Как часто менять тормозную жидкость и как это делать
Что такое тормозная жидкость
Тормозная жидкость — это состав, который заполняет гидравлическую систему машины. Водитель жмёт на педаль тормоза, активируется поршень тормозного цилиндра. Он давит на жидкость, она по каналам передаёт усилие на тормозные механизмы. Из суппортов выдвигаются поршни и давят на тормозные колодки. А те прижимаются к тормозным дискам или барабанам. Из-за трения автомобиль замедляется или останавливается. Когда водитель отпускает педаль, давление в тормозной системе падает, а колодки отходят от дисков или барабанов.
Видео: АВТОШКОЛА 67 / VK Video
Главное, что должна уметь тормозная жидкость, — работать в любых условиях. То есть не закипать при нагреве и не замерзать на морозе.
Какой бывает тормозная жидкость
Для каждого типа тормозной системы существует подходящая жидкость. Они создаются на разных основах. Выбирать нужно только ту, которую рекомендует производитель. Спецификацию можно найти в интернете для каждой модели автомобиля.
Масляно-спиртовая — из смеси касторового масла и бутилового спирта. Это старый тип, который в современных машинах уже не используется. Такая жидкость безопасна для кожи и лакокрасочного покрытия, не разъедает шланги, которые раньше делали из обычной резины. Но она рано закипает, примерно на 120−150 градусах. А на морозе около −50 дубеет.
Гликолевая — из полиэтиленгликолей и полиэфиров борной кислоты. Это опасный, ядовитый состав, поэтому для него нужны шланги из особо стойкой резины. А если смесь попадёт на лакокрасочное покрытие, останутся следы. Такая тормозная жидкость выдерживает температуру до 250 градусов, но только пока новая. Состав впитывает в себя влагу из воздуха и со временем разбавляется водой. В итоге температура кипения снижается до 150 градусов. В основном именно этот тип чаще всего используется в актуальных автомобилях.
Силиконовая — на основе кремнийорганических соединений. Такая жидкость начинает кипеть не раньше чем при 350 градусах. И выдерживает холод до −100 градусов. Она не впитывает в себя влагу, но не смазывает компоненты тормозной системы. Силиконовые составы не подходят для машин с ABS, то есть для большинства современных. Чаще всего этот вариант применяется с дополнительными присадками в спортивных и гоночных моделях.
Среди разных марок ищите такую, которая выдерживает самую высокую температуру кипения. Смешивать разные типы тормозной жидкости между собой нельзя. Это приведёт к поломке всей системы.
Жидкости классифицируются по международному стандарту DOT (Department of Transport). За аббревиатурой идёт цифра, обозначающая класс жидкости. Например, DOT3 — простая гликолевая, DOT4 — гликолевая с присадками, а DOT5 — силиконовая.
Зачем менять тормозную жидкость
Если этого долго не делать, жидкость густеет, а её свойства ухудшаются. Это означает, что в нужный момент автомобиль не сможет остановиться вовремя.
Поэтому, например, после покупки машины с пробегом обычно меняют все расходники и технические жидкости, в том числе тормозную. Ведь неизвестно, когда это делал предыдущий владелец.
Чем больше влаги впитывает гликолевая тормозная жидкость из воздуха, тем ниже становится температура её кипения. Это может быть опасным, особенно на мощных автомобилях, где тормоза могут разогреваться до высоких температур. Кроме того, вода провоцирует коррозию деталей тормозного привода: трубок, тормозных цилиндров и прочего.
В регламенте технического обслуживания (ТО) на любой автомобиль обязательно указывается замена тормозной жидкости и периодичность. Найти документ на каждую модель можно в интернете.
Как часто менять тормозную жидкость
Обычно её хватает на период до трёх лет. Точный срок указан в инструкции по эксплуатации машины. Он зависит от типа тормозной системы, условий использования автомобиля и класса тормозной жидкости.
В большинстве случаев рекомендуется менять тормозную жидкость каждые 1–2 года или после пробега 30–50 тысяч километров.
Если уровень тормозной жидкости снизился, иногда бывает достаточно просто подлить её. Если в автомобиле нет электронного датчика для его проверки, это нужно делать самостоятельно. Например, когда заливаете омывающую жидкость. Бачок находится под капотом, а на его крышке схематично изображено колесо с колодками.
Полная замена всей тормозной жидкости нужна, если:
- Машина стала хуже тормозить.
- Жидкость в бачке загрязнена.
- Появилась утечка. В этом случае придётся полностью осмотреть систему, найти утечку, устранить её, а затем залить новую тормозную жидкость.
- Был ремонт тормозной системы с последующей прокачкой механизмов.
Возраст тормозной жидкости можно определить по цвету. Новая — прозрачная со слегка желтоватым оттенком, старая — насыщенно жёлтая, как моторное масло, а очень старая — коричневая или даже чёрная.
Ещё самостоятельно проверить состояние тормозной жидкости можно специальным тестером. Его опускают в бачок на несколько секунд, а потом вытаскивают. В зависимости от цвета лампочек становится понятен возраст состава. Подробная инструкция по использованию обычно прилагается к тестерам.
Для проверки содержания влаги в тормозной жидкости есть специальные приборы-тестеры. Для «домашнего» использования — в виде толстого карандаша, компактные и сравнительно бюджетные. Для профессионального — гораздо большего размера и значительно дороже. С их помощью легко определить температуру кипения тормозной жидкости и понять, стоит её менять или нет.
Как поменять тормозную жидкость
Эксперты советуют менять жидкость своими руками только на машинах без ABS, чтобы не повредить хрупкие датчики.
Самостоятельно заниматься этой процедурой на современных автомобилях, оборудованных ABS, системами стабилизации и прочими электронными помощниками, не стоит. При неумелом обращении можно легко вывести из строя какой-нибудь гидравлический блок или обломить штуцер.
Для старых моделей или, например, отечественных упрощённых Lada инструкция несложная. Потребуются помощник, домкрат, подъёмник или смотровая яма, шприц, ведро либо другая ёмкость для старой жидкости, шланг и баллонный ключ — инструмент для откручивания болтов на колёсах. Двигатель должен быть заглушён, а ручник не активирован.
Вот как действовать пошагово:
1. Откройте капот. Открутите крышку бачка с тормозной жидкостью.
2. Откачайте старую жидкость из ёмкости шприцем. Слейте её в подготовленное ведро.
3. Наполните бачок новой тормозной жидкостью. Объёмы нужно смотреть в спецификации каждого автомобиля.
4. Закатите машину на подъёмник или приподнимите домкратом. Открутите болты и снимите колёса. Если к тормозной системе можно подобраться не делая этого, пропустите пункт.
5. Снимите колпачок с клапана на тормозном суппорте заднего правого колеса. Затем — с заднего левого, с переднего правого и в самом конце — с переднего левого.
Начинать надо с самого дальнего от педали тормоза колеса и продвигаться к самому ближнему.
6. Закрепите на штуцере (патрубке на тормозной трубке) шланг. Подойдёт резиновый или от капельницы. Другой конец положите в ёмкость, куда будет сливаться старая тормозная жидкость из системы. Это нужно будет проделать на каждом колесе по очереди.
7. Попросите помощника нажать на педаль тормоза в автомобиле, а сами пока открутите штуцер на пол-оборота. Жидкость потечёт в ведро.
Как отмечает Максимильян Павлов, прокачка осуществляется с помощью ритмичных нажатий на тормозную педаль. В это время подливайте в бачок новую тормозную жидкость.
8. Нажимайте на педаль, пока не исчезнут все пузырьки воздуха, а в ёмкость не польётся новая жидкость.
9. Закройте клапан. Повторите весь процесс на каждом колесе по очереди.
10. Затем проделайте все действия в обратном порядке: снимите шланг, наденьте обратно колпачок на клапан, установите колёса, закрутите болты, снимите машину с подъёмника или домкрата.
После замены жидкости важно проверить работу тормозной системы. Нажмите на тормоза несколько раз, чтобы убедиться, что они реагируют нормально и не зажаты.
Также помните, что старая тормозная жидкость — опасный отход и её нельзя просто выбросить в канистре с обычным мусором или слить за гаражами. Это приведёт к загрязнению окружающей среды. Сегодня многие автосервисы принимают отработанную тормозную жидкость на утилизацию. Нужно найти СТО или другую организацию, которая этим занимается, и отвезти слитый состав туда. Это самый безопасный вариант.
Станьте первым, кто оставит комментарий