12 самых жутких монстров из кино, созданных без компьютерной графики
Некоторые фильмы грешат таким изобилием компьютерной графики, что персонажи на экране смотрятся абсолютно неживыми. Вспомните Степного Волка из «Лиги справедливости» или чудовищ из ремейка «Нечто» 2011 года — разве можно поверить в них?
И напротив, существа, созданные с помощью только практических спецэффектов и аниматроники, впечатляют своей реалистичностью. Вот лучшие примеры таких персонажей.
1. Бренда из «Слизня»
«Слизень» — дебютная работа Джеймса Ганна, который известен своими «Стражами Галактики». Сюжет фильма разворачивается в небольшом городке в США, куда метеоритом заносит инопланетную форму жизни. Слизень подчиняет волю Гранта, местного автодилера, и заставляет того медленно мутировать в ужасное, покрытое щупальцами чудовище. Медленно сходящий с ума мужчина одержим одной целью — заразить и превратить в монстров как можно больше жителей города.
Все жуткие существа в «Слизне» выглядят реалистично и отвратительно. Но самый неприятный из них — матка инопланетян, в которую превратилась несчастная жительница городка по имени Бренда. Грант похитил её и наполнил личинками паразитов, отчего она раздулась до размеров сарая, где была заключена.
Матку слизней создали с помощью громадного силиконового шара, в котором сидела загримированная актриса. На шею ей надели специальный резиновый «воротник», имитировавший двойной подбородок, а на щёки — пухлые трясущиеся накладки. Всё это было закрашено краской телесного цвета. А внутри круглого «тела» Бренды были установлены механизмы, заставлявшие его колыхаться, будто чудище состояло целиком из одного большого куска жира.
2. Нечто из одноимённого фильма
«Нечто» — американский фильм ужасов режиссёра Джона Карпентера, являющийся переосмыслением ленты 1951 года «Нечто с другой планеты». Сюжет разворачивается на антарктической станции. Группа учёных и исследователей сталкивается с враждебным инопланетным организмом, способным копировать другие формы жизни. Персонал станции пытается определить, кто из них настоящий человек, а кто — отвратительный монстр.
Для создания жуткого, постоянно мутирующего монстра, принимающего разные формы, были использованы различные модели из латекса и аниматроника (куклы с механизмами) на радиоуправлении. Слизь, кровь и прочие выделения создания делали из майонеза, фруктового желе и сока консервированной кукурузы, а также жевательной резинки, которую разогревали в микроволновой печи.
А в сцене, где существо своей грудной клеткой, трансформировавшейся в пасть, откусывает руки патологоанатому, снимался человек без обеих этих конечностей. В кадре их заменили восковыми протезами.
Фильм и по сей день смотрится более чем убедительно. Нечто с другой планеты выглядит настолько отвратительным и чужеродным, что пересматривать кино становится физически неприятно.
3. Лепрекон из одноимённого фильма
Комедийный фильм ужасов рассказывает историю о Лепреконе — злобном и коварном персонаже ирландской мифологии. Это уродливый карлик, который питает нездоровую тягу к драгоценным металлам. Некий хитрый ирландец украл у Лепрекона горшок с золотыми монетами, уехал в Америку, а когда злодей последовал за ним — запер того в ящике с помощью волшебного четырёхлистного клевера. Десять лет тот томился в заточении, но затем новые хозяева дома нечаянно освободили его, и он начал жестоко мстить похитителям золота.
Франшиза о Лепреконе обрела культовый статус и обросла многочисленными продолжениями — правда, не всегда удачными. В следующих главах Лепрекон попытается жениться (неудачно), слетает в космос и даже станет звездой гангста-рэпа.
На момент съёмок компьютерная графика была ещё не настолько развита, как сейчас, и CGI-спецэффекты были дорогими и сложными в производстве. Поэтому персонаж был создан с помощью специального грима с силиконовыми накладками. Лепрекона сыграл низкорослый актёр Уорвик Дэвис, известный по своим ролям в фильмах о Гарри Поттере, «Звёздных войнах» и «Уиллоу». По его словам, на нанесение грима на его лицо уходило по 3 часа, а на снятие — ещё 40 минут.
Маска уродца состояла из семи кусков латекса, а также бороды и парика. В итоге получилась чрезвычайно пугающая и отталкивающая, но в то же время нелепая физиономия.
4. «Капля» из одноимённого фильма
Сюжет фильма повествует о странной космической субстанции, которая падает на Землю вместе с метеоритом. Эта «капля» оказывается жидким монстром, который растворяет всё живое на своём пути, увеличиваясь в размере по мере того, как поглощает всё больше и больше людей. Перепуганные подростки — герои фильма — пытаются спастись от преследующего их инопланетного пожирателя, сталкиваясь с военными и учёными… И обнаруживают, что их стоит опасаться ничуть не меньше, чем монстра.
Для создания субстанции, способной переваривать заживо людей, команда по спецэффектам использовала шёлковые мешки, наполненные пищевым загустителем из метилцеллюлозы. Эта субстанция сочилась сквозь ткань, создавая ощущение липкой, осклизлой поверхности.
Когда нужно было снять поглощаемого монстром человека, на актёров с нанесённым гримом, имитирующим раны и ожоги, надевали полупрозрачные одеяла, в которые впрыскивали гель.
Режиссёр фильма Чак Рассел упоминал, что хотел бы попробовать сделать компьютерного монстра, но в 1988 году это было бы слишком дорого и не очень реалистично смотрелось.
5. Фрэнк из «Восставшего из ада»
«Восставший из ада» — британский фильм ужасов 1987 года, созданный писателем и режиссёром Клайвом Баркером. Он основан на рассказах Баркера из его сборника страшилок «Книга крови». События ленты разворачиваются вокруг мистической конструкции, известной как шкатулка Лемаршана — этакий кубик Рубика, только демонический.
Если правильно собрать головоломку, можно открыть портал в параллельное измерение, откуда придут ужасные создания, которых называют сенобитами. Это демоны-садисты, получающие удовольствие от мучений — как своих, так и чужих. Естественно, встреча с такими ребятами не несёт ничего хорошего.
Персонажи-сенобиты, созданные с помощью сложного грима, выглядели отвратительно и реалистично. Самый известный и запоминающийся среди них — ужасающий предводитель Пинхед (Булавкоголовый). Клайв Баркер сделал его под впечатлением от традиционных африканских демонических фигурок, созданных из гвоздей, и хардкорных завсегдатаев Нью-Йоркских садомазохистских клубов, чрезмерно увлекавшихся пирсингом.
Но, пожалуй, самый ужасный монстр в оригинальном в фильме 1987 года — первая жертва сенобитов, мелкий преступник Фрэнк Коттон. Когда в его руки попадает шкатулка, он нечаянно вызывает демонов, и те разрывают его на части. Однако когда на месте убийства Фрэнка проливается кровь, он рождается заново — в виде омерзительного скелета.
Этот персонаж был изготовлен из нескольких видов воска с разной температурой плавления. Манекен сначала нагрели перед камерами, чтобы он растаял, а затем воспроизвели сцену задом наперёд.
6. Муха из одноимённого фильма
Научно-фантастический фильм ужасов «Муха», снятый Дэвидом Кроненбергом, является ремейком фильма 1958 года. Он рассказывает историю учёного по имени Сет Брандл.
Физик разрабатывает транспортную машину, способную передвигать объекты с помощью телепортации — расщепляя их на молекулярном уровне, а затем собирая обратно в новом месте. Однако во время эксперимента в камеру устройства к учёному залетает муха, и он сливается с ней в отвратительный гибрид человека и насекомого.
Для превращения в муху Джеффа Голдблюма, известного своей ролью математика из «Парка юрского периода», использовали грим и механический реквизит. Финальная форма монстра, вылезающего из человеческого тела будто из кокона, сделана из комбинезона, под которым скрывались протезы и тяжёлые металлические пластины с подпружиненными накладками. Благодаря этому сцены в фильме выглядят чрезвычайно достоверно… и неприятно.
Обойдёмся без лишних спойлеров — упомянем только, что у мух так называемое внешнее пищеварение: они срыгивают свой желудочный сок на пищу, а затем поглощают получившуюся массу. Правда, на самом деле слизь, извергаемую монстром, съёмочная группа готовила из смеси яиц, молока и мёда. Приятного аппетита.
7. Ксеноморф из «Чужого»
«Чужой» — культовый научно-фантастический фильм ужасов, срежиссированный Ридли Скоттом в 1979 году. Действие разворачивается на космическом корабле, экипаж которого принимает сигнал бедствия с неизвестной планеты. Там они находят судно, заполненное множеством яиц. И один из членов команды подвергается нападению вылезшего из яйца существа.
Инопланетный монстр, так называемый ксеноморф, стал одним из самых культовых персонажей в фантастике. Уникальный жутковатый дизайн создания был разработан художником и скульптором Хансом Гигером. Лицехват и грудолом — ранние стадии развития монстра — были изображены в кадре с помощью механических кукол. А вот самого ксеноморфа сыграл актёр Боладжи Бадехо, носивший костюм инопланетянина.
Голова Чужого, содержащая 900 движущихся частей, была изготовлена из деталей старого автомобиля Rolls-Royce, а также рёберных костей и позвонков змеи, скреплённых пластилином. А внутренности личинки инопланетянина были сделаны из омаров, кальмаров и прочей морской еды, целое ведро которой заказал Ридли Скотт.
8. Хеллбой из одноимённого фильма
Порой чудовища бывают не злодеями, а героями. Именно такой монстр показан в фильме Гильермо дель Торо. Лента основана на комиксах Майка Миньолы о Хеллбое — демоне, попавшем на Землю, но воспитанном людьми и защищающем добро. Сыграл его Рон Перлман.
Его персонаж был создан с помощью сложного грима и костюма. Тело Хеллбоя, а в частности его грудные мышцы и спина, были сделаны из кусков пенопласта. Рога и уши прикреплялись к пластиковой шапочке, которую натягивали на голову. Поверх неё крепили волосы и бакенбарды, а потом красили актёра пятью оттенками красного цвета. Полный процесс накладывания грима занимал 4 часа в день.
9. Морской монстр из «Формы воды»
Удивительные существа могут показываться не только в фильмах ужасов, но и в… романтических драмах. Например, в фильме упомянутого выше дель Торо «Форма воды», получившем четыре премии «Оскар». В том числе — в номинациях «Лучший фильм» и «Лучшая режиссура».
Главная героиня Эльза работает уборщицей в тайной правительственной лаборатории — дело происходит в Америке времён холодной войны. Там она обнаруживает таинственное существо, которое учёные держат в плену. Это морской монстр, лишь отдалённо похожий на человека. Правительство планирует использовать его как оружие, но существо совсем не злое. Эльза пытается подстроить побег создания и незаметно влюбляется в него.
Морского монстра сыграл Даг Джонс, который также воплотил в жизнь образы Фавна и Бледного человека из фильма дель Торо «Лабиринт Фавна», а также некоторых монстров из «Хеллбоя». Сложный костюм чудовища был сделан из пенопласта и латекса. А процесс нанесения грима на лицо и тело актёра занимал по 3 часа в день.
На шею актёра была помещена система из сервоприводов на дистанционном управлении, позволявшая съёмочной команде управлять движением жабр существа. Впрочем, при создании графика всё-таки задействовалась: с помощью компьютера ему добавили возможность моргать глазами, что было сложно сделать «натуральным» путём.
10. Скрюченный человек из «Заклятия-2»
В фильме «Заклятие-2» режиссёра Джеймса Вана и сценариста Ли Уоннелла рассказывается, как охотники за привидениями Эд и Лоррейн Уоррен пытаются справиться с Энфилдским полтергейстом — призраком, якобы терроризировавшим английскую семью в Лондоне в 1977 году. В процессе борьбы с нечистью они сталкиваются со злом в разных формах: жутким мёртвым стариком, сидящим в кресле, демонической монахиней и высоким Скрюченным человеком — персонажем детской считалочки.
Скрюченный человек на первый взгляд кажется компьютерным персонажем — настолько неестественно он выглядит и двигается. Но на самом деле он был создан без применения графики. Чудище сыграл акробат Хавьер Ботет, способный изгибать свои суставы самыми изощрёнными способами. Режиссёр картины Джеймс Ван снял, как загримированный мужчина идёт задом наперёд, а затем прокрутил плёнку наоборот. Именно благодаря такому трюку Скрюченный человек смотрится поистине потусторонним созданием.
11. Американский оборотень из «Американского оборотня в Лондоне»
«Американский оборотень в Лондоне» — культовая хоррор-комедия, срежиссированная Джоном Лэндисом. Два американских туриста, Дэвид и Джек, отправляются в поход по сельским тропинкам Англии, где их атакует оборотень. Джек погибает, но Дэвид остаётся в живых и вскоре осознаёт, что после укуса чудовища сам начинает становиться волкоподобным монстром.
Самая известная часть фильма — это момент, когда Дэвид превращается в оборотня в своей лондонской квартире. Тело несчастного искривляется под невозможными углами, вытягивается, покрывается шерстью… Эту сцену реализовали с помощью множества искусственных голов, рук и ног, покрытых шерстью, которые меняли в кадре по мере трансформации главного героя. Эффект «удлинения» конечностей ликантропа получили с помощью специального пластикового материала, который мог растягиваться. На съёмку обращения героя в волка ушла целая неделя.
Художник по спецэффектам Рик Бейкер первым в истории получил «Оскар» за лучший грим за этот фильм — настолько впечатляющим выглядит созданный им волколак.
12. Жертвы суматранской крысообезьяны из «Живой мертвечины»
Фильм «Живая мертвечина» был снят Питером Джексоном. Позже новозеландский режиссёр создаст «Хоббита», состоящего почти полностью из компьютерной графики. Но тогда у него не было ни денег, ни возможности баловаться с CGI, и он был вынужден импровизировать с практическими эффектами. Поэтому «Живая мертвечина» полна отвратительных сцен и чёрного юмора.
Сюжет фильма рассказывает об инфантильном парне по имени Лайонел, который живёт с матерью-тираном Верой. Женщину укусил в зоопарке привезённый с далёкого острова грызун — уродливая суматранская крысообезьяна, и Вера постепенно начинает превращаться в зомби.
Живые мертвецы в фильме — это загримированные актёры, перемазанные заменителем крови. Конечности, которые главный герой отрубает у них газонокосилкой, — пластиковые протезы, вручную раскрашенные художниками по спецэффектам.
В сцене, где мёртвые любовники целуются и отрывают друг другу губы, использовались силиконовые тянущиеся маски. А отвратительный младенец-зомби, плод их извращённой любви, — это кукла, двигающаяся за счёт механизмов внутри.
Для финальной резни использовали больше 300 литров искусственной крови — фильм считается одним из самых жестоких в истории кинематографа. Актёры жаловались, что эта субстанция издавала приторный запах и была липкой.
Кстати, предыдущий фильм режиссёра, «Инопланетное рагу», тоже был абсурдно кровавым и снимался без какой-либо графики. А маски злобных пришельцев с другой планеты для него испекла мать Джексона в домашней духовке. Здорово, когда родители поддерживают увлечения своих детей!
Лучшие предложения
Выгодно: мини-пауэрбанк Baseus за 1 510 рублей
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Надо брать: USB‑концентратор Orico за 1 717 рублей
16 уютных худи и свитшотов, которые согреют зимой
Выгодно: робот‑пылесос Dreame D10 Plus за 23 431 рубль
Цена дня: смартфон realme Note 60 за 8 920 рублей
15 магазинов, в которые стоит заглянуть во время «чёрной пятницы»
От NFC до биоэквайринга: 6 разработок, которые изменили финансовые привычки россиян
РекламаРак: почему возникает и как лечится. Гид, который будет полезен всем
Как улучшить родной город: 5 проектов, которые помогут преобразить окружающее пространство своими силами
«Поздно что-то менять»: 5 вредных убеждений, которые не дают уйти из нелюбимой профессии