Получить интересную профессию или прокачать свой бизнес. Для чего изучать интернет-маркетинг
Чем полезен интернет‑маркетинг
Его инструменты помогают продвигать товары и услуги только тем, кому они уже нужны или потенциально интересны. А ещё — оценивать эффективность рекламной кампании с точностью до каждого клиента и грамотно вести бюджет. Поэтому всё больше брендов отдают предпочтение цифровому, а не классическому подходу.
К концу 2023 года мировой рынок интернет‑маркетинга может достигнуть 363,05 миллиарда долларов. В будущем его обороты будут только увеличиваться — по прогнозам экспертов, на 13,1% каждый год до 2032‑го. В России объём рынка интернет‑рекламы тоже впечатляет. В прошлом году он достиг отметки в 389,2 миллиарда рублей и продолжает расти. Появляются новые инструменты продвижения, которые требуют разных знаний и навыков: от контент‑маркетинга до бренд‑менеджмента.
Специалисты, владеющие свежими подходами, востребованы в медицине, образовании, туризме, финансовой сфере и IT. А ещё им неплохо платят. Например, в отрасли высоких технологий маркетологи в среднем зарабатывают 108 тысяч рублей в месяц. Конкретная сумма зависит от навыков сотрудника — опытному специалисту могут предложить и 200 тысяч.
Помимо того, что какое‑то направление интернет‑маркетинга может стать новой профессией, отдельные инструменты пригодятся и другим профессионалам:
- Специалистам, которые работают с классическими инструментами маркетинга. Вроде наружной рекламы или размещений в СМИ. Понимание цифровых инструментов позволит усилить портфолио и расширить возможности для поиска работы.
- Руководителям. Как минимум, чтобы представлять, о каких таких конверсиях и ценах за лид говорит команда маркетинга.
- Владельцам малого бизнеса. Маленькие команды редко могут позволить себе разных специалистов и работать со всеми каналами продвижения. Потому разобраться в основах интернет‑маркетинга полезно самому.
- Начинающим предпринимателям. Даже если вы просто мечтаете печь торты или реставрировать мебель, добавлять красивые фото в свои соцсети и ждать заказов недостаточно. Важно уметь самому анализировать рынок, выбирать площадки для продвижения, настраивать рекламу, следить за аналитикой и постоянно работать с лояльным ядром аудитории.
Какие профессии есть в интернет‑маркетинге
Для продвижения в Сети используют множество инструментов, площадок и подходов. Крупные игроки рынка стараются задействовать их все, а молодые компании, как правило, нанимают нескольких специалистов для приоритетных направлений.
Трафик‑менеджер
Это специалист, который привлекает клиентов через каналы платного трафика. Например, через контекстную рекламу в поисковиках или таргетированную в соцсетях. Кроме того, он может заниматься продвижением через лидеров мнений — блогеров, звёзд шоу‑бизнеса или популярных спикеров.
Список обязанностей трафик‑менеджера лишь частично пересекается с SMM‑специалистом и таргетологом, потому что такой сотрудник использует больший набор инструментов. С их помощью он приводит посетителей не только в соцсети, но и на сайты, лендинги, в мобильные приложения.
Освоить профессию трафик‑менеджера можно в Яндекс Практикуме. На курсе расскажут, как рекламировать товары разной аудитории, разрабатывать медиапланы, анализировать результаты кампаний. Направление будет хорошим стартом в IT, потому что здесь не нужно кодить, а приступить к работе реально уже через 3–4 месяца после первых занятий. Начать осваивать программу можно бесплатно — на курсе есть пробная часть. Она поможет присмотреться к профессии и решить, подходит она или нет.
SMM‑специалист
Задача эсэмэмщика — управлять страницами бренда в соцсетях. Помимо создания интересного и полезного контента, ответов на вопросы подписчиков, в его задачах — работать с аналитикой и проверять гипотезы. Так называют предположения о бизнесе, которые можно подтвердить или опровергнуть. Допустим, проверить, какой из двух визуалов привлекает больше молодой аудитории. Для SMM‑специалиста будет плюсом, если он разбирается в настройках рекламы, однако в крупных компаниях её чаще всего запускает другой сотрудник — таргетолог.
Таргетолог
На плечи этого сотрудника ложится ответственность за то, чтобы реклама в соцсетях достигла нужной аудитории. Если ролик по телевизору увидят все, кто включил канал, то аудиторию интернета можно сегментировать по разным принципам — полу, возрасту, стране проживания, интересам. Таргетолог решает, кому с учётом этих параметров стоит показать продукт. Например, рекламирует детское питание только молодым людям, которые, вероятно, недавно стали родителями или планируют ребёнка. А информацию о новой автошколе показывает аудитории пабликов других учебных заведений — часть подписчиков наверняка присматривает подходящее.
Контент‑маркетолог
Разрабатывает стратегию продвижения товара или услуги с помощью контента — текстов, фотографий, видео. Для этого специалист может выбирать разные каналы — от соцсетей и рассылок до подкастов и тематических блогов компании. Все опции контент‑менеджер связывает в единую систему продвижения, чтобы получить лучший результат для бизнеса. Кстати, такой профессионал редко делает что‑то руками, но может управлять командой, в которую входят SMM‑специалист, копирайтер, фотограф и другие сотрудники.
Если интересно создавать контент‑стратегии, которые влияют на узнаваемость и доходы бизнеса, пройдите обучение на контент‑маркетолога в Яндекс Практикуме. Курс поможет понять, как работать с разными каналами продвижения и с их помощь выстраивать воронку продаж. В программе — теория, которую можно осваивать в удобное время, практические задачи, а ещё вебинары и воркшопы от практикующих контент‑маркетологов.
SEO‑специалист
Умеет оптимизировать сайт под поисковые системы, чтобы тот оказался в топе выдачи по ключевым запросам и привлекал больше трафика. По статистике, большинство пользователей просматривают лишь первую страницу поиска и только 4% — переходят на четвёртую и дальше. Если сайт находится внизу выдачи, высока вероятность, что потенциальный клиент до него просто не долистает и закажет товар у конкурентов.
Менеджер маркетплейсов
Нужен, чтобы координировать продажи и продвигать товары компании на крупных торговых площадках. Профессия совмещает навыки маркетолога, управленца и аналитика, к которым обязательно добавляется доскональное знание особенностей российских маркетплейсов. Такой менеджер изучает целевую аудиторию, устанавливает цены на товары, составляет план продаж, убирает непопулярные позиции и добавляет новые. Некоторые обязанности он делегирует. Например, может поручить дизайнеру создать оформление карточек товаров, а копирайтеру — их описание. Как правило, чем крупнее компания, тем больше сотрудников будет работать в команде вместе с менеджером.
Если вы присматриваетесь к профессии маркетолога, но не знаете, какое направление выбрать, начните с бесплатного курса «Какую профессию в маркетинге выбрать» от Яндекс Практикума. На нём вы познакомитесь с востребованными специальностями в этом направлении, поймёте, чем различаются задачи разных маркетологов и сколько они зарабатывают, узнаете, какие навыки нужны для развития карьеры.