В преддверии лета многие рекламные кампании предлагают косметику, услуги, продукты и тренинги, направленные на то, чтобы избавиться от «лишних килограммов», «подготовиться к сезону» и создать «пляжное тело». Причём в первую очередь такой маркетинг ориентирован на женщин. Вопрос в том, кому и зачем нужно похудеть. Вполне вероятно, что не вам.
Когда появился современный идеал красоты
Мода — очень динамичная штука, и распространяется она не только на силуэты в одежде, но и на сами тела. То, что сейчас кажется нам красивым, не всегда воспринималось таковым. Эллинские идеалы атлетического мужского тела актуальны до сих пор, а вот скульптуры даже самых прекрасных Венер не вполне соответствуют нынешним глянцевым меркам: никакого вам thigh gap (просвета между бёдер), не слишком тонкая талия, общая мягкость форм.
Венера Милосская, идеал женской красоты
На протяжении истории всегда ценилось то, что находится в дефиците, поэтому дородность куда чаще была символом элитарности, чем худоба. Впервые диеты и похудение массово вошли в моду в 1920-х. Однако ещё в 1950-х журналы рекламировали добавки для набора веса, которые должны были помочь девушкам продемонстрировать на пляже соблазнительные пышные фигуры.
В конце ХХ века в моду вошли худые модели. «Героиновый шик» 90-х годов откровенно воспевал тощие тела и общий нездоровый вид. Со временем даже модели, соответствующие знаменитому стандарту 90-60-90, стали казаться недостаточно субтильными.
Сегодня в моде наметился тренд на разнообразие и бодипозитивность, несмотря на это модели 46-го размера всё ещё проходят по категории plus size. А она подразумевает, что у этих женщин есть лишний вес по сравнению с «положенным».
Кому нужны такие идеалы
Сегодня в индустрии моды и красоты крутятся миллиарды. Логично, что крупные корпорации заботятся об увеличении прибыли, а не о психологическом комфорте и самооценке покупательниц.
С ростом экономики и развитием промышленности появляется всё больше товаров и услуг, которые нужно как-то продавать.
Поэтому в рекламе раз за разом используется один и тот же эффективный ход: сперва раздуть или создать проблему, а потом предложить чудодейственное решение. И такой проблемой часто оказываются особенности внешности. Так косметические компании изобрели целлюлит, заставляя женщин находить его у себя в малейших кожных неровностях. В некоторых рекламах модели специально сжимают вполне гладкую кожу, чтобы продемонстрировать «апельсиновую корку» — так называемый скрытый целлюлит. Хотя, по мнению врачей, некоторое количество подкожного жира совершенно нормально.
В мире доступной и недорогой еды статусность худобы стала отличным поводом для продвижения товаров. При этом главный и, пожалуй, единственный проверенный способ уменьшить вес — правильное питание и физические нагрузки. Но это требует времени и усилий, поэтому многим хочется получить волшебное средство, которое разом поможет сжечь ненавистный жир.
В связи с общим неврозом по поводу веса, продавать товары и процедуры для похудения очень выгодно. А в ряды тех, кому «надо худеть», записывают всех, чей размер больше S. И это при том, что, согласно статистике, вес российской женщины составляет в среднем 72,7 кг. В Америке, как показали исследования медицинских центров, средний размер одежды — 16–18 (российский 54-й).
Образы из глянца и манекены мало соотносятся с тем, как выглядит обычная женщина.
Существует ли избыточная масса тела
Одним из частых аргументов в пользу похудения становится риск для здоровья. Однако можем ли мы судить по внешности человека о его самочувствии? В медицине существует расхожее правило «нет жалоб — нет диагноза». Если человек соответствует личной и функциональной норме (то есть может заниматься всеми видами деятельности, какими хочет), нет оснований объявлять его нездоровым.
Тем не менее диагноз «ожирение» есть в Международной классификации болезней (E66 в МКБ 10, 5B60.0 и 5B60.1 в МКБ 11). Согласно интерпретации ВОЗ, предожирение начинается при индексе массы тела (ИМТ) равном 25, а ожирение — при 30.
Есть данные, что увеличение веса связано с риском появления злокачественных опухолей и гастроэзофагеальной рефлюксной болезни, при которой в пищевод попадает содержимое желудка. В то же время некоторые исследования показывают, что ожирение первой степени, как и предожирение, никак не связаны с более высокой смертностью.
Одного подсчёта индекса массы тела недостаточно, чтобы сделать выводы о здоровье.
К тому же ИМТ не учитывает соотношение жира и мышц в организме. Чтобы обнаружить лишние килограммы, нужен более комплексный анализ. Впрочем, даже с одним и тем же процентным соотношением жира два разных человека могут по-разному выглядеть и чувствовать себя. Реальными поводами для беспокойства могут стать одышка, проблемы с сосудами и сердцем. В этом случае лучше показаться врачу.
Как понять, худеть или нет
Худеть — это такое же право, как и не делать этого, поскольку и то и другое предполагает свободное распоряжение человека своим телом. Значение имеют не цифры на весах, а ясность мотивации и понимание причин своих действий.
Задайте себе вопрос: почему вы хотите похудеть и хотите ли вы этого на самом деле?
Если желание изменить что-то в своём облике связано с внешними факторами — рекламой, фотографиями в Instagram*, мнением посторонних людей, — задумайтесь. Возможно, речь не о ваших истинных потребностях, а о навязанных стандартах, которые вызывают тревожность. Ощущение неуверенности наверняка не исчезнет вместе с килограммами и заставит искать новый повод для недовольства собой. Когда тревожные переживания особенно навязчивы, может потребоваться помощь психолога или психотерапевта.
А вот если ваша мотивация — добиться гармонии с собственным телом, то похудение действительно принесёт пользу. Главное, чтобы решение шло изнутри. В этом смысле похудение может быть бодипозитивным, ведь «бодипозитив здорового человека» — вовсе не пропаганда ожирения, как считают многие, а дружественное и внимательное отношение к телу, его потребностям и особенностям.
Если вам искренне нравится физическая активность и вы чувствуете себя лучше, когда питаетесь правильно, — внедрите эти привычки в свою жизнь. Какой-то вес при этом точно уйдёт, однако больше всего вас будет радовать процесс, а не результат.
Где искать разнообразные примеры прекрасного
Не стоит терпеть дискомфорт ради чужих ожиданий и уж тем более для того, чтобы обогатить маркетологов. Если вы считаете свой вес нормальным, но почему-то всё ещё заглядываетесь на отфотошопленные снимки «идеальных» людей, которые совершенно на вас не похожи, попробуйте поменять оптику.
Смените журналы на альбомы по искусству, а счётчик калорий — на приложение Google Arts & Culture. Бодипозитивные кампании брендов — это, конечно, хорошо, но не так уж революционно. Мир начал говорить о разнообразии всего несколько лет назад, однако до этого сотни лет существовали музеи и книги по искусству.
В мировой художественной культуре и на исторических фотографиях хватает самых разных примеров. Готическая астеничная сутулость, барочные формы, крепкие фигуры советских атлеток — всё это разные грани прекрасного. Созерцание многообразия человеческих типов внешности не даёт зацикливаться на существующих здесь и сейчас идеалах и позволяет видеть в себе и других классическую красоту разных времён.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Лучшие предложения
10 недорогих наборов LEGO, которые порадуют детей и взрослых
Находки AliExpress: 20 самых популярных товаров октября
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Распродажа популярных китайских брендов на AliExpress: 10 товаров, которые стоить купить
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, «Ситилинка» и других магазинов
10 практичных и недорогих тумб под телевизор
Цена дня: утеплённая парка GSD всего за 4 335 рублей
3 больших холодильника Hisense для современной кухни
Стартовал конкурс молодых художников «Картина мира»: работы победителей выставят в Третьяковке
Обзор Realme 13+ 5G — смартфона с отличным экраном и мощным процессором
5 типичных ошибок начинающих предпринимателей, которые тормозят развитие бизнеса
Какой вирусный видеотренд вам подходит?