Нормально ли хвастаться большой загруженностью на работе
Вы наверняка сталкивались с людьми, которые любят подчёркивать свою занятость. «У меня столько дел, что нет времени даже на обед!», «Ты не представляешь, сколько у меня сейчас задач», «Я так загружен, что задерживаюсь в офисе каждый день» — типичные фразы, которые можно от них услышать. А возможно, вы и сами иногда произносите что-то подобное?
Конечно, когда человек действительно устал и испытывает стресс от большой рабочей нагрузки, желание поделиться с кем-то нормально и естественно. Все мы в такие моменты хотим сочувствия и поддержки.
Но в некоторых ситуациях складывается впечатление, что люди рассказывают о своём перегруженном расписании, рассчитывая подчеркнуть собственную важность и получить некий «знак почёта» в виде восхищения окружающих. В английском языке для такого поведения даже есть специальное выражение — busy bragging, или stress bragging, что можно перевести как «хвастовство занятостью» или «хвастовство стрессом».
Вот только к таким «хвастунишкам» окружающие относятся, скорее, с раздражением — этот феномен даже привлёк внимание исследователей. Они изучили, как хвастовство занятостью влияет на атмосферу среди коллег, и пришли к интересным выводам.
Почему хвастовство занятостью бесит
Привычка подчёркивать свою загруженность, чтобы создать образ незаменимого и трудолюбивого сотрудника, кажется невинным способом показать свою самоотдачу. Но на деле видимых результатов может и не быть — кроме того, что окружающим не захочется общаться с таким коллегой.
Исследование учёных из Университета Джорджии подтверждает, что busy bragging вызывает раздражение и отрицательно сказывается на общем состоянии команды. Прежде чем сделать такой вывод, они провели опрос, в котором приняли участие 360 человек. Респонденты оценивали высказывания вымышленных коллег, которые по сценарию вернулись с конференции.
И в результате те, кто постоянно жаловался на стресс, казались отвечающим менее симпатичными и компетентными, чем те, кто просто невзначай упоминал о сложностях или вообще не вдавался в подробности об уровне нагрузки.
Авторы подчёркивают, что сам факт стресса не вызывает негатива — проблема в том, как о нём говорят. Вот к какому эффекту может привести хвастовство занятостью, по их мнению.
Складывается образ неэффективного работника
Когда человек всё время говорит про завал на работе, люди могут решить, что он не умеет управлять своим временем и расставлять приоритеты. А если задачи не выполнены вовремя, коллеги начинают сомневаться в продуктивности такого сотрудника. То есть вместо того, чтобы вызвать сочувствие, жалобы подрывают доверие к его профессионализму.
Кроме того, приведённое выше исследование из Университета Джорджии показало, что окружающие часто не желают помогать «хвастунам». Люди опасаются, что попытки поддержать тех не дадут результатов, а вместо благодарности за помощь последуют новые жалобы.
Усилия других обесцениваются
Подчёркивание своей аномальной загруженности вызывает раздражение у людей вокруг. Представьте, что вы работаете с кем-то, кто всё время напоминает, насколько он занят. При этом у вас задач не меньше, но вы не чувствуете необходимости это обсуждать.
Постепенно человек, хвастающийся своей занятостью, начинает казаться слишком зацикленным на себе и менее эмпатичным, чем те, кто работает тихо и эффективно. И люди попросту пытаются избегать общения с ним.
Стресс распространяется на окружающих
Исследования показывают, что стресс заразен. Люди, которые постоянно жалуются на свою работу, могут непреднамеренно передавать это чувство тем, кто рядом. В итоге их коллеги начинают испытывать дополнительное давление, сравнивают себя с другими работниками и задаются вопросом, достаточно ли они делают.
В такой атмосфере на первый план выходит не результат работы, а её видимость. В коллективе даже может возникнуть убеждение, что постоянно перетруждаться — это норма.
И люди в такой ситуации начинают притворяться перегруженными, даже если это не так. Вот только в подобной среде легче выгореть, чем достичь успеха.
Что делать, если вы склонны хвастаться занятостью
Если вы вдруг поняли, что busy bragging — это про вас, не беда. Консультант по вопросам лидерства и писатель Джон Лофлин предлагает несколько способов избавиться от этой привычки и вернуть контроль над своими эмоциями и временем.
- Практикуйте осознанные разговоры. Вместо того чтобы рассказывать о своём стрессе, попробуйте поделиться чем-то хорошим, что произошло с вами недавно. Это может быть что угодно: чашка вкусного кофе, приятная беседа с коллегой или время, которое вы посвятили себе. Главное — стараться присутствовать в моменте и использовать слова, которые создают позитивную атмосферу, а не негативную.
- Прислушивайтесь к себе. Возможно, вам стоит отказаться от чего-то, чтобы научиться ставить личное благополучие на первое место. Поэтому в следующий раз, когда вас попросят задержаться в офисе или помочь с отчётом в выходной, мягко, но уверенно откажитесь. Скажите, к примеру, так: «К сожалению, я не смогу, мне нужно время для отдыха, чтобы быть эффективнее на следующей неделе».
- Сосредоточьтесь на решениях, а не на проблемах. Если вы всё-таки говорите с кем-то о своём стрессе, упомяните и о том, что вы делаете, чтобы снизить его уровень. Может быть, вы недавно открыли новую для себя практику тайм-менеджмента и пытаетесь ею воспользоваться? А коллеги, в свою очередь, могут дать вам ценные советы или поделиться тем, что помогает им. Это способно уменьшить напряжение вокруг и создать позитивную обстановку.
Как вести себя с коллегой, который постоянно жалуется
Если у вас есть коллега, который часто подчёркивает факт своей загруженности, важно научиться общаться с ним, не поддаваясь на манипуляции. Вот несколько советов:
- Признайте его чувства. Возможно, коллеге действительно нужно просто выразить свои переживания. Выслушать человека иногда бывает достаточно для того, чтобы смягчить ситуацию. Покажите, что вы понимаете, как ему трудно. Так вы проявите эмпатию и создадите безопасное пространство для общения.
- Мягко перенаправьте разговор. Попробуйте переключить внимание коллеги-«хвастунишки» с проблемы на возможные решения. Спросите, как он справляется со стрессом и что планирует делать, чтобы его стало меньше. Возможно, это поможет ему задуматься, что с его поведением что-то не так, и начать улучшать ситуацию, вместо того чтобы утомлять окружающих жалобами.
- Предложите конструктивные советы. Поделитесь с собеседником методами, которые помогают вам справляться со стрессом. Возможно, ему тоже будет полезно наладить сон, начать делать короткие перерывы на разминку или прогулку, чаще выбираться на встречи с друзьями.
Но не забывайте, что ваш главный приоритет — это собственное самочувствие. Не пытайтесь соревноваться с коллегой в количестве задач, не берите на себя ответственность за его благополучие и не «спасайте» его, особенно в случае, когда хвастовство уже вошло в привычку. Если вы чувствуете, что постоянные жалобы начинают влиять на ваше эмоциональное состояние, важно вовремя отгородиться. Поддерживайте конструктивные разговоры, но не позволяйте чужому стрессу распространяться на вас.
Лучшие предложения
Распродажа 11.11: собрали 12 магазинов, которые участвуют в акции
10 органайзеров для ножей, которые пригодятся на каждой кухне
Надо брать: пусковое устройство Baseus со скидкой 47%
10 тёплых платьев, чтобы выглядеть стильно даже зимой
10 недорогих наборов LEGO, которые порадуют детей и взрослых
Находки AliExpress: 20 самых популярных товаров октября
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Распродажа популярных китайских брендов на AliExpress: 10 товаров, которые стоить купить
«Я вас услышал»: как на самом деле нужно собирать обратную связь от клиентов
Обзор TECNO CAMON 30 Pro 5G — смартфона с хорошей камерой и экраном 144 Гц
С широко раскрытыми глазами: главные причины не бояться лазерной коррекции зрения
Стартовал конкурс молодых художников «Картина мира»: работы победителей выставят в Третьяковке