Проверьте, заработаете ли вы больше в следующем году
1. Ваши сотрудники честно делают свою работу
Во многом от этого зависит, сколько денег зарабатывает бизнес. Когда большую часть дня подчинённые пьют чай и зависают в социальных сетях, а время на выполнение непосредственных обязанностей выделяют по остаточному принципу, прибыли не ждите.
Вы платите подчинённым не за красивые глаза, а за их труд — добросовестный, а не «на отвяжись». Введите прозрачные и понятные критерии оценки эффективности действий. Сотрудники будут ясно представлять, каких именно результатов от них ждут, а вы быстро узнаете, кто объективно не справляется с задачами.
У каждого сотрудника есть свои обязанности и зона ответственности, на основе которых можно рассчитать показатели эффективности. Так, у менеджера по персоналу это может быть отношение успешно закрытых вакансий к общему их количеству, а у продавца‑консультанта — средний чек и выручка за день или месяц. Навешивать на каждого сотрудника по десятку критериев не нужно, достаточно 3–5 достижимых и объективных показателей.
2. Вы всегда в курсе, как идут дела у бизнеса
Или можете быстро это узнать. Статистикой продаж и средствами, которые поступают в кассу или на счёт от заказчика, всё не ограничивается. Важно знать, сколько у вас в обороте остаётся живых денег после вычета обязательных платежей.
Заведите привычку вести регулярные отчёты о том, что происходит с вашей компанией. К примеру, небольшому магазину под контролем нужно держать дневную выручку и средний чек. Отслеживайте эти показатели в динамике, чтобы понять, как влияют на поведение покупателей скидки или изменения в ассортименте.
Контролировать надо не только прибыль, но и расходы. Проверяйте, сколько денег уходит на налоги и расчёты с арендодателями и поставщиками. Следите за движением товара между магазином и складом, чтобы вовремя пополнять запас самых ходовых позиций и не тратить зря деньги на вещи, которые месяцами лежат и не приносят прибыли.
Вряд ли ваши продажи весь год держатся на одном уровне, наверняка есть периоды спада и подъёма. Заранее подготовьтесь к тёмным временам, чтобы внезапно не остаться без копейки в кармане. Регулярно откладывайте часть прибыли и создавайте подушку безопасности: если выручка снизится, у вас будут деньги на зарплату, аренду и закупки.
3. Вы не тратите время на рутину
Настройте рабочий процесс так, чтобы упростить задачи, которые отнимают большую часть времени. Причина низкой прибыли может быть в том, что вам или вашим сотрудникам приходится полдня корпеть над бумагами, а для инвентаризации и вовсе останавливать работу и лишаться выручки за день.
Автоматизация полезна не только крупным компаниям, но и небольшому магазину. Например, с помощью товароучётной системы можно быстро создавать отчёты, оформлять возврат остатков поставщикам и добавлять в базу данных онлайн‑кассы новую позицию, отсканировав штрих‑код.
Чтобы устроить инвентаризацию, не нужно на весь день закрывать магазин: с продвинутым товароучётным сервисом можно постепенно проверить остатки по каждой группе товаров. Дождитесь, когда в торговой точке не будет наплыва покупателей, и в спокойной обстановке выгрузите список остатков по категориям — например, «Женские зимние ботинки» или «Минеральная вода». Сравните фактический остаток товара на складе и в магазине с данными системы. Когда сверите запасы, товароучётный сервис автоматически оформит акты списания и документы по пересортице.
У владельцев «МТС Кассы» есть доступ к товароучётной системе, которая помогает избавить сотрудников от рутинных задач. В базе данных системы есть более 40 аналитических отчётов: анализ товарного ассортимента, выручки и прибыли, рейтинг сотрудников по принесённой выручке и рейтинги самых продаваемых и неликвидных товаров. А проверить, как дела у компании, можно прямо со смартфона.
4. Вы знаете, какие товары или услуги приносят вам больше всего денег
Хотя бы раз в месяц анализируйте продажи. Выясните, сколько времени товар проводит на полке с момента поставки, часто ли его покупают и влияет ли на спрос скидка: возможно, клиентов отпугивает завышенная цена.
На основе этих данных можно оптимизировать ассортимент и сократить расходы на хранение товаров, которые лежат на складе мёртвым грузом. Если со спросом всё в порядке, попробуйте повысить цену на товар, а через месяц проверьте, как изменилось поведение покупателей.
В случае с неходовыми товарами есть смысл пересмотреть выкладку и разместить их на местах с большой проходимостью — например, возле кассы. Скидки и акции «два по цене одного» помогут если не заработать, то хотя бы отбить стоимость закупки.
5. Вы следите за изменениями законов
Если игнорируете новые требования государства к бизнесу, то рискуете как минимум столкнуться со штрафами от налоговой. Взыскания последуют и за торговлю без кассы, и за работу с устаревшей техникой.
Оплатить штраф и продолжить нарушать закон не получится. Когда налоговая повторно поймает на торговле без кассы, а сумма расчётов составит миллион рублей и более, работу индивидуального предпринимателя или юридического лица могут приостановить на срок до 90 суток.
Под штраф подведёт и продажа товаров без маркировки. Сейчас снабжать цифровыми кодами нужно сигареты, обувь, шубы и алкоголь, а с 1 января 2020 года к этому списку добавится молочная продукция. За торговлю товарами без установленной законом маркировки должностному лицу придётся заплатить от 5 до 10 тысяч рублей. Штраф для юридического лица — от 50 до 300 тысяч. Чтобы работать легально, выбирайте кассы, которые автоматически обновляются под изменения в законах. Хорошо, если делать это они будут бесплатно.
«МТС Кассу» можно взять в аренду, при этом вы получаете фискальный накопитель, договор с оператором фискальных данных и круглосуточную техническую поддержку. За подключение и настройку кассы платить не нужно. С арендой вы получаете бесплатный доступ ко всем функциям товароучётной системы.
Всё это поможет вам улучшить работу со складским учётом и оптимизацией ассортимента, оперативно получать нужные отчёты по продажам и, в конечном итоге, увеличить прибыль.