Иконки, шрифты и «Косынка». Как три женщины изменили представление о графическом дизайне
Сьюзен Кэр — создатель иконок для интерфейсов
Представить операционную систему без привычных символов «Мой компьютер» или «Мои документы», кажется, невозможно, но ещё до начала 1980-х их не существовало. Появлением иконок мир обязан художнице Сьюзен Кэр.
В школе её любимым предметом было изобразительное искусство, а мама привила интерес к вышивке. В 14 лет Сьюзен устроилась стажёром к дизайнеру Гарри Лауксу в Научный музей Филадельфии. Здесь она познакомилась с типографикой и графическим дизайном. В колледже Кэр уже рисовала постеры, брошюры, праздничные открытки и приглашения, а после выпуска видела себя либо учителем, либо художником.
В 1983 году, не имея опыта работы с компьютерами, Сьюзен устроилась в Apple Computer, Inc. Ей предстояло создать графику для новой серии домашних устройств Macintosh. Уже на собеседовании она показала свои первые эскизы. Это были иконки, нарисованные вручную в блокноте. Каждой клетке соответствовал один пиксель — опыт вышивания картин крестиком пригодился. Среди первых набросков был классический символ указательного пальца для команды «Вставить», а образы некоторых реализованных иконок дожили до наших дней. Например, значок ведра для «Корзины» или принтера для «Печати».
Сьюзен Кэр проработала в Macintosh до 1986 года. За это время она создала множество известных владельцам компьютеров Mac шрифтов: New York, Geneva, London, Toronto и Venezia. После увольнения основала свою дизайн-студию, а в 1989 году начала сотрудничать с Microsoft. Результатом этой работы стал знакомый всем пасьянс «Косынка». Именно Кэр придумала классический дизайн карт, который взяли за основу всех подобных игр в этой операционной системе.
В нулевые художница продолжала работать в индустрии графического дизайна, в том числе была креативным директором Pinterest. Постер с изображением первых иконок можно купить на сайте Кэр, на каждом она оставляет свой автограф. А с 2015 года тот самый блокнот с эскизами выставляется в постоянной экспозиции Музея современного искусства Нью-Йорка.
Решения графических дизайнеров и сегодня делают жизнь пользователей приложений и программ лучше, но обучиться этой профессии с нуля можно намного быстрее, чем в начале 1980-х. К примеру, на курсе «Графический дизайнер» от Яндекс Практикума. Программы здесь длятся 9 или 12 месяцев. Ученики смогут освоить все важные для работы инструменты — Figma, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, а также научатся разбираться в цвете, типографике и правилах композиции. Уметь рисовать или покупать дорогой планшет со стилусом необязательно, а найти первые заказы ещё во время обучения помогут специалисты карьерного центра Практикума. К слову, выпускную работу тоже можно будет положить в портфолио.
Если вы до конца не уверены, что эта специальность подойдёт, развеять сомнения легко: вводную часть программы получится пройти, не потратив ни рубля.
Эйприл Грейман — экспериментатор с компьютерной вёрсткой
Если сейчас графический дизайн — полноценная индустрия, то в 1980-х специалисты относились к новым технологиям с недоверием. Казалось, что возможности компьютеров никогда не сравнятся со старым добрым карандашом, а пикселизация изображения воспринималась как брак. Эйприл Грейман, в отличие от своих коллег, сразу же заинтересовалась цифровой графикой. Отец выпускницы Базельской школы дизайна работал системным администратором и программистом, поэтому с технологиями девушка была знакома с детства.
В 1984 году Грейман купила свой первый Macintosh и сразу приступила к экспериментам. Пиксели, ограниченные цвета — всё это стало для неё источником вдохновения и нового художественного языка. Через год компания Aldus Corporation выпустила первую программу для цифровой вёрстки PageMaker. С её помощью в 1986 году художница создала работу Does It Make Sense? («Есть ли в этом смысл?») — постер из текста, фотографий и символов. Сначала Грейман нарисовала макет и распечатала его по частям на обычном принтере. Затем соединила фрагменты в цельное изображение, сфотографировала результат и отнесла в типографию уже готовый вариант. Креативный подход так поразил индустрию, что один из выпусков журнала Design Quarterly превратился в работу Грейман: его можно было полностью развернуть и повесить на стене.
Эйприл всю жизнь экспериментировала с программами для цифровой графики, создала множество обложек для журналов и даже дизайн почтовой марки. Она была посвящена годовщине принятия поправки в Конституцию США, которая давала активное избирательное право женщинам. Экспрессивный стиль художницы, сочетающий в себе достижения сюрреализма, искусства модерна и цифровых возможностей, относят к так называемой Калифорнийской новой волне дизайна. В 1998 году Грейман получила награду от Американского института графических искусств, а 2018 году — от Общества типографских искусств.
Зузана Личко — автор множества цифровых шрифтов
В начале 80-х Зузана Личко изучала визуальную культуру в престижном колледже Беркли, где ей приходилось посещать уроки каллиграфии. Она была левшой, и занятия давались сложно. Всё встало на свои места, когда на рынке появился первый компьютер Macintosh. Оказалось, что цифровые шрифты ей даются намного проще. С техникой девушка тоже была знакома: в юности помогала отцу с обработкой данных на первом компьютере.
К слову, индустрия дизайна шрифтов зародилась задолго до появления гаджетов. Их разработкой занимались с тех самых пор, как появилось книгопечатание в XVI веке. Сфера бурно развивалась и позже, с началом массового выпуска ежедневных газет. Вклад Личко состоял именно в том, что она адаптировала шрифты под цифровые интерфейсы. К примеру, усовершенствовала исторический Baskerville, который был разработан ещё в XVIII веке. Свой вариант Личко назвала Mrs Eaves, в честь жены Джона Баскервилля — автора оригинала. А её Filosofia — это интерпретация Bodoni, придуманного итальянским издателем Джамбаттиста Бодони в 1787 году.
Зузана создавала и свои авторские варианты шрифтов. В 1984-м вместе с мужем — арт-директором Руди Вандерлансом — начала выпускать полностью цифровой журнал Emigre, посвящённый графическому дизайну. В нём публиковались образцы шрифтов, ориентированные на печать текста через матричные принтеры с низким разрешением. С 2011 года пять цифровых шрифтов, впервые опубликованных в Emigre, хранятся в экспозиции Музея современного искусства Нью-Йорка.
Одна из задач графического дизайна — доносить ценности брендов до аудитории. Для этого придумываются новые шрифты, совершенствуются способы вёрстки на сайтах, разрабатываются логотипы. Если вам всегда нравилось это направление, попробуйте начать с основ. Например, прокачайте навык создания эффектных и убедительных презентаций. Бесплатный курс Практикума по созданию презентаций поможет освоить главные фишки Google Slide и доносить свои идеи через дизайн. Он разработан опытными руководителями дизайнерских команд. Все, кто проходит курс, получают в подарок шаблоны и чек-листы, которые упрощают работу над презентациями.
Станьте первым, кто оставит комментарий