О чём рассказывают в подкастах?
Аудиошоу присутствуют на медиарынке уже не первый год, и поэтому сейчас можно найти подкаст практически на любую тему. Бизнес, здоровье, психология, отношения, деньги и инвестиции, воспитание детей, саморазвитие, музыка, литература и кино, новости, игры, гаджеты и технологии, космос, наука, медицина, юмор — выбирайте то, что интересно именно вам.
А чтобы вам было проще ориентироваться во всём многообразии тем, авторы Лайфхакера периодически публикуют подборки подкастов — про деньги, секс и отношения, для отдыха после рабочего дня и общего развития.
Почему подкасты популярны?
Подкасты наращивают свою популярность по нескольким причинам.
Во‑первых, аудиошоу носят развлекательный и познавательный характер. Как правило, это не заумный и сложный для восприятия контент. Авторы подкастов понимают, что в их арсенале нет видеоряда, иллюстраций, графиков и схем, и поэтому стараются максимально доступно раскрывать тему и не усложнять материал.
Во‑вторых, подкасты обеспечивают слушателю эффект присутствия, ведь голоса ведущих буквально звучат у него в голове. И при этом нет барьера в виде экрана.
В‑третьих, подкасты позволяют экономить время. Аудиошоу можно слушать по пути на работу или домой, во время выгула питомца, мытья посуды или уборки, на прогулке и даже в спортзале.
И наконец, в подкастах, а особенно в ток‑шоу, можно услышать нетривиальные ответы на, казалось бы, простые вопросы. Зачастую ведущие раскрывают тему с разных сторон и предлагают различные мнения о проблеме. Если вы давно задаётесь вопросами о взаимоотношениях с людьми или самим собой, ток‑шоу помогут иначе взглянуть на ситуацию. Подобные примеры можно найти в подкасте Лайфхакера «Кто бы говорил».
Какие форматы сейчас в тренде?
Наибольшую популярность получили несколько жанров подкастов.
- Аудиолекции — небольшие по длительности выпуски (10–20 минут), которые, как правило, дают ответ на один чётко сформулированный вопрос. Лучше всего под это определение подходят «Подкаст „Лайфхакера“», «Лайфхак» и «Смотритель». А ещё — «Планетроника» и лекции «Академии Arzamas».
- Интервью — беседа ведущего и гостя на заданную тему. Это довольно распространённый и популярный жанр. Послушать такие разговоры можно в «Потрачено», «Подорожнике», The Big Beard Theory, «Министерстве любви» и BIG MONEY.
- Ток‑шоу — разговор нескольких человек. Чаще всего этот формат используется в юмористических и развлекательных проектах, где помимо шуток затрагивают общественно важные вопросы и обсуждают новости. В качестве примеров можно привести «Кто бы говорил», «Хочу не могу», «Так вышло», «В предыдущих сериях» и «Животные в студии».
- Нарративные подкасты — истории от первого лица. Авторы таких шоу делятся со слушателями своим опытом или рассказами героев. Чтобы было проще понять, о чём идёт речь, послушайте «Истории русского секса», «Одно расстройство» и «52 недели одержимости».
Где слушать подкасты?
И подкаст‑студии, и самостоятельные авторы стремятся разместить свои записи на всех возможных платформах. Это нужно, чтобы не ограничивать слушателей в выборе удобного им плеера и охватить максимально большую аудиторию.
Среди общего разнообразия есть площадки, которые пользуются наибольшей популярностью. В их числе «Яндекс.Музыка». Выберите в меню категорию «Подкасты», и перед вами откроются подборки аудиошоу.
В «Актуальном» — новинки индустрии, анонсы свежих выпусков популярных проектов и отдельные эпизоды, рекомендуемые площадкой. Кроме того, на стартовой странице собраны «Плейлисты с выпусками» — сборники эпизодов разных шоу, объединённые одной темой.
А ещё здесь вы увидите рекомендации медийных личностей — Руслана Белого, Елены Темниковой, Лики Кремер, Кристины Вазовски и многих других. Пролистав страницу ниже, обнаружите виджеты с темами, внутри которых тоже множество рекомендаций.
Если у вас устройство Apple, можно воспользоваться ещё одной крупной хостинговой площадкой — Apple Podcasts. Она также составляет тематические подборки, рекомендует популярные у слушателей шоу и предлагает посмотреть все проекты выбранного автора.
Тройку лидеров подкаст‑площадок закрывают «Google Подкасты». Как и на Apple Podcasts, здесь нужно предварительно зарегистрироваться.
Помимо вышеперечисленных платформ, есть множество других: Simplecast, Anchor, Overcast, Pocket Casts, Castro, Breaker, Castbox и RadioPublic. Кстати, подкасты Лайфхакера можно найти на всех этих хостингах.
В подкастах часто встречается реклама. Это нормально?
Конечно. Реклама — неотъемлемая часть любой сферы жизни и, как известно, двигатель прогресса. Подкаст‑индустрия не стала исключением. Нативные или, наоборот, открытые интеграции продуктов, брендов или услуг можно встретить во многих выпусках.
Существуют даже целые рекламные подкасты. В них нет бесконечного нахваливания клиента, а присутствует лишь небольшой рассказ о продукции или упоминание рекламодателя как спонсора проекта. Подкастеры, которые дорожат своей аудиторией, не станут рекламировать продукты или услуги, которые считают откровенно плохими. А значит, они будут избирательно подходить к выбору рекламодателя.
Рекламные подкасты имеют больший бюджет, чем редакционные или авторские, что позволяет делать их интереснее. Например, приглашать для участия известных личностей или экспертов за гонорар.
Чтобы окончательно развеять неприязнь к коммерческим подкастам, рекомендуем послушать выпуски проектов «Подорожник» или «Деньги пришли».
Сможет ли Clubhouse заменить подкасты?
Скорее нет, чем да. И причина проста: многим нравится слушать любимые шоу в удобное время и не привязываться к моменту открытия виртуальных комнат.
У записанных бесед есть и другие преимущества перед «живыми». Например, монтаж. Всё же приятнее слушать «причёсанный» разговор без долгих пауз, отвлечений от темы и посторонних звуков: ведущие тоже люди, иногда им нужно прокашляться, выпить воды или открыть дверь курьеру.
А ещё эпизодами, которые вам особенно понравились, можно делиться с другими людьми. В Clubhouse таких опций нет.
Зачем записывать подкасты?
Самолюбование в этом деле не лучший помощник. Как и жажда быстрых и лёгких денег. Заниматься подкастами стоит в том случае, если вы чувствуете желание или необходимость поделиться с людьми своим опытом, знаниями и взглядами. И стоит решить, почему вам нужен именно формат подкаста, а не текст или видео. Помните об этих аргументах, когда столкнётесь со сложностями — пусть они станут для вас маяком.
Ещё подкаст может стать инструментом для продвижения бизнеса. С его помощью можно рассказать о ваших продуктах или услугах большому количеству людей и сделать это ненавязчиво, полезно и интересно. Так, например, поступают некоторые школы, которые специализируются на обучении иностранным языкам, маркетинговым стратегиям, финансовой грамотности и многому другому.
В выпусках их авторы делятся профессиональным опытом, но не выкладывают все карты на стол. И таким образом, во‑первых, приглашают заинтересованных слушателей пройти полный курс обучения, а во‑вторых, работают над лояльностью к бренду и его узнаваемостью.
Ещё один кейс — подкаст «52 недели одержимости». Автор этого шоу на протяжении года еженедельно внедряет в свою жизнь по одной полезной привычке и оценивает результат: подмечает трудности и проблемы, фиксирует успехи. Для него подкаст — это своего рода дневник, а интерес аудитории — якорь, который не позволяет бросить работу над собой, и стимул продолжать эксперимент длиной в целый год.
В любом случае, чтобы шоу получило отклик у слушателей, оно должно быть увлекательным и информативным, с динамичным повествованием и качественным звуком. Очень важна вовлечённость автора в тему. Не лишним будет приглашать спикеров‑экспертов или героев с релевантным опытом.
Хочу записать свой подкаст. Что для этого нужно?
Эта тема заслуживает отдельного материала, над которым мы уже работаем. А пока вот краткая инструкция.
- Определите тему и формат будущего шоу. Также важно решить, будут ли в нём участвовать приглашённые гости. Это повлияет на техническую сторону производства: количество микрофонов и сложность монтажа.
- Купите необходимую технику. Если вы не профессионал и только пробуете свои силы в производстве подкастов, можно начать с бюджетных микрофонов. Например, Blue Yeti, FIFINE (T669 или K678) и RØDE Podcaster. Диапазон их стоимости — от 6 000 до 18 000 рублей.
- Подготовьте план или сценарий. Говорить под запись по наитию не лучшая идея. Даже раскрепощённые люди порой испытывают волнение и сбиваются с мысли. План же поможет логично выстроить повествование и не забыть о важном.
- Запишите пилотный выпуск и смонтируйте его. Тестовый эпизод выявит проблемы, которые могут и дальше возникать при работе над аудиошоу, и поможет оценить финальный результат. Бывает и так, что авторы уже после создания «пилота» понимают, что проект не взлетит. Тогда нужно либо доработать задумку, либо искать новую идею.
- Критически оцените выпуск. Помните, что сейчас на рынке множество подкастов и конкуренция действительно высока. Так что отнеситесь к эпизоду как очень придирчивый критик, дайте прослушать другим людям, чьему мнению вы доверяете. Отметьте все слабые места шоу и доработайте их.
- Составьте описание эпизода и разместите его на удобных для вас платформах. Только перед этим убедитесь, что всё точно готово.
Можно ли заработать на подкастах?
Можно, но процесс этот непростой и отнюдь не быстрый. Есть два самых распространённых способа монетизации подкастов — привлечение рекламодателей и краудфандинг. Сложность кроется в том, что в обоих вариантах вам нужен интерес слушателей, понимание своей аудитории и чётко выстроенная работа над контентом.
Самая известная краудфандинг‑платформа — Patreon. На этом сайте авторы размещают свои проекты — как подкасты, так и любой другой контент — и предлагают пользователям поощрить создателей деньгами.
Также Patreon даёт авторам возможность наградить щедрых патронов: открыть для них дополнительный контент, который не вошёл в выпуск, пригласить на мероприятие или упомянуть в эпизоде. Краудфандинг — это хороший способ начать монетизацию подкаста, но он требует дополнительных усилий.
Если хочется более внушительных сумм, можно попробовать привлечь рекламодателей. Для этого стоит подготовить презентацию о своём проекте, где вы расскажете о качестве контента. И не забудьте про анализ целевой аудитории и статистику прослушиваний.
Кроме этого, хорошо бы разработать конкретные предложения для потенциальных клиентов. Можно расписать несколько вариантов интеграций в подкаст. Например, упоминание спонсора в начале или конце выпуска или же создание целого эпизода под интересы заказчика. Ещё один вариант — интервью с экспертом, представителем компании рекламодателя на тему, интересную как клиенту, так и вашему слушателю.
Определив возможные способы интеграции, пропишите стоимость каждой из них. Кстати, есть данные, согласно которым бренды готовы платить 50–250 тысяч рублей за выпуск. Устанавливая сумму, руководствуйтесь не только желанием заработать, но и показателями охвата аудитории.
Не стоит сидеть и ждать, пока рекламодатели узнают о вашем подкасте и предложат золотые горы за одно упоминание в выпуске. Берите дело в свои руки: рассылайте предложения потенциальным клиентам и не стесняйтесь предлагать сотрудничество. Возможно, для начала даже бесплатно.
Существует ещё один способ заработка на подкастах — непрямая монетизация. Допустим, подкастинг для вас — не более чем просто хобби, а деньги на жизнь приносит небольшой бизнес по продаже цветов. Тогда в своём шоу вы можете прорекламировать собственный магазин, рассказать про ассортимент теплицы и скорость доставки.
Как прорекламировать свой продукт в подкастах?
Реклама даже в крупных подкастах всё ещё дешевле, чем на топовых YouTube‑каналах и тем более на ТВ.
Начать стоит с выбора подкаста, целевую аудиторию которого может заинтересовать ваш продукт. Обращайте внимание на тематику и специфику подачи материала. Обязательно прослушайте несколько выпусков, чтобы уловить их тон и настроение. Изучите политику авторов — не противоречит ли их мнение принципам вашего бизнеса.
Если препятствий нет, свяжитесь с авторами или продюсерами понравившегося шоу. На сайте проекта или его страницах в соцсетях должна быть контактная информация для начала переговоров.
Условившись о цене и заключив договор, обязательно обсудите с автором KPI — показатель успешного результата. В нашем случае это количество прослушиваний, которое должен собрать эпизод за установленный срок. После выхода подкаста с вашей рекламой не забывайте отслеживать этот показатель.
Станьте первым, кто оставит комментарий