Как сказки помогают говорить с детьми про страхи и смерть
«Икабог» — это сказка о волшебной стране Корникопии, которой правит король Фред Отважный. Долгое время здесь ходят слухи о страшном чудище, обитателе болот Икабоге, который жестоко расправляется с заблудившимися путниками и животными. В Икабога никто не верит, его имя используют как страшилку для детей. Но однажды оказывается, что чудище всё-таки существует. Первое после саги о Гарри Поттере детское произведение Джоан Роулинг — хороший пример сказки, чтение которой поможет взрослому обсуждать с ребёнком самые непростые вопросы.
Почему именно сказки
Ребёнку полезно любое чтение, подходящее для его возраста. Но сказки — один из самых мощных и универсальных инструментов. Они подходят совсем малышам, которые больше интересуются яркими картинками и звуком голоса любимых родителей. Сказки заинтересуют и дошколят, которые выучивают наизусть понравившиеся эпизоды. И школьникам, которые лучше воспринимают текст с подсказками и наводящими вопросами, тоже будет интересен этот жанр.
Кстати, о картинках: иллюстрации для русского издания «Икабога» рисовали сами дети из разных городов. Можно не сомневаться, что они, как настоящие профессионалы в вопросах детства, выбрали самые впечатляющие моменты для своего восприятия.
Сказочные истории — это рациональный вклад в эмоциональный интеллект ребёнка. На примерах полюбившихся персонажей и отъявленных негодяев маленький читатель учится сопереживать и реагировать на несправедливость, прощать и надеяться на возмездие. Одна достаточно длинная книжка может служить пособием долгие годы. Ведь чем больше взрослеет ребенок, тем больше новых вещей он сможет понять и прочувствовать. Например, совсем малыш будет просто ненавидеть злого Джона‑Тумака, который строит козни главным героям «Икабога» и угрожает им. А школьник уже задастся вопросом, почему Джон такой злой — и кто в этом виноват.
Какую книгу выбрать
Нельзя просто купить первый попавшийся в руки сборник сказок, чтобы переходить к разговору о серьёзных вопросах. Приготовьтесь к тому, что эта беседа не будет простой и быстрой. Но удачно выбранная книга или даже их стопка поможет облегчить вероятные сложности. Лучше всего, если эта литература будет отвечать как можно большему количеству характеристик, указанных ниже.
Достаточно длинную
В длинных историях ребёнок успевает привязаться к персонажам и полнее понять их характеры и проблемы. В таких сказках из одной проблемы логично вытекает другая. Одной книги хватит, чтобы обсудить сразу несколько важных вопросов. В «Икабоге» более 300 страниц, где читатель встречает несколько десятков персонажей с непохожими друг на друга характерами и судьбами. Страх в книге вызывают не поступки чудовища, а действия обычных людей. Развития такого длинного и захватывающего сюжета ребёнок будет ждать с замиранием сердца. А когда подрастёт, то с удовольствием перечитает книжку самостоятельно.
Из нескольких частей
Мир неслучайно захватили сериалы. Если увлекательный рассказ на видео или в тексте подаётся нам порционно, то мы можем растягивать удовольствие и заодно оставлять время на обдумывание увиденного или услышанного. В книжном формате удобнее всего читать ребёнку каждый день по одной небольшой главе. Тогда следующую «серию» он будет ждать с нетерпением, к тому же тренируя память. Перед началом чтения полезно припоминать, о чём вы узнали в прошлый раз. В «Икабоге» Джоан Роулинг 64 главы по несколько страниц каждая, так что его хватит примерно на два месяца… А потом вам придётся начать чтение сначала, потому что именно так устроены дети: любимые сказки они готовы читать бесконечно.
Со сложными героями
В книге должно быть несколько разных непростых персонажей, чтобы на их примере можно было рассказывать о трудных ситуациях. Ребёнку сложно понимать абстракции, и без наглядного примера он не сразу поймёт, что вы хотите ему донести. Но если сын или дочь сопереживают героям и волнуются за их судьбу, то быстро научатся проводить аналогии между персонажами и реальными людьми. В «Икабоге» немало ярких героев, которые могут увлечь своими историями. Даже самым юным читателям легко ассоциировать себя с ребятами по имени Дейзи и Берти, которые всегда остаются храбрыми и честными. Трусливый король Фред хочет казаться отважным, но вместо настоящей борьбы с чудовищами целый день бездельничает. Наконец, невозможно не сердиться, когда читаешь про противных, лживых министров — тощего Слюньмора и толстяка Фляпуна.
С яркими конфликтами
Сказочной истории необходимы эффектные события и конфликты. Сюжет и напряжение держатся на внешних трудных ситуациях. С некоторыми из них может столкнуться каждый из нас, другие возможны только в сказочной реальности. Но подросший ребёнок легко сможет провести аналогию с обычной жизнью. Например, Дейзи и Берти голодают и вынуждены скитаться в незнакомых землях — как легко понять эти невзгоды! Сложнее представить, как злым министрам удаётся долгое время обманывать жителей королевства и держать их в страхе. Но при должной фантазии можно найти варианты обмана и в нашей с вами жизни.
Внутренние конфликты так же важны, как и внешние, и именно они ведут к самым трудным разговорам. Например, очень непросто понять, как может измениться характер человека во время болезни или депрессии. Добрый и талантливый плотник, разлучённый с семьёй, сидит в темнице и сходит с ума, потому что его заставляют идти против своей совести и делать то, что поможет обманывать людей. Это уже тема для разговора с поднаторевшим в книжных беседах школьником. Детям помладше куда понятнее будут внутренние конфликты, например трусишки‑короля, который боится показать свою слабость.
С гуманистическим посылом
Какой бы сложной ни была сказка, она должна оставаться доброй, с хорошим посылом для ребёнка. Необязательно, чтобы в ней была чётко сформулированная мораль, так сильно давившая в детской литературе советского периода. Главное, чтобы всегда оставалась надежда на хороший исход любой скверной ситуации. Даже если на первый взгляд кажется, что это невозможно. Как бы ни страдали главные герои «Икабога», мы видим: когда они не склоняются на сторону зла и не опускают руки, дела понемногу начинают налаживаться. Обаятельная булочница даже в тюрьме печёт вкусные кексики и подбадривает песнями других узников. Попавшая в детский дом Дейзи не забывает своё имя и оберегает младших ребят. А лучше всего иллюстрирует понятие надежды само чудовище — Икабог. Он производит на свет добрых детей, если с ним обращались по‑доброму, а злых, соответственно, в обратной ситуации. Так что если мы все станем добрее, то и наши выдуманные монстры тоже перейдут на светлую сторону.
Как читать сказку и говорить с ребёнком о важном
Чтение должно быть вдумчивым, но не стоит превращать его в учёбу. К тому же и для вас оно не должно превращаться в скучную или неприятную обязанность — ребёнок обязательно это почувствует. Попробуйте следовать этим простым правилам.
Сначала прочитайте книгу сами
Лучше всего работа с книжкой пойдёт, если заранее составить список сложных для ребёнка тем и непростых вопросов. Само собой, это невозможно без полного прочтения произведения. Например, в «Икабоге» это такие проблемы:
- Последствия лжи: король и министры так заврались, что не могут остановиться и придумывают вещи всё хуже и хуже.
- Страх и борьба с ним: дети и жители королевства боятся Икабога, но узнают его лучше и справляются с предрассудками.
- Смерть любимых людей: Дейзи и Берти теряют родителей из‑за несчастных случаев и болезней.
- Мстительность и последствия плохих поступков: нужно ли детям поступить с королём Фредом так же, как он поступил с ними?
В других книжках это могут быть развод родителей, человеческие пороки, отношение к деньгам и другие непростые темы.
Обсуждайте только что прочитанное
Задавайте ребёнку наводящие вопросы во время чтения. Самый полезный — что он думает о персонаже или его поступке. Даже если малыш ещё не слишком понимает вопрос, поначалу отвечайте на него сами. Когда ребёнок подходит к возрасту более осмысленного взаимодействия, он тоже не сразу сможет давать развёрнутые ответы. Если малышу трудно подобрать слова и выразить свои мысли, вы можете предложить ему несколько вариантов ответа, чтобы он выбрал. Дети быстро втягиваются в такую игру. А если не стесняться хвалить их и поощрять активность и нетривиальность мышления, то помощь очень быстро перестаёт быть необходимой.
Со временем вы увидите, как ребёнок проявляет всё большую и большую самостоятельность мышления. Так что и вопросы вы сможете задавать более сложные. Например, не стоит спрашивать четырёхлетнего малыша, почему последний Икабог прячется от людей. А вот школьник уже с интересом может порассуждать о причине страха персонажа.
Читайте регулярно
Чем младше ребёнок, тем больше повторений одного и того же вам потребуется. Это банальная физиология: детская память и восприятие работают на повторах. Не смущайтесь, что вам придётся перечитать по просьбе ребёнка некоторые фрагменты, а то и книжку целиком несколько раз подряд. Один и тот же разговор на одну и ту же тему также может быть повторён с точностью до последнего слова. Это нормально и полезно для усваивания непривычных ребёнку тем. Чуть позже он сможет читать и размышлять самостоятельно, а на ранних порах основы закладываются именно так.
Постепенно усложняйте темы
Когда ребёнок научится обсуждать персонажей и поступки, переходите от более простых вопросов к более сложным. На простые можно ответить одним словом: согласием или несогласием, названием базовой эмоции или коротким дословным ответом из книги. Например, совсем лёгкие и очевидные вопросы для малышей — плохо или хорошо поступил персонаж в определённой ситуации (положим, когда король Фред соврал, что выстрелил в чудовище). Для нас ответ очевиден, но ребёнку важно проговорить это вслух и продумать самостоятельно. Врать — плохо, но это знание не появляется само по себе.
Чуть более сложные вопросы — как ребёнок относится к персонажу или его делам. Нормально, если ответ заключается в словах «Да» или «Нет» (например, если вы спрашиваете, расстроен ли он, что добрую леди Эсланду заперли в деревне в одиночестве). Ведь это всё равно требует от малыша определённой рефлексии и обращения к собственным ощущениям.
Наконец, сложнее всего вопросы о мотивах поступков персонажей, о которых в тексте не говорится прямо. Например, почему Икабог хочет съесть детей, если он никогда их раньше не ел? Чтобы ответить на этот вопрос, недостаточно зачитать одно предложение из книги. Нужно вспомнить и обдумать целую главу.
Всегда используйте примеры из книги
Важные вопросы нужно изначально поднимать исключительно на примерах из книги. Как только у вас станет привычкой обсуждать литературу вообще, можно подходить к сложным темам. После рассмотрения примера из жизни персонажа понемногу проводите аналогии с реальной жизнью. В этом поможет серия вопросов, где каждый последующий всё ближе к ребёнку и глубже по своей сути. Но не превращайте это в смысл чтения! Как только ребёнок начнёт скучать или уставать, серию вопросов нужно будет свернуть и оставить на другой раз.
Вопросы могут быть такими:
«Король Фред очень трусливый, но боится, что его будут за это дразнить, поэтому притворяется храбрецом и в итоге много врёт. От его лжи страдают другие люди. Как ты думаешь, хорошо это или плохо?
Был ли у него другой выход?
Было бы лучше, если бы его немножко подразнили трусом, но зато другие персонажи не пострадали бы?
Если бы тебе не хотелось выглядеть трусом или глупцом, решился бы ты врать, как король Фред?»
Откладывайте слишком сложные вопросы на потом
Нужно запастись терпением и приготовиться, что не всегда ребёнок может понять всё с первого раза. Сложные темы потому и называются сложными, что и взрослым бывает непросто с ними разобраться. В таком случае не давите на ребёнка, не сердитесь и не заставляйте его «заучивать» правильный ответ. Попробуйте найти другие примеры или вернуться к теме чуть позже, когда сын или дочь накопит больше опыта и знаний об окружающем мире, эмоциях и человеческих взаимоотношениях. Если сказка длинная и с большим количеством составляющих, то возвращаться к ней можно десятки раз.