Логотип
22 декабря 2020

На кого пойти учиться, чтобы получить востребованную профессию: 11 идей

Уже сейчас таких кандидатов ищут топовые российские компании, а в ближайшие годы спрос будет только расти.
востребованные профессии будущего
Избранное

Почему именно эти профессии будут в цене

Требования рынка меняются так быстро, что вузы за ними просто не успевают. Например, чтобы спроектировать профессиональный стандарт, нужно 1–2 года. И только когда его утвердят, университеты смогут создавать на основе этого стандарта образовательные программы. Некоторые профессии за год обновляются более чем на 50%. Получается, знания выпускников могут устареть ещё до того, как они получат диплом.

С 2015 года освоить перспективные профессии можно в рамках инициативы Future Skills — этот проект разработан движением WorldSkills Russia. Его создание было обусловлено глобальными изменениями в сфере технологий и производства, а также высоким спросом рынка труда на специалистов нового формата.

В рамках проекта проводят актуальные исследования для формирования перечня профессий будущего, разрабатывают образовательные программы на основе стандартов WorldSkills и обкатывают новые компетенции на соревнованиях по профессиональному мастерству.

Впервые такие мероприятия состоялись в 2014 году в рамках национального чемпионата WorldSkills Hi‑Tech, а сейчас они вышли на мировой уровень — дисциплины Future Skills включили в программу международного чемпионата WorldSkills Kazan 2019.

Екатерина Лошкарёва

Заместитель генерального директора союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» по исследованиям, разработкам и развитию образовательных организаций, член совета директоров WorldSkills International.

Компетенции Future Skills должны отвечать нескольким критериям:

  • Они кросс‑секторальны, то есть востребованы не в одном секторе экономики.
  • Они попадают под растущий тренд и запрос на подготовку кадров.
  • Они мультивендорны и поддерживаются несколькими индустриальными или технологическими компаниями.

Акцент сделан на умения и знания, всё более необходимые в современном мире, — особенно это касается «мягких» навыков.

Ещё одна инициатива, которую WorldSkills Russia реализует вместе с Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов и «Университетом 2035», — экспериментальный проект по ускоренной разработке стандартов подготовки кадров по перспективным профессиям будущего. Он поможет не только выяснить, какие специалисты нужны рынку, но и сделать цикл создания и внедрения стандартов по этим профессиям максимально быстрым.

В стартовый перечень востребованных специальностей ближайшего будущего вошли прежде всего цифровые компетенции — они в цене на мировых рынках. Присмотритесь к этим вариантам, если ищете интересную и перспективную профессию.

1. Гейм‑дизайнер

Как насчёт того, чтобы придумывать новые миры, населять их персонажами и изобретать законы, по которым будут жить целые вселенные? Примерно так выглядит работа гейм‑дизайнера. Это одновременно сценарист и режиссёр, который с нуля создаёт концепцию игры и продумывает её механику. По сути, он делает основу продукта, над которой затем трудятся художники, сценаристы и разработчики.

Чтобы стать гейм‑дизайнером, одной любви к играм мало, хотя без неё в этой профессии будет сложно. Такому специалисту необходимы навыки аналитического мышления, знание английского и основ теории вероятностей, а ещё хотя бы базовое представление о программировании — чтобы можно было ставить задачи разработчикам.

Кроме того, игровой дизайнер должен обладать развитым воображением и отличными коммуникативными навыками. Именно он становится связующим звеном между членами команды, поэтому должен уметь брать на себя ответственность, работать в условиях многозадачности и при этом подмечать малейшие детали, которые могут повлиять на баланс игры. Пригодится и знание основ маркетинга — мало просто создать захватывающую игру, нужно ещё и рассказать о ней так, чтобы геймеры зависли перед мониторами в ожидании релиза.

2. Специалист по облачным и распределённым системам

Фотографии, почта, документы по работе — чуть ли не все данные, которыми мы пользуемся каждый день, переехали в облака. Сейчас даже представить сложно, как выглядела бы наша жизнь без всего этого — чего стоит хотя бы недавняя паника из‑за падения сервисов Google. Чтобы поддерживать и развивать облачные системы, рынку необходимы квалифицированные специалисты, поэтому WorldSkills Russia активно продвигает эту компетенцию.

Тем, кто хочет попробовать себя в работе с облачными сервисами, пригодятся навыки программирования — хотя бы на Python и Java, но приготовьтесь, что придётся учить и другие языки. Также не будут лишними опыт взаимодействия с Linux и умение применять системы управления базами данных. Если не хочется уходить в разработку и архитектуру, можно примерить на себя роль менеджера по развитию облачных сервисов. Для этого пригодятся технические знания вроде базового представления о работе распределённых систем, а также навыки публичных презентаций и деловой переписки.

3. Инженер‑композитчик

Иллюстрация: ShotPrime Studio / Shutterstock / Татьяна Репина / Лайфхакер

Что будет, если соединить два материала, взяв лучшее от каждого? Получится композит — принципиально новый материал с уникальными свойствами. Специалисты по технологии композитов нужны и в космической промышленности, и в автомобилестроении, и в медицине или энергетике.

Юрий Ахматов

Главный технолог отраслевого центра компетенций АО «НИИграфит».

Специалист в области композитных материалов может спроектировать и изготовить изделие с заданными свойствами — например, изделие из углерод‑углеродного композита, способное сохранять свою конструкционную целостность в условиях большого давления и высоких температур (3 000–3 500 ℃), или корпус беспилотного летательного аппарата из сверхлёгкого и сверхпрочного углепластика. При этом в структуру материала могут быть введены специальные датчики, которые в режиме реального времени показывают, как ведёт себя крыло беспилотника при различных нагрузках.

Готовых специалистов в области композитов не так уж и много на рынке труда, да и «стоят» они недёшево. В госкорпорации «Росатом» открыто несколько отраслевых центров компетенций, которые занимаются повышением квалификации рабочих и инженерных кадров, готовят участников к чемпионатам WorldSkills и разрабатывают модели компетенций рабочих и инженерных кадров.

Сейчас композитная отрасль увеличивает темпы роста. Этот процесс стимулируется множеством сфер, которые переходят от использования металла к более лёгкой продукции из композитов. Самыми активными отраслями в применении композитов станут медицина, оборонная промышленность, автомобилестроение, транспортные системы, аэрокосмическая отрасль, композитное судостроение и промышленное производство.

Попробовать себя в этой специальности можно ещё во время учёбы — WorldSkills Russia проводит для студентов соревнования по профессиональному мастерству. Так, на чемпионате мира WorldSkills Kazan 2019 золотую медаль в компетенции «Изготовление композитов» получили студенты Бауманки Семён Фёдоров и Юрий Климович.

4. AR/VR‑специалист

Дополненная и виртуальная реальность используются не только в индустрии развлечений. Решения на основе AR/VR применяются в промышленности: например, на металлургических и нефтедобывающих предприятиях с помощью виртуальных тренажёров обучают сотрудников.

Чтобы создавать приложения с использованием дополненной или виртуальной реальности, разработчику пригодятся знание языков C# и C++, а также навыки работы с движками Unity и Unreal Engine. Плюсом будет представление об особенностях Android- и iOS‑разработки. Не помешают и базовые сведения о том, как создавать 3D‑модели и работать с графикой.

Чтобы применить эти навыки и знания в деле, можно принять участие в чемпионатах по профессиональному мастерству. Например, на мировом чемпионате WorldSkills Kazan 2019 российский конкурсант Кирилл Рунасов взял золотую медаль в компетенции «Разработка виртуальной и дополненной реальности».

5. Специалист по изготовлению прототипов

Прототип — это своеобразный черновик изделия, с помощью которого инженеры и дизайнеры могут изучить несколько вариантов решения и отправить лучший из них в массовое производство. Так можно ускорить путь к релизу новых изделий и сократить затраты на их изготовление.

Максим Дергачёв

Начальник производственно‑технического участка службы главного технолога ФГУП «Комбинат Электрохимприбор», руководитель ОЦК «Изготовление прототипов».

Изготовление прототипов — это симбиоз инженерных и рабочих профессий, который в реализации имеет синергетический эффект. На производстве возникает недопонимание между конструкторами и технологами или технологами и рабочими, а при наличии специалиста по изготовлению прототипов эта проблема исчезает.

С помощью создания прототипов можно быстро обнаружить и исправить неизбежные ошибки на разных этапах. При этом не надо каждый раз делать образец заново, а моделирование сложных объектов намного быстрее и дешевле, чем их изготовление вручную. Для создания полностью рабочей пробной партии продукции нужно буквально несколько дней.

Такому специалисту необходимы опыт взаимодействия с CAD‑системами и CAM‑программами, навыки электромонтажа, 3D‑сканирования, работы на аддитивном FDM- и SLA‑оборудовании. Как показывает практика, экспертами в изготовлении прототипов становятся инженеры и работники с прокачанными навыками проектирования 3D‑моделей.

Сейчас эта компетенция востребована как никогда. От того, как быстро появится прототип и насколько он будет отвечать ожиданиям заказчика, будет зависеть, кто первым зайдёт на рынок и займёт лидирующую позицию. Если заглянуть в будущее, наша компетенция перейдёт на совершенно другой уровень. Уже не понадобится изготавливать «материальный прототип» — цифровые двойники, дополненная и виртуальная реальность будут решать производственные задачи по созданию новых продуктов.

«Ворлдскиллс Россия» активно развивает это направление. Так, на чемпионате мира по профессиональному мастерству WorldSkills Kazan 2019 золотые медали завоевали двое российских участников: Айдар Минеев получил высшую награду в компетенции «Изготовление прототипов», а Эдуарду Самойлову досталось золото по компетенции блока Future Skills «Быстрое прототипирование».

6. Аналитик данных

Иллюстрация: Gorodenkoff / Shutterstock / Татьяна Репина / Лайфхакер

Данные — это новая нефть. С их помощью можно изучать поведение потребителей, предсказывать их нужды и пожелания, создавать продукты и услуги, которые гарантированно будут пользоваться спросом. Задача аналитика — не просто собрать информацию, но и найти в ней закономерности, которые помогут извлечь из этих сведений пользу.

Например, в логистике специалисты по работе с данными помогают планировать грузоперевозки, чтобы сократить время доставки. На производстве аналитик может выяснить, на каких этапах и при каких условиях чаще всего возникает брак, а заодно понять, как оптимизировать работу, чтобы повысить её эффективность и сократить издержки.

Аналитик должен знать основы математической статистики и теории вероятностей. Без программирования тоже никуда: знание Python, умение использовать SQL, чтобы создавать запросы к базам данных, навыки взаимодействия с фреймворками для машинного обучения — всё это пригодится в работе. Наконец, в анализе данных понадобится способность нестандартно мыслить и замечать неочевидные закономерности.

7. Образовательный дата‑инженер

Навыки работы с данными пригодятся и в образовании. В этой сфере дата‑инженеры могут изучать сведения об образовательном опыте и успехах учащихся, чтобы при необходимости менять траекторию процесса передачи знаний и повышать его качество.

Дата‑инженеры работают с цифровым следом — это информация об образовании, работе или другой деятельности человека, которую он оставляет в Сети. Задача такого специалиста — сбор и изучение данных цифрового следа. На основе этих сведений можно сделать выводы о том, как развиваются ученики, и прикинуть, как изменить процесс обучения, чтобы студенты лучше усваивали материал.

Требования к кандидатам схожи с теми, что предъявляют к аналитикам: пригодятся базовые навыки программирования и знание статистики.

8. Педагогический дизайнер

Пандемия, режим самоизоляции и переход на дистанционную учёбу наглядно показали, что образование уже вряд ли будет прежним. В новой реальности как раз найдётся работа для педагогических дизайнеров — такие специалисты проектируют образовательную среду, подстраивая её под индивидуальные показатели учеников, чтобы те добивались поставленных результатов.

По сути, педагогический дизайнер — это своего рода посредник между экспертами‑преподавателями и студентами. Досконально разбираться в предмете курса ему не нужно, куда важнее знать дидактику, теории и методики преподавания. Задача дизайнера — сделать процесс обучения интересным и эффективным, поэтому такому специалисту пригодятся базовые навыки программирования и работы с графическими и видеоредакторами.

9. Цифровой методист

И снова образование, но уже с другой стороны. У цифрового методиста задачи прикладные — он отвечает за технологическую сторону процесса, настраивая интерактивное взаимодействие преподавателя и ученика.

Кроме педагогического образования и знания новых методик преподавания, такому специалисту пригодятся навыки работы с интерактивными образовательными инструментами. Для студентов он становится своеобразным проводником: вводит в курс дела, подбирает подходящие материалы для обучения и получает обратную связь. Преподавателям методист помогает готовиться к онлайн‑семинарам и конференциям — он берёт на себя технические вопросы, а также может помочь с составлением расписаний и учебных планов.

10. Специалист по управлению жизненным циклом

Этот специалист сопровождает проект на всех этапах его развития — от создания концепции до продажи и послепродажного обслуживания. Такой подход позволяет предприятиям повышать эффективность работы и быстрее выводить на рынок новые продукты.

Алексей Зяблов

Начальник управления методологии проектов АО ИК «АСЭ», руководитель отраслевого центра компетенции по управлению жизненным циклом.

Такие специалисты — это в первую очередь профессиональные управленцы, которые обеспечивают оптимизацию всего жизненного цикла продукта, от идеи до ликвидации.

Например, в инжиниринговом дивизионе госкорпорации «Росатом» основной продукт — атомные электростанции большой мощности, сооружаемые под ключ. Мы одновременно работаем с несколькими десятками энергоблоков АЭС по всему миру: проектируем, комплектуем, сооружаем и сопровождаем эксплуатацию. Длительность проекта сооружения АЭС составляет около 10 лет. Ещё несколько десятилетий объект эксплуатируется, а затем выводится из эксплуатации по схеме «Зелёная лужайка».

Как сконструировать изделие, чтобы затраты на его эксплуатацию были минимальны; как спроектировать атомную станцию так, чтобы минимизировать радиоактивные отходы при выводе её из эксплуатации, — все эти вопросы находятся в рамках компетенции специалистов по управлению жизненным циклом. Они должны обладать широким комплексом знаний — от управления проектом, конструирования и организации производства до управления персоналом, маркетинга и навыков презентаций и публичных выступлений.

Это не узкоспециализированные конструкторы и проектировщики, а профессионалы широкого профиля, способные организовать управление продуктом на всех этапах его жизненного цикла. И неважно, что за продукт — строительство АЭС или производство хлебобулочных изделий. Навыки управления проектами и продуктами очень схожи, отличается только масштаб.

Перспективы этой профессии я оцениваю очень высоко. Сегодня эта ниша совсем не заполнена, специалистов практически нет. Учитывая то, что проектному управлению уже сейчас уделяется огромное внимание на государственном уровне, можно ожидать активизации развития темы управления жизненным циклом на предприятиях из кардинально разных видов хозяйственной деятельности. Я предполагаю, что наибольший спрос на таких профессионалов в ближайшие несколько лет будет в строительстве, транспортной инфраструктуре, машиностроении, роботостроении, биоинженерии, разработке прикладного ПО и гейм‑индустрии.

«Управление жизненным циклом» — одна из компетенций, которой движение WorldSkills Russia уделяет много внимания. На чемпионате мира по профессиональному мастерству WorldSkills Kazan 2019 золотые медали поделили сразу две российские команды — из корпораций «Росатом» и «Ростех».

11. Специалист по машинному обучению

Беспилотные автомобили, умные системы поиска, колонки с голосовыми помощниками — всего этого не существовало бы без специалистов по машинному обучению. Они помогают программам осваивать анализ данных и учат делать выводы на их основе. Проще говоря, это такие наставники искусственного интеллекта.

Хотите работать с искусственным интеллектом — изучайте теорию вероятностей, математический анализ и статистику. Умение программировать тоже пригодится — хорошо, если есть опыт использования Python и SQL.

«Ворлдскиллс Россия» развивает компетенцию «Машинное обучение и большие данные» и помогает молодым специалистам проверить свои умения в деле. На чемпионате мира по профессиональному мастерству WorldSkills Kazan 2019 российский конкурсант Леонид Шерстюк, сотрудник компании «Сибур», взял золотую медаль.

Реклама
Обложка: faboi / Shutterstock / Татьяна Репина / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Избранное

Сделано в Лайфхакере

Логотип