Что не так с «Войной токов» с Бенедиктом Камбербэтчем
Картина о легендарном противостоянии знаменитых изобретателей электричества оказалась для авторов своеобразным долгостроем. Ещё в 2017 году фильм показали на кинофестивале в Торонто, но потом то ли из‑за недовольства зрителей, то ли из‑за скандала вокруг Харви Вайнштейна, числившегося одним из продюсеров, «Войну токов» почти два года дорабатывали.
Авторы даже пригласили самого Мартина Скорсезе, который помог с финальным монтажом и сделал, как говорят, более стройное и интересное повествование. Правда, сейчас трудно узнать, насколько изменился фильм, оригинал видели немногие. Но, увы, проблем у картины всё равно хватает.
И от этого становится немного обидно. Ведь сама история, которая легла в основу сюжета, очень интересна. Да и отличный актёрский состав радует. Но действие постоянно спотыкается, что сильно мешает восприятию.
Крутые актёры, но не раскрыты персонажи
Сюжет картины посвящён двум легендарным личностям, подарившим США электричество. Заносчивый Томас Эдисон (Бенедикт Камбербэтч) пытается продвигать освещение с помощью постоянного тока. Но с ним не согласен Джордж Вестингауз (Майкл Шеннон), уже прославившийся изобретением воздушного тормоза для поездов.
Он считает, что переменный ток обеспечит более дешёвое электричество, а с учётом меньших потерь напряжения его можно будет распространять на большие расстояния. Однако Эдисон пытается доказать, что идеи Вестингауза опасны для людей.
Ирония истории в том, что каждый из них по‑своему прав. Именно это попытались показать в фильме. Сюжет избегает зацикленности только на одном персонаже, пытаясь охватить вклад всех участников событий. Но, как ни странно, именно это и оказывается главным недостатком картины. Введя в действие сразу несколько ярких и интересных героев, да ещё и в исполнении любимых публикой актёров, авторы просто не успевают рассказать о каждом.
Вроде бы больше внимания уделяют Эдисону. Зритель узнаёт и о его семейной трагедии, и о готовности идти даже на низкие поступки ради достижения своей цели. Но он всё равно кажется лишь очередным заносчивым гением в исполнении Камбербэтча — слишком часто актёр появляется в подобном образе на экране.
При этом Вестингауз выглядит более достойным, но вот на раскрытие его мыслей уже просто не хватает времени. Отношения с женой, флешбэки из времён войны — всё это показывают лишь мимоходом. Таланту Шеннона здесь просто негде толком раскрыться, его персонаж выглядит простым деловым человеком без какой‑то особенной искры.
Но обиднее всего за то, как обошлись в фильме с Николой Теслой. Непосредственный участник всех событий, сделавший огромный вклад в развитие электричества, остаётся почти эпизодическим персонажем. Николас Холт всеми силами старается выжать максимум эмоций из немногих сцен, которые отдали его герою, но образ гениального мечтателя просто теряется в круговороте событий.
Много интриг, но мало эмоций
Ещё более странно авторы обошлись с самим рассказом об изобретениях. А точнее, они посвятили этому слишком мало времени. В основе всей истории лежат революционные для тех времён технологии.
Но вместо того, чтобы сделать акцент на процессе создания лампочки, генератора и прочих потрясающих вещей, сюжет больше рассказывает о том, как изобретатели боролись за их продвижение. Даже разработка фонографа здесь выглядит просто фоновым элементом для раскрытия личной жизни Эдисона, а не очередным прорывом в науке.
Конечно, именно в «войне», которую обозначили в заголовке, противостояние было важнее, чем талант изобретателя. Но чтобы увидеть в Эдисоне не только продажника, который не гнушается чёрного пиара, истории слишком не хватает романтики.
Те редкие сцены, где Тесла пытается рассказать об устройстве несуществующей машины, или финал, когда герой Камбербэтча описывает ощущения от создания первой работающей лампочки, выглядят невероятно трогательно. А дальше рассказ снова переключается на деньги и конкуренцию.
Возможно, этот недостаток эмоций был бы не так заметен, если бы сам сюжет оказался более захватывающим. И здесь картине сильно вредит соседство в прокате с фильмом «Ford против Ferrari» Джеймса Мэнголда. Режиссёр как раз сумел показать настоящий накал страстей в истории инженеров. А в «Войне токов» передали лишь факты.
При этом картинка выглядит очень привлекательно: актёрам идут классические костюмы, а камера выхватывает очень изящные ракурсы. И даже саундтрек создаёт неплохую атмосферу на грани триллера. Вот только в самом действии этого напряжения нет.
И всё же «Война токов» — фильм, который стоило выпустить, хотя бы ради того, чтобы некоторые зрители заинтересовались рассказанными событиями. Кто‑то чуть лучше разберётся в личности Эдисона, другой впервые услышит о Вестингаузе, а остальные, возможно, поймут разницу между постоянным и переменным током. К тому же такой актёрский состав просто не способен играть плохо, и встреча с любимыми лицами окажется для многих поклонников подарком.
И можно лишь посетовать, что настолько интересная история заслуживает более яркого и эмоционального воплощения, чем то, что показали в фильме.
Станьте первым, кто оставит комментарий