5 популярных заблуждений, которые мешают делать выгодные покупки на распродажах
1. В онлайн‑магазинах больших распродаж не бывает
На маркетплейсах круглый год предлагают товары со скидками. Поэтому кажется невероятным, что площадки устраивают дополнительные акции. Но это действительно так. Например, в конце года во многих интернет‑магазинах проходят большие распродажи — 11.11 и «чёрная пятница».
Причём сроки проведения акций увеличиваются. Так, в прошлом году Amazon в Европе запустил «чёрную пятницу» на неделю раньше, чем обычно. Уже в первый день продажи взлетели почти в 3,5 раза.
Российские маркетплейсы перенимают зарубежный опыт. Ozon в этом году начал распродажу 11.11 ещё 30 октября, а продлилась она до 13 ноября. Сразу же за ней стартует новая распродажа — «чёрная пятница». Её пик придётся на 24 ноября.
Длинные распродажи — мировой тренд, который напрямую отвечает запросу потребителей. Конечно, больше всего покупателей и самые внушительные скидки бывают в главный день акции. Но многие готовы приобрести товар за цену чуть выше, зато заранее и без спешки. Ранние распродажи — именно для таких покупателей.
2. Честные скидки в магазинах — это редкость
Вовсе нет, причём крупные площадки уделяют этому особое внимание. К примеру, чтобы участвовать в акциях Ozon, продавец должен сделать скидку определённого размера, которая выставляется с учётом медианной цены за последние 30 дней. Если цена добавленного к распродаже товара не привлекательна, маркетплейс может убрать такое предложение из акционной подборки.
Рекомендации по скидкам Ozon формирует с учётом данных от аналитиков площадки, которые изучают специфику каждой категории, особенности спроса и рыночные тренды. Выбор остаётся за продавцами. Но, как правило, они сами делают скидку ещё больше.
3. На распродажах сбывают залежавшийся товар
На самом деле магазинам выгодно делать скидки, чтобы увеличить узнаваемость бренда и привлечь новых покупателей. Нет смысла ограничиваться только имеющимися запасами: напротив, в период распродаж на склады завозят новые вещи, чтобы их хватило всем желающим. Благодаря регулярным акциям, в которых участвуют интересные товары, случайные клиенты могут превратиться в постоянных. За весь высокий сезон прошлого года на площадку пришли 1,8 миллиона новых пользователей. А за покупками в «чёрную пятницу» вернулся каждый второй клиент, участвовавший в распродаже 11.11.
На Ozon можно найти скидки во всех категориях, представленных на маркетплейсе. Например, по данным площадки, в этом году пользователям были доступны 68,3 миллиона товарных наименований в распродаже 11.11 — это в 2,5 раза больше, чем в 2022‑м. Ozon тщательно проверяет товары, которые участвуют в акциях. Они должны отвечать трём критериям: иметь меньше 10% жалоб пользователей, среднюю оценку выше 3 баллов и меньше 10% возвратов и невыкупов. Чтобы снизить риск возврата, покупатели могут заранее изучить оценки и отзывы других посетителей маркетплейса, которые уже приобрели этот товар.
4. Акционные товары нельзя вернуть
На них распространяются те же правила, что и на обычные покупки. После того, как вы заберёте вещь из пункта выдачи заказов, у вас будет 14 дней на возврат. Но важно, чтобы вы ей не пользовались и сохранили все ярлыки, то есть отдали товар именно в том виде, в котором он был. Есть вещи, которые не подлежат возврату при надлежащем качестве — например, косметика и предметы личной гигиены. На Ozon информация об этом доступна в карточке товара.
Подать заявку на возврат можно в личном кабинете, для пользователей маркетплейса эта услуга бесплатная. У Ozon есть и частичная компенсация. Это вариант на случай, если товар пришёл с недочётом, который не влияет на его пользовательские характеристики. Например, когда на корпусе фена для волос обнаружилась небольшая царапина, покупатель может договориться с продавцом о возврате части стоимости устройства.
Кстати, при заказе обуви, одежды и аксессуаров на Ozon доступна постоплата. Если сомневаетесь, подойдут ли вам по размеру кроссовки или куртка, можно заказать несколько вариантов на выбор, примерить их, а оплатить и забрать только те, что понравились.
5. Маркетплейсы не справляются с нагрузкой из‑за обилия заказов
Посылки теряются, а в пункте выдачи заказов подстерегает километровая очередь — такие страхи вряд ли имеют под собой реальные основания. Ozon готовится к распродажам заранее, а потому планирует нагрузку. Например, маркетплейс нарастил вычислительную мощность центров обработки данных. Теперь площадка может принимать до 250 тысяч обращений и 8 тысяч заказов в секунду.
Компания в течение года готовила инфраструктуру, чтобы покупки приезжали к клиентам вовремя, а люди не тратили время на ожидание в очередях. Открылось 10 новых фулфилмент‑центров, а всего их уже 30 на территории России и СНГ. В таких центрах хранят товары, упаковывают заказы и отправляют их клиентам.
Покупатели забирают 8 из 10 заказов в пунктах выдачи, поэтому Ozon инвестирует в их развитие не только в мегаполисах, но и в малых городах и сёлах. В этом году сеть увеличилась до 40 тысяч ПВЗ и постаматов. Далеко ходить за заказом не нужно: у более 70% россиян точки находятся в 10 минутах ходьбы от дома. Прикинуть, как сидит одежда или обувь, легко на месте: более 70% пунктов оборудованы минимум двумя примерочными. Скорость выдачи заказов за год сократилась на 15% и в среднем составляет 36 секунд.
В период высокой нагрузки Ozon усиливает все ресурсы в «последней миле» — так называют этап доставки покупок клиентам. В этом году к сезону распродаж количество курьеров увеличится на 70% — до 12 500, а собственный автопарк будет насчитывать более 9 000 машин. Так пользователи смогут получать товары чётко и в срок.