Как цвета влияют на нас и нашу жизнь
1. Яркие цвета тренируют память
Когда человек сосредоточен на определённых стимулах, шанс, что те попадут в долговременную память, выше. А цвета хорошо привлекают внимание. Этим правилом пользуются в маркетинге и продажах. Покупатель скорее вспомнит красочную и броскую рекламу, чем чёрно‑белую, а клиент лучше сконцентрируется на яркой презентации, а не на скучных слайдах с текстом.
Есть мнение, что тёплые оттенки — жёлтый, красный и оранжевый — больше влияют на память, чем, например, коричневый или серый. Возможно, эффект вызывают не цвета сами по себе, а чувства, которые возникают при взгляде на них. Например, красный — символ страсти, силы, агрессии, а серый такими яркими ассоциациями похвастаться не может. При этом для запоминания важен не только сам оттенок, но и высокий контраст. Это может быть причиной, почему у известных компаний так популярны логотипы с ярким текстом на нейтральном фоне.
Особенность цвета врезаться в память может помочь во время учёбы. Например, чтобы быстрее зафиксировать в голове иностранные слова, лучше записывать их на жёлтых стикерах, а не на белых. А важные термины в конспекте подчёркивать контрастным текстовыделителем. К слову, использование цветных пометок упрощает чтение даже для людей с дислексией.
2. Красочный интерьер повышает продуктивность
В цветном интерьере люди работают эффективнее. К такому выводу в 2018 году пришла группа учёных, проанализировав 40 различных исследований на эту тему. Более того, выяснилось, что белые стены способны увеличивать количество ошибок, а выбор конкретных «помогающих» оттенков зависит от типа работы. По некоторым данным, красный позволяет лучше решать когнитивные задачи, а синий — творческие.
Впрочем, прежде чем перекрашивать обои, важно учесть и субъективное восприятие. Так, одних людей красный цвет в помещении стимулирует, а других — отвлекает и даже раздражает. Поэтому для начала лучше разбавить нейтральный интерьер небольшими яркими вкраплениями. Например, обзавестись красным ежедневником или повесить на стену красочный плакат.
3. Цвета блюд и посуды сказываются на аппетите
Вы наверняка слышали, что цвет посуды может влиять на размер порции. Чтобы проверить это, учёные предложили женщинам одинаковый обед — макароны с томатным соусом и безалкогольные напитки. Участницы, которым достались нейтральные белые тарелки, ели меньше. А у тех, кто пользовался чёрными и красными, аппетит и правда был лучше.
Неестественный цвет еды может вообще отбить желание подкрепиться. Учёные выяснили это ещё полвека назад. Они предложили участникам исследования необычный ужин: синий стейк, красный горошек и зёленый картофель фри. Трапеза началась при тусклом освещении, чтобы скрыть истинный цвет блюд. Когда в комнате стало светло, «неподходящий» пищевой краситель вызвал снижение аппетита и даже тошноту у некоторых участников. Современные исследования подтверждают, что еда непривычного цвета может казаться менее привлекательной. Например, изображения печенья красного, синего и чёрного‑белого оттенка выглядят не так маняще, как привычного жёлтого.
4. Оттенок одежды создаёт первое впечатление
Цвету одежды уделяли внимание ещё в далёком прошлом. Например, законы Средневековой Европы разрешали только дворянству носить пурпурные вещи, краситель для которых добывали из морских моллюсков. А в Китае жёлтый цвет выбирали императоры — он символизировал власть и процветание. Разные оттенки могли подчеркнуть место человека в социальной иерархии и его материальное положение.
В современной культуре цвет по‑прежнему является важным средством коммуникации. Например, красный связывают с успехом в единоборствах, командных видах спорта и компьютерных играх. Так английские футбольные команды, участники которых носили красную форму, побеждали чаще других. Учёные предполагают, что яркий оттенок каким‑то образом ухудшал игру противников.
И всё же не стоит делать ставку только на цвет, если выбираете образ для важного мероприятия — субъективное восприятие собеседника может перевесить. Взять, например, чёрный. Считается, что он повышает привлекательность в глазах противоположного пола, но в некоторых ситуациях может вызывать негативную реакцию. Допустим, подозреваемые в правонарушениях в тёмной одежде воспринимаются более виноватыми, чем в светлой.
5. Колористика помогает распознать проблемы психики
Цвета, которыми человек описывает разные эмоции, могут коррелировать с ментальными расстройствами. Например, пациенты с тревожностью или депрессией чаще считают своё настроение серым. А здоровые люди, как правило, не связывают психологическое состояние с каким‑либо оттенком или выбирают жёлтый. Значение имеет и насыщенность. Так, люди с тревожностью предпочитают тёмный синий, а здоровые — светлый.
Цвет могут анализировать в рамках арт-терапии — направления в психотерапии, которое помогает людям лучше понять себя, используя творческие техники. Пациенты создают коллажи, рисуют, фотографируют, а потом вместе со специалистом обсуждают работы. К арт‑терапии прибегают, чтобы снизить симптомы депрессии, стимулировать умственную деятельность у пациентов с деменцией, снизить боль при серьёзном диагнозе.
Некоторые элементы арт‑терапии можно добавить в повседневную жизнь. Например, раскрашивание помогает снять стресс — человек сосредотачивается на выборе оттенков и на время отключается от внешних переживаний.
Лучшие предложения
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Находки AliExpress: 20 полезных товаров дешевле 1 000 рублей
Новый год как в детстве: 6 праздничных традиций, которые поможет соблюсти техника Gorenje
Отборные скидки до 64% от AliExpress, Redmond и других магазинов
15 стильных пуховиков стоимостью от 3 000 до 15 000 рублей
10 наборов для вышивания, с которыми захочется заняться рукоделием
12 комфортных дутиков для зимних прогулок
Дети нашего времени. Какие они на самом деле
Обзор TECNO Camon 30S — недорогого смартфона с достойной камерой
Обзор TECNO Spark 30 Pro — доступного смартфона, который не выбеливает селфи
Гид по пластиковым окнам. Какие купить, чтобы точно спать в тишине и не страдать от сквозняков