Данный материал был написан Патриком Ленсиони, предпринимателем и владельцем консалтинговой фирмы. Материал был переведен на русский коллективом рассылки Мегаплан.
Лет 11 назад в моей жизни произошли две вещи: мы с женой создали семью и я открыл свой бизнес — управленческий консалтинг. В первые четыре года я гораздо лучше справлялся со своей компанией, чем с семьей. Я изо всех сил развивал бизнес, а потом приходил домой — и там уже как получится.
А несколько лет назад до меня дошло, что это неверный подход. Семья — это тоже организация, причем важнейшая для меня. Скорее всего, на эту мысль меня натолкнула фраза, сказанная мной в момент странного прилива самоиронии:
Ох, милая, если бы мои клиенты так управляли своими компаниями, как мы управляемся дома, они бы давно разорились.
Не вдаваясь в неприятные подробности моего последующего разговора с женой, скажу лишь, что в итоге мы стали думать, как бы применить мои принципы управления компанией в управлении домом. Оказалось, все применимо.
- Определите ключевые ценности. Компании это делают, чтобы иметь опору для принятия решений по всем вопросам. Чтобы применить это в семье, подумайте, что муж и жена больше всего ценят друг в друге. У моей жены есть качество: она совершенно бесстрашно отстаивает свою позицию, не боясь никого и ничего. Мы хотели, чтобы эта черта была и у наших четырех сыновей. Мы сделали эту смелость одной из ценностей. Другие — это творческий подход и искренний интерес к своему делу. И вот нашего сына вызывает директор школы за то, что тот влез в драку, заступившись за одноклассника. Мы же четко дали понять, что поддерживаем его поступок.
- Определение главного приоритета. Когда вы говорите, что важно все, на самом деле не важно ничего. Слишком много компаний ушли со сцены из-за того, что пытались быть всем для всех, тратя энергию во всех направлениях. Ответьте на такой вопрос: «Помимо наших ежедневных обязанностей, какую одну большую цель нам нужно достичь в ближайшие месяц-другой?» И подумайте над ответом. Он может быть любым: от «помочь папе выздороветь» до «провести больше времени вместе».
- Держите приоритеты и ценности на виду. Не нужно заказывать мраморную плиту с гравировкой, но обязательно отмечайте где-то свои ценности и приоритеты. Когда мы с женой встречались, мы обсуждали за ужином в ресторане эти самые ценности. В конце ужина она оторвала кусок бумажной скатерти, на которой это все было записано, и аккуратно повесила его на холодильнике дома. Эта бумажка каждый день напоминала нам о ценностях, которые мы заложили в основу семьи.
- Не принимайте мгновенные решения. Компании (как и семьи) склонны принимать быстрые необдуманные решения из-за чувства вины или давления окружающих. Это не обязательно что-то большое — это может быть даже просто визит гостей с ночевкой. Но именно такие дела прибавляют в семейную жизнь хаос.
- Осознайте цену возможности. Когда компания принимает решение делать что-то одно и из-за этого не может делать что-то другое, это называется ценой возможности. На основании этого принципа мы приняли очень правильное решение: позволили детям выйти из отряда скаутов (это возможность), занятия в котором съедали выходные (это цена). Почему скауты, а не школа гитары? Потому что скауты — организация регламентированная, со строгими порядками и обычаями, это не соответствовало нашему образу жизни. Так как одна из наших ценностей — творчество, у нас не было никаких сомнений, что важнее: скауты или гитара.
- Определить, что подождет, а что нет. Некоторые задачи могут казаться важными и срочными, хотя на самом деле они могут подождать. Когда мы готовились к рождению четвертого ребенка, на меня вдруг нахлынуло желание заняться ландшафтным дизайном нашей лужайки и заниматься йогой. И я подумал: зарастет ли наш дом непроходимым лесом? Нет. Важно ли мне уметь достать руками до кончиков пальцев ног? Когда-нибудь потом — да, но сейчас нет. Сейчас важно подготовить дом к появлению в нем четвертого ребенка. Остальное подождет.
- Не путайте долгосрочную стратегию и краткосрочную тактику. В семье бывает так: мы обсуждаем, что приготовить на ужин примерно в той же ситуации и с тем же настроением, что и решение о смене места работы. Или пытаемся принять важное финансовое решение, пока чистим зубы. Нужно учиться выцеплять такие важные вопросы и уделять им должное время и внимание.
- Встречайтесь и общайтесь по поводу того, как идут ваши дела. И не надо стонать. Члены семьи должны раз в неделю встречаться и обсуждать, что происходит в семье, что нужно изменить, как расставить приоритеты. Мы заметили, что наши мальчики от таких встреч получают ясность и чувство достигнутой цели. Они любят понимать свою роль в семье.
- Время от времени вылезайте из «кабинета». У большинства директоров, с которыми я работаю, вырабатывается пристрастие к авралу: они уверены, что не могут ни в коем случае выбраться из рутины и посмотреть на работу целиком. Мол, сейчас слишком много дел. Кончается все тем, что те благополучно сгорают, и на их место приходят новые директора. Родителям тоже нужно время от времени брать отпуск от детей и смотреть на семью немного со стороны. Выключить радио в машине. Поехать за город, что ли. Побыть вдвоем. Спокойно обдумать ситуацию в семье. Польза от этого колоссальная — не жалко потратиться на нянечку.
- Не бойтесь продуктивного конфликта. Когда директора не видят возможности спорить друг с другом, они лишаются способности принимать правильные решения и защищать их. В семье то же самое. Многое из того, что я описал в этой статье, родилось в пылу большой ссоры, которая, в свою очередь, началась с моей неумелой шутки по поводу нашей с ней семьи.
Лучшие предложения
10 аксессуаров для Sony PlayStation 5
Выгодно: мини-пауэрбанк Baseus за 1 510 рублей
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Надо брать: USB‑концентратор Orico за 1 717 рублей
16 уютных худи и свитшотов, которые согреют зимой
Выгодно: робот‑пылесос Dreame D10 Plus за 23 431 рубль
Цена дня: смартфон realme Note 60 за 8 920 рублей
Как учиться во взрослом возрасте: инструкция для тех, у кого вечно нет времени
Выгода до 1,4 миллиона рублей, быстрый переезд и ещё 3 причины купить квартиру в кварталах ПИК
РекламаОт NFC до биоэквайринга: 6 разработок, которые изменили финансовые привычки россиян
РекламаРак: почему возникает и как лечится. Гид, который будет полезен всем