В фильме «Тор: Любовь и гром» Натали Портман напоминает мужчину, Кристиан Бэйл пугает, а Крис Хемсворт не отсвечивает
8 сентября на онлайн‑площадках выходит «Тор: Любовь и гром». Это новый фильм, входящий в киновселенную Marvel, и четвёртая сольная картина про героя Криса Хемсворта. Последнее, кстати, удивительно. Ведь формально (если не учитывать важность ролей в кроссоверах) даже у Железного Человека и Капитана Америки меньше отдельных фильмов. К тому же первые две части «Тора» получились не слишком яркими — «Царство тьмы» сейчас вообще мало кто вспомнит.
Но всё дело в том, что за восстановление экранной репутации Бога грома взялся один из самых востребованных режиссёров последних лет — комедиант Тайка Вайтити. Он прекрасно перезапустил историю героя в третьем фильме «Рагнарёк», добавив в сюжет своего фирменного юмора и драйва.
А вот с продолжением уже возникли проблемы, причём сразу на нескольких уровнях. В фильме «Тор: Любовь и гром» Вайтити повторяет свои же шутки, которые ещё и плохо стыкуются с мрачным сюжетом. А дополняют всё это технические недостатки.
Но всё-таки фильм не так плох. Он недурно развлекает, а Кристиан Бэйл играет одного из лучших злодеев Marvel.
В фильме «Тор: Любовь и гром» странный баланс мрачности и юмора
После событий «Финала» Тор решил изменить свою жизнь. Он занимается медитацией, периодически помогает разным расам бороться с захватчиками (хотя от его участия иногда становится только хуже). Вскоре герой узнаёт, что на Новый Асгард напал некий Горр (Кристиан Бэйл) — обладатель некроклинка, убивший множество богов.
А тем временем бывшая возлюбленная Тора Джейн Фостер (Натали Портман) выясняет, что у неё четвёртая стадия рака. Её странным образом тянет к молоту Мьёльниру. В итоге девушка тоже получает силы бога и решает помочь в борьбе с Горром.
Прежде чем разбирать нового «Тора», оглянемся на фильмографию Тайки Вайтити. Все знают его как комика и сразу вспоминают «Реальных упырей». Но если отбросить юмористическую составляющую большинства его картин, окажется, что режиссёр снимает довольно грустные истории. Так, «Охота на дикарей» и «Орёл против акулы» рассказывают об одиночестве и поисках близкого человека, «Мальчик» и «Кролик Джоджо» — о разрушении детских идеалов (кстати, в обеих лентах сам Вайтити сыграл самых неприятных персонажей). А во многих картинах режиссёр ещё и говорит о смерти: почти все его персонажи лишаются родителей.
Этим и цеплял «Тор: Рагнарёк». Бог грома фактически терял последнюю опору: его отец Один умер, а Асгард разрушили. И, возможно, только Вайтити мог показать это так легко, сохранив веру героя (а с ним и зрителя) в будущее. Хотя, возможно, ещё Джеймс Ганн справился бы не хуже, но ему отдали «Стражей Галактики».
Но «Тор: Любовь и гром» в этом плане отчасти даёт сбой. Трудно сказать, в чём именно дело: в выросших авторских амбициях или в том, что режиссёр в рамках громоздкой киновселенной не может быть полностью свободен в решениях.
Вроде бы Вайтити делает то же самое. Он шутливо вспоминает мрачные события прошлого, говорит на очень серьёзные темы, каждый раз разряжая их гэгами. Он умудряется шутить даже про рак. И так, что это не звучит пошло и грубо.
Проблема в том, что фильм перегружен сюжетными линиями. Вспомните первого «Тора»: там героя лишили сил и отправили на Землю. Пока он знакомился с людьми и пытался вновь заслужить свой молот, Локи наводил хаос в Асгарде. Вот и всё.
Теперь же есть линия возвращения Тора, злобный Горр, Новый Асгард, болезнь Джейн, встреча с богами, разные планеты, флешбэки и многое другое. При этом «Любовь и гром» короче, чем большинство фильмов Marvel, и длится меньше 2 часов. И в этом обилии событий ещё и постоянно скачет настроение. Так, трагедию Горра разбавляют комичными богами, любовь Тора и Джейн перемежается с глупыми шутками про ревность к Мьёльниру. Ещё режиссёр хочет дать побольше времени Валькирии, которую играет Тесса Томпсон, а заодно и сам помелькать в образе Корга.
И в итоге просто не получается поймать какую‑то одну атмосферу. Фильм всё время скачет по локациям, жанрам и сюжетным линиям.
Режиссёр часто повторяется и забывает о развитии героев
Если ещё раз оглянуться на фильмы Тайки Вайтити, можно заметить одну важную мелочь: он никогда не снимал продолжения своих работ. Лишь «Реальные упыри» превратились в франшизу. Но, во‑первых, выходили только спин‑оффы про новых героев, а во‑вторых, ими больше занимается напарник режиссёра Джемейн Клемент (тот, который Владислав Тыкающий).
И «Тор: Любовь и гром» даёт понять, почему Вайтити не работает с одними и теми же героями и сюжетами. Он просто часто повторяется. Все, кто смотрел ленту «Тор: Рагнарёк» (а остальным нет смысла включать новую часть), увидят много знакомых шуток.
Помните театральную постановку про смерть Локи? Теперь будет такая же про Одина, причём в кадр забегут ещё несколько известных актёров. Голый зад Халка сменили на обнажённого Тора. Вместо вредного Грандмастера теперь мерзкий Зевс. Даже сцены сражений точно так же проходят под классический рок, разве что играют не Led Zeppelin, а Guns’n’Roses. И продолжать можно долго.
Хотя гораздо более серьёзная проблема в том, что режиссёр как будто снимает отдельный фильм, забыв, что персонажи развиваются в рамках киновселенной. Во вступлении он показывает Тора единоличником, не умеющим работать в команде. Но ведь уже были две финальные части «Мстителей», где всё изменилось. Кроме того, Вайтити возвращает Джейн Фостер, кратко объяснив историю её отношений с Тором, но между персонажами не чувствуется близость некогда влюблённых людей. А ведь мы их уже видели в первых картинах про Тора. То есть «Любовь и гром» лучше всего смотреть тем, кто вообще не знаком с остальными картинами Marvel — не будут заметны нестыковки и повторы. Вот только такие зрители ничего не поймут в сюжете и отсылках.
А самое печальное, что попытка сделать героиню Портман новым Богом грома выглядит если не провалом, то очень робким экспериментом. Её персонаж — талантливая учёная, обратившаяся к силе Мьёльнира от безысходности. Но вместо того, чтобы сделать женский аналог самостоятельной личностью, Джейн просто превращают в нового Тора. Хотелось бы добавить «в юбке», но у неё даже костюм такой же, что у Хемсворта. Она тут же забывает о своём интеллекте, играет мускулами и крушит врагов грубой силой, на ходу придумывая себе «крутую фразу».
Если авторы хотели придумать новый тип женщины‑супергероя, то у них получилось очень слабо — оказывается, нужно просто стать копией мужчины.
В фильме «Тор: Любовь и гром» не слишком удачный экшен и графика, но отличный злодей
В последние месяцы в Сети неоднократно всплывали разговоры и жалобы специалистов на темпы создания графики при работе с Marvel. Если кратко: студия даёт минимальные сроки и почти нереальные условия. Похоже, от этого пострадал и новый «Тор».
Главная беда даже не в том, что многие сцены выглядят мультяшно — например, молния в руках Бога грома похожа на детскую игрушку. Проблема в повсеместном использовании новой технологии Volume — когда на площадке вместо классического зелёного экрана ставят огромные плазменные панели, на которые сразу проецируют фон. Это, с одной стороны, помогает сделать действие и актёрскую игру более реалистичными — раньше артистам буквально на словах объясняли, где находятся их персонажи.
Но с другой, Volume отчасти убила работу на реальных локациях с построенными декорациями. И в фильме «Тор: Любовь и гром» это заметно слишком сильно. Актёры почти всё время отделены от фона и будто разыгрывают очень дорогой телеспектакль. Увы, это касается даже экшен‑сцен, в которых не чувствуется реальной опасности и движения. Тем более что всё ещё и подано в комедийной манере.
Возможно, даже при таких съёмках картинку можно было бы правильно доработать, чтобы герои так не выбивались из общего пейзажа. Но этого не сделали. Исключение — сражение с Горром. Персонаж Кристиана Бэйла вообще единственный герой, к которому нет претензий. Он даже в рамках комедийного боевика выглядит пугающе. Да ещё и битву с ним показали в чёрно‑белых тонах, превратив действие чуть ли не в хоррор. Минимализм визуального ряда, настроение, операторская работа, саундтрек — всё совпадает идеально. Правда, увы, совсем ненадолго. Дальше картина возвращается к своему привычному суетливому повествованию.
Кстати, когда я смотрел эту сцену, в голове звучала только одна мысль: «Я хочу увидеть мрачный фильм или сериал про Горра, он заслуживает большего, чем 20 минут в комедии».
После премьеры многие ругали фильм «Тор: Любовь и гром», называя его одной из самых слабых картин Marvel. Но на самом деле она не так плоха. Просто Тайка Вайтити в очередной раз доказывает, что всегда снимает только «своё» кино: безумное хулиганское сочетание драмы и комедии с наивными шутками. Но во второй раз видеть такую картину не слишком интересно.
Лучшие предложения
12 зимних курток, которые отдают со скидкой
Надо брать: мужские ботинки ECCO со скидкой 45%
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
12 пар утеплённых кроссовок, в которых будет комфортно зимой
Надо брать: набор инструментов Deli всего за 1 552 рубля
Цена дня: термос Feijian за 1 656 рублей
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, Hoff, ZRN Man и других магазинов
Как выбрасывать мусор правильно. 6 советов для тех, кто никак не может начать сортировать отходы
Год Fashion на Ozon. Как зарабатывать на моде
«Живу свою вторую жизнь»: истории карьерных поворотов, которые привели в IT
Как покорить гору и вернуться на землю: всё о подготовке к первому восхождению