Короткий путь в профессию: 5 причин поступить в колледж
1. Ребёнок уже знает, кем хочет стать
Многие школьники к 14 годам определяются если не с итоговой профессией, то как минимум с направлением своего устойчивого интереса. Допустим, если ребёнок с детства с удовольствием посещает кружок робототехники, то, возможно, чтобы не терять времени зря, после 9-го класса ему стоит поступить в колледж или техникум на инженерные направления. Это как авиа-, судо- и машиностроение, так и строительство жилья. Подростка-гика можно заинтересовать IT-специальностями — такие направления в колледжах сейчас тоже есть. Например, получится попробовать себя в веб-разработке или освоить профессию администратора баз данных.
Обучение в колледжах и техникумах предусматривает значительную долю практики. Через пару лет, к возрасту, когда его сверстники только начинают учиться в вузе, студент колледжа уже готов начать карьеру. При этом он не закрывает себе дорогу к высшему образованию: при желании дальше можно поступить и в институт. В некоторых случаях даже есть шанс зачислиться сразу на второй курс.
Популярность среднего профессионального образования только растёт: сегодня колледжи выбирают 60% девятиклассников. Это произошло в частности благодаря национальному проекту «Образование», который занимается развитием системы среднего профессионального образования в России.
В колледжах преподают мастера производственного обучения с практическим опытом, а занятия проходят на современном оборудовании: на базе колледжей по всей стране создано более 3 000 мастерских.
2. Школьник хочет получить конкретные навыки
Не все готовы тратить несколько лет своей жизни в институте, чтобы по итогу выйти с ворохом теоретических знаний, но без возможности сразу же найти работу. В колледжах практика занимает 70% от всей учебной программы. Некоторые занятия проходят прямо на производстве.
Студенты получают прикладные навыки и учатся на том же оборудовании, на котором впоследствии будут трудиться. Постигать тонкости того или иного дела в колледжах помогают наставники. Это опытные преподаватели и мастера производственного обучения, которые прошли специализированные стажировки на предприятиях. Вчерашние школьники вживую знакомятся с профессией, поэтому в первые дни полноценной взрослой работы стресса у них будет меньше.
3. Ребёнок боится плохо сдать ЕГЭ
В некоторых школах последние 2 года обучения полностью заточены на подготовку к экзамену — из-за этого у подростка может пропасть интерес к учёбе. Кроме того, сам ЕГЭ способен стать серьёзным фактором тревоги ребёнка в старших классах, особенно если его близкие переживают, что школьник не наберёт необходимые для поступления баллы.
Подростку может и объективно не хватать знаний по интересующим предметам. К примеру, школьник мечтает об инженерной специальности, но у него нет возможности ходить к репетиторам и уделять время только техническим предметам. В таком случае можно поступить в колледж. Для этого ЕГЭ не нужен: здесь, как правило, учитывается средний балл школьного аттестата.
В колледже подросток сможет подтянуть знания по профильным предметам и при желании пойти в вуз. Для перехода на новую ступень образования сдавать ЕГЭ не придётся, хотя вузы могут устанавливать свои критерии для зачисления.
4. Подросток стремится стать более независимым
Некоторым старшеклассникам может не нравиться школа из-за её слишком строгих рамок вроде установленной формы одежды или замечаний по поводу цветных волос. Учёба в колледже — это практически студенчество, поэтому никто не будет писать в дневник жалобы родителям, что подросток забыл сменку или неаккуратно выполнил домашнее задание.
Кроме того, здесь можно получить практический опыт и найти работу, поэтому у вчерашнего школьника будет стимул быстрее получить в том числе финансовую свободу. По данным НАФИ, 87% студентов колледжей почувствовали себя более независимыми после начала учёбы. Конечно, со свободой приходит и другая важная часть взрослой жизни — ответственность. За пропуски и неуспеваемость могут отчислить, чего в школе практически не бывает.
Помимо финансовой независимости колледжи дают свободу в выборе возможностей для развития. К примеру, студент может самостоятельно определить, каких практических умений ему не хватает, и начать расширять круг своих навыков. Это позволит ему стать более универсальным, а значит, конкурентоспособным специалистом.
5. Школьнику сложно выбрать, на кого учиться
Наряду с мотивированными подростками, которые точно знают, чего хотят от будущего образования, есть и те, кому тяжело определиться с выбором. В этом случае колледж или техникум могут стать своеобразной «тренировочной площадкой». К примеру, если у подростка есть мысли о медицинском образовании, то колледж позволит познакомиться с профессией. Если станет понятно, что выбор был ошибочным, то после выпускного можно изменить направление карьеры. Издержек от такого решения будет меньше, чем если бы школьник долго и мучительно готовился к экзаменам по биологии и химии, поступил в медицинский вуз, а после первого курса разочаровался в учёбе.
Чтобы сделать осознанный выбор, можно посещать Единые дни открытых дверей в колледжах. В российских заведениях они проходят два раза в год. На таких мероприятиях получится изучить учебные программы и техническое оснащение потенциального места учёбы, узнать, какие перспективы трудоустройства есть в той или иной сфере, и даже побывать с экскурсией на предприятиях, где могут работать выпускники. Кроме того, на днях открытых дверей проходят профориентационные пробы, которые помогают будущим студентам наметить траекторию профессионального развития.
Стать высококвалифицированным специалистом на ведущем предприятии региона помогает программа «Профессионалитет». Это адресная подготовка кадров для бизнеса: в короткие сроки студенты получают необходимые для работы знания и навыки, могут пройти стажировку и начать карьеру.
В России создано уже 220 кластеров среднего профессионального образования: это более 900 колледжей и техникумов в 68 регионах и свыше 1 000 компаний-работодателей. Студентов обучают по 24 отраслям экономики, а в 2024 году дополнительно появятся кластеры по электронной промышленности и индустрии робототехники.