и плохи сами по себе. Всем понятно, что последние фильмы по «Звёздным войнам» — чистейший фансервис. Но, заигрываясь с новыми персонажами, зачастую просто забывают о старых. За девятый эпизод Финн до самого финала не делает ничего полезного, он просто везде ходит за товарищами. По Дэмерон, в отличие от «Последних джедаев», теперь хотя бы успевает немало полетать, но тоже мало влияет на развитие сюжета.
Остаётся надежда только на Рей. Но и тут история даёт сбой. В предыдущей части Джонсон смело отменил идею наследственности Силы и показал, что джедаем может быть даже дочь простых крестьян. А мальчик‑уборщик в финале только подтверждал это.
Теперь же Абрамс отказывается от этого хода, причём самым банальным способом: фразой в стиле «я не то имел в виду». Он снова возвращается к вечным выяснениям вопроса наследственности, которые уже разобрали в классической трилогии, полностью обесценивая громкую фразу «Прошлое должно умереть» из восьмого эпизода. А о мальчике просто забыли.
В итоге сюжетная часть картины выглядит творением фаната, склонного к максимализму. Все каноны пересказывают по кругу, увеличивая драматизм в 2–3 раза. Хотя зритель уже точно знает, чем кончится дело.
Поклонники и противники «Последних джедаев» сходились в одном: фильм был смелым экспериментом для мира «Звёздных войн». И именно поэтому споры вокруг него не утихают до сих пор. «Скайуокер. Восход» вряд ли вызовет много обсуждений. О сюжете говорить почти нечего. Остаётся лишь удачная визуальная часть.
Но при этом красивые сцены и крутой экшен
Как ни странно, главным плюсом фильма остаётся всё тот же максимализм автора. Просто потому, что он делает картинку насыщенной, а сюжет наполняет экшеном. Героев с самого начала забрасывают в подобие квеста: они должны летать по планетам в поисках подсказок. И потому в «Восходе» показывают сразу несколько изумительных миров с пустыней, морем, пещерами и множеством других красивых локаций.
Причём «Звёздные войны» всегда славились забавными инопланетными расами, и здесь их тоже немало. Аборигены говорят на необычных языках, а ещё смешно двигаются и танцуют.
В этих же прекрасных локациях и происходят сражения. И они очень хороши. В «Последних джедаях» многим не хватило сражений на световых мечах. В «Восходе» авторы показывают чуть ли не самый красивый бой за всю историю франшизы. Рей и Кайло совершают невероятные прыжки, дерутся в одиночку с несколькими противниками.
Плюс погони на спидстерах и внезапно летающие штурмовики, уничтожение истребителя световым мечом, перестрелка на корме космического корабля и много других масштабных схваток.
И, конечно же, не забывают про сражения флотов как в космосе, так и над поверхностью планет. С эпичностью батальных сцен этой франшизы не сравнится ни одна предыдущая часть. А потому «Скайуокер. Восход» наверняка порадует тех, кто ждёт от фильма только красивой картинки и приключений.
Да и уже упомянутая ностальгия, вполне возможно, многим придётся по духу. Финал так и вовсе зацикливает всю историю, возвращаясь к самым истокам. Тут главное — не пытаться анализировать происходящее на экране и не искать логику. А то можно снова расстроиться.
Не секрет, что «Звёздные войны» изначально задумывались как молодёжная фантастика без особой глубины. Это была просто компиляция классических сюжетов в оболочке космического вестерна. Но раз уж мир франшизы с годами так разросся, то фанаты, разумеется, ждали ответов на многие вопросы и чёткого завершения сюжетных линий из предыдущих частей.
Ведь попытался же когда‑то сам Джордж Лукас разобраться в природе Силы и происхождении Дарта Вейдера. В «Изгое‑один» разъяснили появление бреши в безопасности Звезды Смерти.
Возможно, когда‑нибудь поклонникам расскажут про появление Первого Ордена, родителей Рей, выжившего злодея, внезапное превращение Леи из принцессы в магистра джедаев, капитана Фазму, рыцарей Рен. У Disney и Lucasfilm для этого наверняка ещё припасено немало фильмов и сериалов.
Но увы, сейчас во всём этом не потрудились разобраться. А потому «Звёздные войны: Скайуокер. Восход» лишь простое развлечение на два с половиной часа, а никак не финал истории.