«Я не киллер» — потрясающая драматическая комедия, частично основанная на реальных событиях
16 мая в российский прокат вышел новый фильм разностороннего режиссёра Ричарда Линклейтера — создателя «Отрочества» и «Школы рока». В оригинале картина называется Hit Man, то есть «киллер», но почему-то на русский её перевели ровно противоположным образом.
Однако это не делает сам фильм хуже и не спойлерит сюжет. Линклейтер снял забавную комедию о любви и убийствах и отличную драму о поисках себя.
О чём фильм
Гарри Джонсон — самый обычный, спокойный и неприметный человек. Он работает преподавателем психологии, носит рубашки в клетку, живёт с двумя котами и выслушивает рассказы бывшей жены о её новых отношениях. А ещё Гарри помогает полиции и подрабатывает консультантом в отделе, который ловит людей, желающих нанять киллера.
В один из дней из-за кадровых накладок обязанности Гарри меняются: он должен сам пойти на встречу под видом киллера и заставить заказчика признаться в планах на преступление. Вскоре обнаруживается, что у скромного преподавателя настоящий талант к перевоплощению — он может подобрать подход к любому клиенту. Фальшивый киллер ловит одного злодея за другим, но однажды перед ним встаёт моральная дилемма.
Режиссёр рассказывает о проблемах хороших людей
Ричард Линклейтер отлично снимает фильмы любого жанра. Его «Отрочество», которое создавали 12 лет, и трилогия «Перед...» — великолепные примеры реализма, «Школа рока» — добрейшая мотивирующая комедия, «Последний взмах флага» — антивоенное кино, «Помутнение» — антиутопия, а «Аполлон-10½» — поток тёплой анимационной ностальгии.
Уже этого списка достаточно, чтобы бросить всё и пойти в кино: режиссёр очень редко ошибается, даже слабые «Братья Ньютон» заслуживают внимания. Но ещё важнее, что в новом фильме Линклейтер затрагивает важную проблему, касающуюся слишком обычных и слишком хороших людей.
Гарри — добрейший человек, но именно из-за этого его никто не ценит. И только когда он перевоплощается в своё дерзкое и грубоватое альтер эго, его начинают замечать. Потому что у многих людей в голове есть странная связь между негативными проявлениями характера и способностью на какие-то важные поступки. Одна из важнейших фраз за фильм проскочит почти незаметно, но на неё стоит обратить внимание: когда бывшая жена проводит параллель между сильной страстью и желанием убить.
То есть парень типажа «золотистый ретривер» проигрывает даже вымышленному сигме — увы, это слишком реалистично, просто Линклейтер доводит ситуацию до абсурда, показывая в обоих образах одного и того же человека.
При этом хорошо раскрывают, что даже выдуманные и напускные черты всегда проникают в истинную личность и меняют её. По сути, «Я не киллер» — фильм о поиске своей идентичности. Главный герой пытается понять, кем же хочет быть или хотя бы казаться. В этом плане Линклейтер продолжает одну из главных тем авторского кино последних лет вслед за «Догменом» Бессона и «Бедными-несчастными» Лантимоса.
Правдивые события смешаны с поп-культурой
Самое удивительное — титр во вступлении о том, что фильм частично основан на реальной истории Гарри Джонсона. Понятно, что именно сюжетная часть картины — вымысел, а уж финал и подавно. Но действительно, был такой человек, который помог поймать множество заказчиков убийств, перевоплощаясь в фальшивых киллеров — коллеги называли его «лучшим актёром своего поколения».
Но интереснее другое: Линклейтер не просто пересказывает какой-то «тру-крайм» — он отлично миксует его с поп-культурой. Начиная с самого рассказа о профессии киллера, которая по большей части существует только в кино и в воображении самых наивных зрителей.
Это, кстати, отличная отповедь модной теме последних лет: от «Убийцы» Дэвида Финчера до франшизы «Джон Уик». Ведь кто-то и правда верит, что можно легко найти киллера по телефону или переписке или что существуют какие-то кланы и сообщества. Теперь можно увидеть, куда в большинстве случаев приводят такие поиски.
Ещё забавнее, когда Гарри начинает ходить на встречи с заказчиками и каждый раз придумывает себе новый образ. В его костюмах и поведении легко заметить намёки то на Патрика Бейтмана из «Американского психопата», то чуть ли не на доктора Лектера. Киноманы вообще найдут в новинке множество необязательных, но приятных отсылок.
При этом связь с суровой реальностью фильм тоже не теряет. Как минимум это касается работы полиции и судебной системы. Некоторые коллеги главного героя явно больше хотят просто закрыть дело, а не разобраться, действительно ли столкнулись с преступником. Эта часть приводит к основной линии фильма, которая так и останется неоднозначной: Линклейтер как бы намекает, что «Я не киллер» не про правосудие или справедливость.
Гленн Пауэлл отрывается в комедийной роли
Но нет, на самом деле «Я не киллер» — это не драма и даже не ироничный триллер вроде «Убийцы». Даже поклонникам «Перед рассветом» и «Помутнения» стоит помнить, что Линклейтер отлично умеет развлекать. Возможно, только этот режиссёр способен упаковать перечисленные выше серьёзные темы в оболочку остроумной комедии.
В первую очередь нужно отдать должное Гленну Пауэллу. Как тут не вспомнить, что его в Сети уже окрестили человеческим воплощением капибары — поэтому он так хорош в образе обаятельного Гарри (и так плох в роли токсика в «Кто угодно, кроме тебя»).
Наконец-то ему есть что играть, и актёр с огромным удовольствием примеряет на себя разные образы: в одних он выглядит злонамеренно гротескно, подчёркивая, что люди не замечают фальши, даже когда перед ними карикатура, в других абсолютно органичен. И лучшее — когда его герой быстро перескакивает между своим «личностями».
Ричард Линклейтер снял мультижанровый фильм, который то заигрывает с нуаром, то превращается практически в буффонаду. И во всём этом ещё и прослеживается важная драматическая линия о поисках себя и проблемах реализации в современном обществе.
«Я не киллер» — чудесный пример неглупой и захватывающей комедии, которая не склоняется к пошлым гэгам, но и не уходит в скучное морализаторство. Как хорошо, что такое кино всё ещё снимают.
Станьте первым, кто оставит комментарий