Почему запрет телефонов в школах — это грустно и плохо: мнение педагога Димы Зицера
В декабре президент подписал закон, запрещающий школьникам использовать мобильные телефоны на уроках даже в образовательных целях. По словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, подобный запрет давно просили ввести учителя и родители. Запрет должен повысить дисциплину и авторитет учителя и способствовать живому общению в классе.
Ну что ж…
Почему так произошло и почему это плохо
Запрет этот ввели только потому, что депутаты боятся всего нового. Другой причины нет. Решения они принимают линейно: если какое-то явление им непонятно, они его запрещают. Это очень в духе ретроградской консервативной традиции.
Авторы закона считают, что запрет поможет создать благополучную атмосферу на уроках. Проблема в том, что среди них нет педагогов, они не понимают, как учить детей. Это похоже на Шариковых, которые рассказывают людям с университетским образованием, как им выполнять их работу.
Позорище заключается в том, что парламент влезает в дела школы. В школе существует автономия, это прописано в российском законе об образовании, который, к слову, всё ещё один из лучших в мире. Там сказано, что директор, завуч, родители уставом школы могут запретить телефоны (правда, не знаю зачем). И такие школы, конечно же, были и прежде.
Но когда приходит некий спикер и говорит, что телефоны надо запретить повсеместно, Дума берёт на себя очень мелкую резолюцию непонятно для чего. Так скоро будут решать, какую туалетную бумагу использовать.
Почему школьникам не стоит запрещать телефоны на уроках
Кроме того, что такие мелкие вопросы вообще не должны касаться политики, есть ещё ряд моментов, воздействующих непосредственно на самих детей.
Влияние на личные границы
Конечно, психику ребёнка так просто сломать нельзя, отобрав у него гаджет. Но стоит учесть вот что.
Гаджет находится у нас в руках большую часть времени, такова современная реальность. То, чем дети в нём занимаются, — это отдельный вопрос, который мы ещё обсудим. Но факт остаётся фактом: телефоны — это часть нашей жизни.
И когда их отбирают и в очередной раз говорят детям нет, не объясняя нормальных причин, а просто так, это сигнализирует им о том, что взрослые просто из собственной прихоти могут запретить делать то, что важно. Дети понимают, что опять люди, которые сильнее их, что-то им запретили и взяли над ними власть. Это, конечно, акт подавления.
При этом авторы говорят, что так ученикам будет лучше. Но это неправда, лучше не будет. Не бывает лучше от таких запретов. И в Советском Союзе никому от запретов лучше не становилось. Только тогда речь шла не о гаджетах, а о каких-нибудь книгах.
Влияние на дисциплину
Этим законом детей пытаются «дисциплинировать». Но что такое дисциплина в школе? Это странное понятие, мы ведь говорим не о тюрьме и не об армии, а об учреждении, в котором ребёнок проводит большую часть своего времени.
Дисциплина — это понятие силовое. Школа же должна оперировать понятиями из области искусства и образования.
Суть в том, что наличие и отсутствие гаджетов никоим образом не влияет на обстановку в классе. Я учился, когда ещё не было никаких гаджетов, и все как могли сходили с ума, дёргали девочек за косички, перебрасывались бумажками и писали слово из трёх букв на доске.
Если уроки непрофессиональные, невозможно заставить ребёнка слушать и внимать. Даже если при этом отобрать у него гаджет, он найдёт, как отвлечься.
Влияние на то, как усваивается материал
Гаджет — это инструмент нового времени. Понятно, что, когда речь идёт о скучных и несовременных уроках, дети предпочитают телефон, это логично. Они чувствуют, что то, что преподают, им совершенно не нужно, им незачем этим заниматься.
Но взаимодействовать с гаджетами можно несколькими способами:
- делать уроки такими, чтобы дети предпочитали гаджетам само занятие;
- делать гаджет инструментом для ведения урока.
Талантливые педагоги так и действуют.
К сожалению, у нас в профессии есть нерадивые учителя, которые расписываются в собственной беспомощности, когда просят Думу разобраться и сделать так, чтобы дети не отвлекались на уроках. А увлечь ребёнка — это на самом деле чья задача? Училки или политика?
Так что при грамотном преподавании гаджет может не мешать, а дополнять урок и прекрасно помогать усваивать материал.
Влияние на умение пользоваться гаджетами в целом
Вообще, школа нужна, чтобы познавать мир. А гаджет — это один из инструментов познания этого мира и главный спутник сегодняшнего молодого человека, нравится вам это или нет.
И где ещё учиться взаимодействовать с этим предметом, если не в школе? Но если в школе говорят «Нельзя», тут же возникает соответствующее противодействие: «О, значит, запретный плод сладок».
И тогда происходит то, на что жалуются многие родители и учителя: ребёнок в телефоне занимается непонятно чем. Конечно, если ему внушили, что это что-то запретное и плохое и не может быть использовано для нормальных целей, значит, там только порнушку можно смотреть.
Как иначе можно строить отношения в школе
Нормальные продуктивные отношения что в семье, что в школе строятся не на запретах и не на дисциплинировании. Насилие — это не педагогический инструмент.
Ещё раз: школа существует для того, чтобы познавать мир. В ней должны работать профессионалы. Поэтому вместо запретов хотелось бы, чтобы эти профессионалы умели построить урок так, чтобы закрутилось педагогическое волшебство. Чтобы ребёнок не просто отсиживал повинность 45 минут, а понимал, что он занят чем-то важным, чтобы ему было интересно и круто.
Очень важно, чтобы ученик знал, что то, что он изучает, имеет к нему отношение здесь и сейчас.
Без байды про то, что вот сейчас надо выучить, а потом через 20 лет это пригодится. При таком подходе не пригодится, мы-то с вами знаем.
Всё-таки учитель — это профессия. Ей обучаются. Учитель умеет что-то такое, чего не умеет неучитель, он должен знать, как выстроить отношения с ребёнком. А если учитель пользуется запретами и наказаниями, тогда на его месте может быть кто угодно. Так и моя собака может урок провести, просто всё запрещать и орать на учеников. А их надо заинтересовать.
Конечно, это не делается в одну секунду, это длинный процесс.
Апологеты сильной руки на это ответят: «Сейчас мы им всё разрешим, они нам на голову сядут». Они сядут вам на голову, потому что вы сами их к этому приучили. К тому, что, если не прижимают, надо бунтовать. То есть самим учителям, наверное, в этом случае надо менять подход.
То же самое касается родителей, которые поддерживают этот запрет. Некоторые родители, к сожалению, приучены к тому, что государство знает лучше. Часть из них не верит, что их дети нормальные люди, что с ними можно нормально взаимодействовать.
Но ведь отношение к чему-то начинается дома. И вместо того, чтобы обсудить с ребёнком его отношение к гаджетам, родители полагаются почему-то на политиков. Чтобы политики запретили их детям делать то, что не нравится взрослым. Если вы не хотите, чтобы ваш ребёнок сидел в телефоне, подайте ему пример, потусуйтесь с ним, пусть он осознанно сделает этот выбор.
Дети ведь не идиоты.
Лучшие предложения
Выгодно: мощный пауэрбанк Rocoren со скидкой 40%
Находки AliExpress: 20 самых популярных товаров ноября
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Создаём новогоднее настроение: 15 классных товаров для дома
Выгодно: GaN-зарядка Baseus на 65 Вт со скидкой 62%
Цена дня: Bluetooth-колонка Tronsmart за 11 900 рублей
Надо брать: автоматическая кофемашина DeLonghi за 25 492 рубля
15 товаров со скидками, которые стоит купить во время «Чёрной пятницы» на AliExpress
«Друзья на карте» в 2ГИС: 3 возможности, которые облегчат жизнь
«Поздно что-то менять»: 5 вредных убеждений, которые не дают уйти из нелюбимой профессии
Лол, это что, 2к17? Квиз, от которого можно поймать острый приступ ностальгии
Дедлайн, кешбэк и личный кабинет. 3 совета, которые помогут заплатить налог на имущество по-умному