Почему просмотр «Звёздных войн» и «Молчания ягнят» делает нас хорошими людьми
Дарт Вейдер. Ганнибал Лектер. Лорд Волан-де-Морт. В литературе и кино именно злодеи приковывают наше внимание. В романе Джона Мильтона «Потерянный рай» красивый и обаятельный Сатана сумел отодвинуть на задний план даже Бога. Независимо от того, насколько ужасны стремления таких героев, мы, кажется, испытываем противоречивое удовольствие, наблюдая за ними.
Датский учёный Йенс Кьельдгаард-Кристенсен (Jens Kjeldgaard-Christiansen) решил пролить свет на тёмные литературные фигуры, рассмотрев их через призму эволюционной психологии, и разобраться, почему мы так любим ненавидеть злодеев.
Чтобы понять привлекательность зла, нужно в первую очередь изучить его полную противоположность — добро. В прошлом люди, живущие дружными группами, должны были определить, кто хороший, а кто плохой, и наказать злодея. Сегодня мы делаем это не с помощью интуиции, а благодаря рациональному мышлению.
Мы способны оценить, как много человек готов пожертвовать на благо группы. Тот, кто не готов к такой благотворительности и не хочет идти на компромиссы с другими членами общества, расценивается нами как опасный и ненадёжный тип. Таким мы не доверяем.
Очевидно, что продолжать общаться с неблагонадёжными людьми — значит подвергать всё общество опасности. Ведь они способны провоцировать такие эмоциональные реакции, как отвращение, страх и гнев. Эти чувства могут быть настолько сильными, что мы можем оправдать убийство такого злодея, ведь тем самым устраняется опасность для общества.
Мы безошибочно определяем черты характера, присущие злодеям. Такие персонажи не способны на жертвенность, они эгоистичны. И в этом есть эволюционный смысл: связь с обществом разрушается, а возможность распространения безнравственного поведения на других членов группы минимизируется.
В фильме «Изгоняющий дьявола» мы видели на экране невероятно пугающий образ зла: демон вселился в тело невинного ребёнка. Единственным человеком, способным противостоять этому исчадию ада, был отец Меррин, который произнёс важные слова:
Я думаю, что целью демона является не одержимая, а все мы… Наблюдатели… Каждый в этой комнате. И я думаю, что главное — заставить нас впасть в отчаяние и потерять веру в собственную человечность.
Эти слова — краеугольный камень. Ведь именно так можно описать угрозу, которую ощущали наши предки в далёком прошлом. Ими руководил страх того, что один злодей может разрушить устои общества, стать причиной анархии.
Мы многое знаем о собственной психологии и можем перестать испытывать чувство отвращения к аморальному герою, начать анализировать его поступки и принять его точку зрения.
Самый интересный в этом плане герой — Ганнибал Лектер, невероятно сложная и противоречивая личность, правдоподобная и бесконечно злая. Мы не сомневаемся в том, что Лектер плохой, хотя и проникаемся интересом к его персоне. Другие злодеи тоже имеют отметину аутсайдера, они однозначно чужие в нашем мире.
Для того чтобы усилить инстинктивную реакцию человека на злодея, писатели и режиссёры тщательно выбирают инструменты. Часто они наделяют злых персонажей характерной, отталкивающей внешностью.
Вот, например, Кожаное Лицо из «Техасской резни бензопилой». У него явно противный облик, и это заставляет нас сразу чувствовать отвращение и ненависть к нему не только на физическом, но и на эмоциональном уровне. Его рёв и обезьянья походка сразу же предупреждают: в герое есть что-то очень неправильное, этот легендарный отшельник очень опасен.
То же самое касается и Волан-де-Морта (у него змеиное, пугающее лицо) или Рауля Сильвы из «007: Координаты «Скайфолл», неспроста он покрыт страшными шрамами.
У всех этих сказок, романов, повестей есть намного более глубокое и важное предназначение, нежели заурядное щекотание нервов.
Совершая эти короткие путешествия на тёмную сторону и наблюдая за триумфом добра, мы подтверждаем, что способны быть хорошими, и учимся сотрудничать с другими.
Именно так, по мнению Йенса Кьельдгаарда-Кристенсена, работает образ злодея. Интересно, сможет ли учёный проверить свою теорию на практике. Хороший способ её протестировать — показать участникам эксперимента «Молчание ягнят», а потом проверить на них дилемму заключённого. Оценив, насколько они способны к сотрудничеству, мы смогли бы понять, как сильно на нас влияют образы злодеев с экрана.
До этого доктор Трэвис Прул (Travis Proulx) из Университета Тилбурга доказал, что работы писателей-абсурдистов, например Франца Кафки или Льюиса Кэрролла, которые нарушают все законы реального мира, оказывают на нас дестабилизирующее воздействие. В итоге мы начинаем искать подтверждение наших моральных устоев и верований.
Некоторые люди опасаются, что живописные злодеи на экране способны плохо на нас влиять. Что ж, Йенс Кьельдгаард-Кристенсен считает иначе. Возможно, заглядывая в темноту, мы возвращаемся обратно, чтобы стать лучше.
Станьте первым, кто оставит комментарий