6 технологий для учёбы, благодаря которым ваш ребёнок не захочет прогуливать школу
1. Искусственный интеллект и машинное обучение
Искусственный интеллект называют самым быстрорастущим сегментом передовых технологий в образовании. Его используют при создании голосовых помощников и интерактивного интерфейса в учебных пособиях.
Также искусственный интеллект помогает персонализировать образовательный процесс: все люди учатся с разной скоростью и имеют разные интересы, поэтому и подход к каждому нужен особый. Например, в бельгийских школах внедрили систему, которая определяет сильные и слабые стороны ученика, находит пробелы в знаниях и составляет индивидуальную программу. Система должна сократить разрыв между учениками с высокой и средней успеваемостью и сэкономить учителям до 6 рабочих часов в неделю.
Машинное обучение можно использовать и при оценке успеваемости учеников. Конечно, речь пока не идёт о том, что система будет оценивать эссе, но проверять тесты ей под силу. А российские программисты даже создали виртуального преподавателя английского, который помогает учить слова и тренировать речь и понимание на слух.
2. Виртуальная и дополненная реальность
Вместо того, чтобы читать о Тадж‑Махале или Великой Китайской стене, школьник может просто туда перенестись. Всё благодаря технологиям виртуальной реальности: они помогают каждому почувствовать себя активным участником событий, для этого даже не надо выходить из класса. А ещё можно гулять по виртуальным музеям и безопасно проводить эксперименты по химии в виртуальной лаборатории. Понадобятся только шлем и перчатки, которые помогут погрузиться в компьютерный мир.
Дополненная реальность в отличие от виртуальной просто добавляет цифровые объекты в наше окружение. Школьник может отсканировать страницу учебника и увидеть на смартфоне 3D‑модель геометрической фигуры — это куда нагляднее обычного рисунка. А ещё можно направить гаджет в звёздное небо — на экране появятся названия планет и созвездий, которые попали в объектив.
Узнать больше о возможностях виртуальной и дополненной реальности можно в центрах цифрового образования «IT‑Куб». Они созданы в рамках национального проекта «Образование» и работают по всей стране. Под руководством опытных наставников школьники осваивают востребованные языки программирования, знакомятся с основами 3D‑моделирования, мобильной разработки и Big Data. Образовательные программы разработаны в партнёрстве с компаниями — лидерами рынка и рассчитаны на детей от 7 до 18 лет. Обучение в «IT‑Кубах» бесплатное.
3. Онлайн‑платформы и курсы
Современный мир склоняется к концепции непрерывного образования, которая признаёт, что не всё обучение проходит в классе. На протяжении жизни человек может развивать новые навыки, например учиться кулинарии или публичным выступлениям, осваивать новые технологии или иностранные языки. Три раза в неделю ходить на курсы для этого не надо — заниматься можно на онлайн‑платформах. Например, если ребёнок хочет прокачать английский, то в дополнение к школьным урокам он может смотреть ролики иностранных блогеров на YouTube или делать упражнения в языковых приложениях. Даже принципиально новые навыки вроде умения писать код можно осваивать онлайн.
На курсах нужно планировать нагрузку самому и регулярно заниматься. Поэтому попутно школьники могут приобрести и другие полезные скилы — например, изучить методы тайм‑менеджмента.
4. Приложения для микрообучения
Микрообучение — свежий тренд, порождённый клиповой культурой. Он предполагает, что информация разбивается на маленькие тематические блоки, которые проще усвоить. Вместо того, чтобы листать толстый учебник, можно посмотреть пятиминутное видео, послушать короткий подкаст или прочитать карточки. В игровой форме усваивать новое может быть интереснее, поэтому создатели контента часто добавляют геймификацию — например, начисляют баллы за прохождение каждого урока. Получать знания можно даже в TikTok, но есть и отдельные приложения, которые специализируются только на обучающих роликах.
При создании контента используется метод интервального повторения. Он предполагает, что темы должны быть разбиты на удобные для понимания части, а повторять их нужно с определённым интервалом между уроками. Каждый модуль должен раскрывать одну мысль и быть независимым от других элементов. Проще говоря, часовая лекция, нарезанная на десятиминутные кусочки, — это не микрообучение. Даже короткий ролик должен иметь чёткую структуру и содержать максимум информации и минимум воды.
5. 3D‑печать
Несколько десятилетий назад мы и представить не могли, что прототип устройства можно слой за слоем напечатать при помощи оборудования для трёхмерного моделирования. Сегодня эта технология становится более доступной. Её используют, чтобы печатать детали для механизмов, создавать макеты химических молекул, астрономических объектов и исторических артефактов.
Применение 3D‑печати на уроках способно стимулировать исследовательский интерес и воображение учеников. Например, они могут создать 3D‑модель робота и запрограммировать его действия — это куда интереснее, чем просто купить готовый предмет. К тому же такие проекты хорошо тренируют навыки командной работы: детям ведь нужно договориться, как воплотить идею в жизнь.
Поставить 3D‑принтер можно в обычном школьном кабинете. Главное, чтобы камера печати была закрыта. Тогда ученики не обожгутся, случайно коснувшись деталей прибора, и внутрь принтера не будет попадать пыль и грязь.
6. Интернет и гаджеты
Сегодня дети могут учиться не только по бумажным учебникам, но и с помощью интернета. Если для подготовки реферата нужна редкая книга, которой нет в школьной библиотеке, не надо никуда ехать — куда быстрее будет найти её в Сети. А учителя могут разнообразить уроки учебными фильмами и презентациями или проверять знания без стандартного «Убираем учебники, достаём двойные листочки» — контрольные легко заменить онлайн‑тестами. Классическое обучение можно сочетать с удалённым форматом, который позволит получать дополнительные знания где угодно, даже если школьник живёт в глубинке.
Смартфон тоже можно использовать для учёбы. Например, с ним удобно проходить тесты по биологии, чтобы проверить знания, или учить иностранные слова при помощи приложений с флеш‑карточками. А ещё интернет позволяет искать единомышленников по всему миру. Если ребёнку интересна математика, он может обсудить решение задач не только с одноклассниками, но и со сверстниками из США или Германии.
Технологии позволяют сделать образовательный процесс более интересным и разнообразным. Развитием цифровой образовательной среды в России занимается национальный проект «Образование». Одна из его задач — оснастить все российские школы высокоскоростным интернетом, ноутбуками, интерактивными досками и другими техническими средствами, чтобы ученикам было проще и интереснее получать новые знания.
Также в рамках проекта появляются сервисы для проведения занятий и общения преподавателей и школьников. Они избавят учителей от бумажной отчётности, помогут грамотно выстраивать образовательный процесс и станут отличным дополнением к традиционным образовательным методикам. Например, уже сейчас запущена онлайн‑платформа «Сферум»: преподаватели могут проводить здесь видеоуроки и опросы, а ученикам будет удобно заниматься, общаться с одноклассниками и отправлять работы на проверку учителю прямо из дома.