7 самых токсичных персонажей из известных советских фильмов
Советский кинематограф подарил зрителям множество ярких и разнообразных образов. В том числе и очень спорных. В своё время они выглядели вполне нормальными или даже приятными, тем более что персонажей играли талантливые и обаятельные актёры. Однако с годами восприятие сильно изменилось. Теперь некоторые любимые герои оказываются буквально образцом токсичного поведения.
1. Маргарита Павловна, «Покровские ворота»
- СССР, 1982 год.
- Драма, мелодрама, комедия.
- Длительность: 140 минут.
- «Кинопоиск»: 8,2.
Режиссёр Михаил Казаков вспоминает Москву 1950‑х и жизнь в коммунальных квартирах. В центре сюжета — аспирант Костик Ромин (Олег Меньшиков), который живёт у своей тётушки, заигрывает чуть ли не со всеми встречными девушками, а заодно наблюдает за своими соседями.
В этой картине можно увидеть, возможно, самую токсичную героиню советского кино — Маргариту Павловну в исполнении потрясающей Инны Ульяновой. Она развелась с первым мужем, интеллигентом Хоботовым (Анатолий Равикович), и теперь живёт с Саввой Игнатьевичем (Виктор Борцов) — гравёром и очень простым человеком. Однако при этом Маргарита Павловна так и не отпускает своего экс‑супруга. Под видом заботы она полностью контролирует жизнь Хоботова и рушит все его попытки завести новые отношения.
Очевидно, Маргарита Павловна считает, что бывший муж всё ещё полностью принадлежит ей, и искренне верит, что так ему будет лучше. Чувства и желания самого Хоботова при этом совершенно не учитываются.
Смотреть 1‑ю серию в Google Play →
Смотреть 2‑ю серию в Google Play →
2. Ипполит и другие, «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»
- СССР, 1975 год.
- Мелодрама, комедия.
- Длительность: 184 минуты.
- «Кинопоиск»: 8,2.
Всем знакома история Жени Лукашина (Андрей Мягков) из Москвы, который под Новый год пошёл с друзьями в баню, и его пьяным отправили в Ленинград. Там он попал в неотличимую от своей квартиру, где жила учительница Надя (Барбара Брыльска).
В Сети давно гуляет шутка: «Ты повзрослел, если понимаешь, что в „Иронии судьбы“ адекватный только Ипполит». На самом же деле жених Нади (Юрий Яковлев) — образец токсичного поведения. Достаточно вспомнить его отношение к своей невесте.
Он не верит словам Нади и сразу же набрасывается на неё с обвинениями. Но даже это можно было бы списать на горячий нрав и шок. Однако дальше Ипполит продолжает при любой возможности оскорблять женщину, называя её «безалаберной» и утверждая, что она сама виновата в произошедшем. Мало того, когда ситуация выходит из‑под контроля, этот герой поступает самым нелепым образом: он просто убегает и напивается.
Стоит добавить, что и многие другие персонажи «Иронии судьбы» ведут себя не лучше. Лукашин с какого‑то момента тоже грубит Наде и требует помощи, хотя сам виноват в случившемся. Мать Жени решает за сына, как ему жить. Невеста Галя чуть ли не силой заставляет признаваться ей в любви, на что Лукашин со вздохом отвечает: «От тебя не сбежишь». А уж про друзей героя и говорить не приходится: зная, что ему нельзя пить, они всё равно подливают алкоголь товарищу.
Смотреть 1‑ю серию в Google Play →
Смотреть 2‑ю серию в Google Play →
3. Шура и другие, «Служебный роман»
- СССР, 1977 год.
- Мелодрама, комедия.
- Длительность: 159 минут.
- «Кинопоиск»: 8,3.
Знаменитый фильм Эльдара Рязанова о любви, разворачивающейся на фоне будней некоего «статистического учреждения», буквально наполнен токсичными персонажами. В этой истории одинокий отец двоих детей Новосельцев (Андрей Мягков) начинает заигрывать со своей начальницей Людмилой Прокофьевной Калугиной (Алиса Фрейндлих). Сначала — рассчитывая получить повышение, а потом уже из искренних чувств.
Вот только среди всех персонажей лишь героиня Фрейндлих не кажется токсичной. Это просто замкнутый человек, который не умеет противостоять подлости. Сам Новосельцев ведёт себя по отношению к ней крайне неприятно. Это кажется забавным: персонаж якобы не умеет заигрывать и вообще общаться с женщинами. Но по факту он просто беспричинно раз за разом оскорбляет и обманывает Калугину. Даже в таких мелочах, как цветы: Новосельцев сначала приносит их в кабинет начальницы, а потом грубо отвечает, что не делал этого.
Ещё хуже выглядит Самохвалов (Олег Басилашвили). Он приходит в контору и тут же начинает наводить свои порядки, пытаясь дать должность старому другу. Параллельно заигрывает с давно влюблённой в него Рыжовой (Светлана Немоляева), несмотря на то, что женат. Та, в свою очередь, добивается расположения Самохвалова, ругая его супругу. А тот в результате выставляет их роман на общий суд.
Но токсичнее всех выглядит работница бухгалтерии Шура. Похоже, что свои основные обязанности она вовсе не выполняет, занимаясь профсоюзными делами, которые большинство только раздражают. Как говорит герой Мягкова: «Когда‑то её выдвинули на общественные работы и с тех пор никак не могут задвинуть обратно». В неприятной задаче собирать деньги на дни рождения и похороны ей можно скорее посочувствовать. Но вот объявить, что сотрудник умер, толком не проверив факты, — уже за гранью приличия.
А главное, что именно через Шуру все узнают о романе Самохвалова и Рыжовой. Когда к ней попадают чужие личные письма, она считает своим долгом рассказать об их содержании окружающим.
4. Василий Кузякин, «Любовь и голуби»
- СССР, 1984 год.
- Мелодрама, комедия.
- Длительность: 107 минут.
- «Кинопоиск»: 8,3.
Кажется, работа Владимира Меньшова — самый добрый фильм в подборке. Это история сельской семьи, в частности — работника леспромхоза Василия (Александр Михайлов), который после травмы получает путёвку в санаторий. Там он заводит роман с Раисой Захаровной (Людмила Гурченко) и уходит к ней.
Главный герой выглядит совершенно безобидным человеком. Однако в плане отношения к семье трудно найти более неприятного персонажа. У Кузякиных трое детей, однако сам Василий ведёт себя как подросток: предпочитает тайком от жены проводить свободное время с голубями или просто пить пиво с дядей Митей.
В личных отношениях он совершенно инфантилен и, кажется, не понимает, что травмирует окружающих. Причём это касается как семьи, так и Раисы Захаровны. Сначала Василий, ничего не объяснив, бросает семью, из‑за чего жена впадает в депрессию. А потом меняет своё мнение и уходит обратно.
При этом злодейкой выставляют его новую любовницу, хотя основная вина лежит на мужчине, так и не осознавшем, что он натворил.
5. Гоша, «Москва слезам не верит»
- СССР, 1979 год.
- Драма, мелодрама, комедия.
- Длительность: 150 минут.
- «Кинопоиск»: 8,4.
Картина посвящена Катерине (Вера Алентова) и другим девушкам из провинции, которые приехали покорять Москву. При этом действие начинается в 1950‑х, а потом перескакивает на 20 лет вперёд, показывая уже зрелые годы героинь.
Именно во второй серии Катерина встречает нового ухажёра — слесаря Гошу, которого играет Алексей Баталов. Благодаря таланту актёра этот персонаж в 1980‑х стал чуть ли не эталоном настоящего мужчины: образованный интеллектуал, готовый решать все вопросы самостоятельно, да ещё и работающий руками.
Но если взглянуть с современной точки зрения, Гоша ведёт себя по отношению к Катерине максимально токсично. Уже при первой встрече в электричке он сам решает за женщину, как она должна к нему относиться. Потом без спроса влезает в жизнь её дочери. А на возмущения Катерины угрожает, что просто уйдёт, и добавляет: «А заодно запомни, что всё и всегда я буду решать сам. На том простом основании, что я — мужчина».
Но хуже всего, что из‑за его комплексов и шантажа Катерине приходится скрывать свои достижения. Приехав из провинции, она своими силами и умом выросла от должности слесаря до директора химкомбината. Но Гоша утверждает, что женщина не должна зарабатывать больше мужчины. Узнав о реальных успехах возлюбленной, герой мог бы постараться повысить свой статус. Однако он просто убежал и ушёл в запой, пока его не нашли и не привели обратно. В итоге за своё поведение он даже не извинился.
6. Варвара Сергеевна Плющ, «Бриллиантовая рука»
- СССР, 1968 год.
- Комедия.
- Длительность: 94 минуты.
- «Кинопоиск»: 8,5.
Сатирическая комедия Леонида Гайдая рассказывает о простом советском гражданине Семёне Семёновиче Горбункове (Юрий Никулин), которого втягивают в заговор контрабандистов. После падения на улице Стамбула ему в гипс зашивают драгоценности, и теперь милиция использует Горбункова как наживку, чтобы вычислить преступников.
Здесь не стоит обсуждать глуповатых контрабандистов или даже развратную Анну Сергеевну — они все злодеи с преувеличенными негативными чертами. Но есть в фильме и ещё один неприятный персонаж — управдом, которого играет Нонна Мордюкова.
Гайдай показал эту героиню типичным советским активистом с «синдромом вахтёра». Например, она использует свою должность, чтобы распространять лотерейные билеты ДОСААФ («Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту»), угрожая отключить газ. Или требует, чтобы Горбунков читал лекцию о визите в другие страны, не спросив его согласия. Да ещё вешает плакат с ошибкой: якобы лектор будет рассказывать о Нью‑Йорке.
Но хуже всего, что Плющ позволяет себе лезть в личную жизнь окружающих. Она обвиняет Горбункова в пьянстве, даже не слушая его жену, а потом выслеживает мужчину во время визита к Анне Сергеевне. В результате помимо стрессовой ситуации с контрабандистами чуть не рушится и личная жизнь героя.
7. Иван Бунша, «Иван Васильевич меняет профессию»
- СССР, 1973 год.
- Комедия, фантастика.
- Длительность: 88 минут.
- «Кинопоиск»: 8,8.
И ещё одна сатира от Леонида Гайдая. Фильм основан на фантастической повести Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Главный герой — инженер Александр Тимофеев (Александр Демьяненко) — изобретает машину времени. В результате нескольких совпадений Иван Грозный (Юрий Яковлев) перемещается в Москву 1970‑х, а управдом Иван Васильевич Бунша (тоже Юрий Яковлев) и вор Жорж Милославский (Леонид Куравлёв) попадают в XVI век.
Больше всего в фильме впечатляет актёрский талант Юрия Яковлева, сыгравшего две совершенно разные роли. Но если карикатурного царя бессмысленно оценивать с точки зрения современной морали, то Бунша выглядит вполне правдоподобным и очень неприятным персонажем. Для начала, у этого героя точно такие же черты, как и у Варвары Сергеевны Плющ в «Бриллиантовой руке»: он лезет в жизнь жильцов и даже угрожает Тимофееву, что куда‑то «заявит» о его изобретении.
Но худшие черты характера проявляются позже. Кажется, что, попав в прошлое, он только следует указам хитрого Милославского. Но потом Бунша вживается в роль царя и начинает творить то, что удивляет даже вора‑рецидивиста. Например, раздаёт государственные земли. А когда начинается пир, управдом пристаёт к царице и завирается, объясняя, как ему тяжело живётся.
Ещё стоит отметить, что жена инженера Зина в этом фильме тоже далеко не образец для подражания. Факт, что она хочет бросить мужа ради режиссёра Якина, сам по себе ничего не значит. Но потом тот меняет её на другую актрису, и Зина тут же возвращается к Тимофееву. А позже снова сбегает с Якиным, забыв про супруга.
Зину оправдывает лишь то, что в финале всё происходящее оказывается сном. Хотя, судя по последним кадрам, Бунша в жизни такой же, как и в фантазиях Тимофеева.
Есть ли известные персонажи, которых вы тоже считаете токсичными? Или вы, возможно, хотите защитить кого‑нибудь из нашего списка? Пишите свои мнения в комментариях!
Лучшие предложения
10 недорогих наборов LEGO, которые порадуют детей и взрослых
Находки AliExpress: 20 самых популярных товаров октября
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Распродажа популярных китайских брендов на AliExpress: 10 товаров, которые стоить купить
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, «Ситилинка» и других магазинов
10 практичных и недорогих тумб под телевизор
Цена дня: утеплённая парка GSD всего за 4 335 рублей
3 больших холодильника Hisense для современной кухни
«Я вас услышал»: как на самом деле нужно собирать обратную связь от клиентов
Обзор TECNO CAMON 30S Pro — доступного камерофона с беспроводной зарядкой на магнитах
Какой вирусный видеотренд вам подходит?
5 типичных ошибок начинающих предпринимателей, которые тормозят развитие бизнеса