«В поисках Адама» — неидеальное, но красивое роуд-муви, обманывающее ожидания
20 июня 2024 года в российский прокат выходит неспешная созерцательная драма «В поисках Адама». На первый взгляд кажется, что фильму особо нечем привлечь массового зрителя. Его снял малоизвестный режиссёр Ирвинг Франко, главную роль сыграл ещё только набирающий популярность 19-летний Оакс Фигли («Тёмная материя», «Дедушка нелёгкого поведения»). Поэтому в ролики и на постеры стараются покрупнее поместить Дэвида Духовны — единственного актёра из каста, чьё имя более-менее на слуху.
Сразу стоит предупредить фанатов «Секретных материалов» и «Блудливой Калифорнии»: Духовны в этом фильме появится лишь в начале минут на 15. Однако и без него «В поисках Адама» оказывается интересной работой, заставляющей задуматься.
О чём фильм
Адам с детства жил в трейлере где-то в глуши вместе с любящими родителями. Ещё маленьким он узнал, что те ему не родные. Его настоящая мама умерла, а отец бросил младенца. Однако новая семья почему-то сторонится всех чужаков.
Однажды к их дому приближается группа вооружённых людей. Родители погибают, а у Адама остаётся лишь список из трёх имён с адресами: кто-то из этих людей — его биологический отец. Подросток в одиночку отправляется в путь, чтобы найти родственника.
В фильме о многом умалчивают, но это не плохо
Может показаться, что сама идея «В поисках Адама» слишком уж вторична. Действительно, есть фильмы про детей, которые росли в глуши, а потом попали в цивилизацию («Не оставляй следов»), есть — про то, как сироты путешествуют в поисках родни («Положись на Пита»).
Есть даже про выбор среди троих кандидатов в отцы — вспомните хоть «Мамма Mia!», хоть «Сироту казанскую». А есть ещё «Сломанные цветы» Джима Джармуша, где герой так же ездит по домам со списком, разве что ищет он потенциальных матерей своего ребёнка.
«В поисках Адама» берёт от всех этих идей понемногу, но остаётся совершенно самостоятельной историей. Причём Ирвинг Франко явно придерживается творческого принципа «меньше значит больше», который так любят одни зрители и ругают другие.
В этой картине зрителю предложат очень многое додумать самому. Некоторые детали жизни Адама мы так и не узнаем. Как доподлинно не расскажут и об истинных мотивах поступков разных людей: кто из них говорит правду, а кто — обманывает, решать придётся самостоятельно. Именно это делает картину скорее философской, нежели детективной и приключенческой.
Фильм на самом деле не о поисках, а об осмыслении
Нетрудно догадаться, что Адам будет поочерёдно обходить всех кандидатов в отцы и узнавать о них какую-то важную информацию. С самого начала можно предположить, что истину он найдёт в самом финале — иначе путь не имел бы смысла.
Но уже к середине картины начнут закрадываться подозрения, что режиссёр не столько пытается провести зрителя вместе с героем по этому пути и действительно воссоединить подростка с настоящим отцом, сколько рассказать о том, какими бывают люди вообще.
Адаму годами твердили (а ведь это отчасти правда), что родитель — это тот, кто его вырастил. Однако истинные мотивы приёмной семьи окажутся странными, а теоретические отцы — очень необычными. Один прямо и очень добродушно скажет, что Адаму повезло не быть его сыном. А про другого сам подросток будет молиться, чтобы тот признал его.
Возможно, в этот момент и станет понятно: идея как раз не в том, кто именно окажется отцом. А в том, чего бы хотел сам Адам — даже не конкретно от него, а от жизни и своего взросления.
Таким образом, в фильме есть не одно путешествие, а два. Первое — фактическое. Герой постоянно передвигается с места на место пешком, на лошади, в машине, а потом уж совсем причудливым способом.
А второе путешествие — развитие Адама. Ведь он всё детство жил во вполне определённой ситуации и лишь абстрактно думал о поисках отца. Теперь же он пытается внутренне примерить на себя разные кандидатуры и понять, что же ему нужно и важно в жизни.
В фильме постоянно появляются новые герои
Некоторые режиссёры любят делить свои фильмы на главы: можно вспомнить хоть Ларса фон Триера с «Домом, который построил Джек», хоть недавнюю «Фуриосу» Джорджа Миллера.
Формально «В поисках Адама» — однородное кино. Но в нём есть достаточно чёткие части, каждая из которых немного отличается по настроению. Вступление может показаться почти триллером: дом в глуши, неизвестность, люди с оружием.
Но потом всё резко меняется, после первого напряжения темп повествования спадает. А дальше происходит самое интересное. Каждая встреча Адама — своеобразный сольный выход одного или нескольких актёров. Это может быть долгий монолог или уютная сцена семейной идиллии.
Недаром людей из списка делают настолько разными: преступник, фермер и художник. Каждый отражает одну из сторон жизни и каждый показывает, как видит мир он сам. Поэтому на время картина превращается то в исповедь, то в размышления о вечности, то в приземлённую будничную драму.
Каждый из персонажей, которым дают выход в своей небольшой истории, чуть отодвигает Оакса Фигли на второй план. Хотя молодой актёр тоже очень хорош и явно набирается опыта с каждой новой ролью.
Лишним выглядит разве что музыкальный номер в финале. Кажется, что можно было либо остановиться раньше, либо закончить на другой ноте — не музыкальной, а эмоциональной.
«В поисках Адама» — не самое оригинальное и неожиданное кино. Это скорее драма, располагающая к размышлениям, нежели приключенческий фильм с загадками. Но этим он и хорош. Наблюдая за новыми героями, зритель вместе с Адамом будет думать, чей образ мысли ему ближе и в какой атмосфере он чувствовал бы себя комфортно. А ведь с этими вопросами мы регулярно сталкиваемся и в обычной жизни.
Станьте первым, кто оставит комментарий