Что не так со скандалами вокруг темнокожей Русалочки
Всё чаще после очередного анонса новой картины или ремейка классики в Сети возникают горячие споры. Вы наверняка видели разъярённые комментарии вроде этих: «Сейчас все главные роли отдают темнокожим», «В оригинале было не так» и «Зачем переснимать женскую версию классного фильма?!».
Кажется, что кино стало «слишком» толерантным и поводов для беспокойства — тьма. Сёстры Вачовски, возможно, снимут новую «Матрицу» с Майклом Б. Джорданом в главной роли, в киноадаптации «Русалочки» сыграет темнокожая Холли Бэйли, а в будущей экранизации «Ведьмака» сильно изменился образ Йеннифэр.
Но масштаб истерики сильно преувеличен. Объясняем почему.
Фильмов стало больше
Проще всего рассмотреть подобные провокации на примере темнокожих актёров. Начнём с того, что в классических картинах они тоже появлялись достаточно часто и никто не делал из этого сенсацию. Речь, конечно, не идёт о временах сегрегации. Но кто в восьмидесятые не любил фильмы с Эдди Мёрфи, а в девяностые — с Уиллом Смитом?
А «Блэйд» с Уэсли Снайпсом и вовсе напомнил студиям, что экранизации комиксов могут быть популярными, и открыл дорогу «Людям Икс» и «Человеку-пауку».
Действительно, сейчас проектов, где главные роли играют темнокожие, стало больше. Но этому есть одно простое объяснение: фильмы вообще стали производить значительно чаще.
Только в США выходит до 700 картин в год. И разумно, что они должны быть обращены к различной аудитории: людям разных национальностей, культурных традиций и пола. Хотя по факту большая часть картин всё равно посвящена белым мужчинам.
Чтобы разрушить глупый стереотип о «засилье темнокожих», достаточно открыть любой сайт, где собраны все релизы кинотеатров за 2018 год, например «Кинопоиск» или «Бюллетень кинопрокатчика», и выбрать самые крупные блокбастеры года.
Их чуть более 40. Причём в 20 фильмах главные герои — белые мужчины, в 10 — белые женщины. И остаётся всего лишь 10 крупных релизов.
Да, это больше, чем 20 лет назад. Но на каждую социальную группу приходится примерно 10% массовых фильмов. То есть «больше» — не значит «много» в процентном соотношении, и уж тем более невозможно говорить о каком-то «засилье».
Другой яркий пример — киновселенная Marvel, основной поставщик блокбастеров последних лет. На сегодняшний день она насчитывает 23 полнометражных фильма. Из них 16 о белых мужчинах, пять кроссоверов, в которых акцент ровно на тех же героях, одна сольная история темнокожего персонажа («Чёрная Пантера») и одна — женщины-супергероини («Капитан Марвел»).
Странным образом после выхода последних двух картин многие стали говорить об излишнем феминизме. Будто не существует остальных 20 лент, и единственный темнокожий супергерой, получивший собственный фильм, перекрывает трилогии о Железном человеке, Торе или Капитане Америка.
В подавляющем большинстве случаев все разговоры об «излишней толерантности» не имеют ничего общего с реальностью. И не случайно подобные возмущения намного сильнее, например, в России, чем в США, где и производят эти фильмы.
Шум о появлении темнокожих практически во всех проектах объясняется очень просто. При обсуждении крупных релизов говорят не только о главных, но и о второстепенных персонажах, а их в блокбастере может быть 20 и больше. И тут уж придираться совсем глупо. В Америке проживает более 30 миллионов темнокожих, и не показывать их в кино означало бы просто игнорировать немалый процент населения страны — явный расизм.
Это как возврат к временам, когда женщинам не позволяли играть в театре.
Весь цивилизованный мир отходит от дискриминации по расовым признакам, кино направлено на всё более широкую аудиторию. И поэтому в фильмах могут и должны появляться такие социальные группы — потому, что это полноправные и многочисленные члены общества.
Поэтому, если смущает, что один из десятка персонажей другого цвета кожи, — просто почитайте статистику и порадуйтесь, что вам показывают реальную модель мира, а не патриархальные или расистские выдумки.
Сериалы стали разнообразнее
С ними ситуация очень похожа на большое кино. И дело снова не в желании кому-то угодить, а просто в привлечении новых зрителей. В первую очередь на это влияют стриминговые сервисы.
Раньше сериалы снимали исключительно под телеэфиры — когда канал заказывал проект, продюсеры должны были подумать, в какое время и кому его показывать, чтобы привлечь максимальную аудиторию. Поэтому детские мультфильмы выходили по утрам, мелодрамы — в будни для домохозяек, а детективы для совместного просмотра взрослыми — вечером.
По этой же причине в разработку шли проекты только для самой массовой аудитории. Мало кто решался производить сериалы, ориентированные на расовые меньшинства. Каналы боялись потерять огромное количество зрителей, привыкших видеть на экране патриархальную картину мира.
С появлением гораздо большего количества телеканалов, а тем более стриминговых сервисов возможность производить сериалы для разных групп людей выросла. Netflix без разницы, когда именно зритель сядет перед экраном, главное — количество просмотров. Поэтому продюсеры могут выпускать проекты, которые заинтересуют, например, в первую очередь темнокожих.
Одни только Netflix, Amazon Prime и Hulu выпускают десятки сериалов ежемесячно. И это даже если не брать эфирные проекты таких гигантов, как HBO, CBS или Showtime.
Даже при большом желании человек не сможет посмотреть всё. Поэтому возмущаться, что один или даже 10 проектов в месяц рассказывают о чём-то чуждом конкретно вам, просто нелепо. Тут бы успевать следить за тем, что нравится. И это как раз показатель: ситуация нормализуется — теперь для каждого есть что-то интересное.
Новые времена создают новые каноны
Больше всего людей задевают экранизации книг или ремейки классики. Любую перемену цвета кожи или пола персонажа воспринимают в штыки, апеллируя к первоисточнику и утверждая, что всё это сделано в угоду отдельным группам людей.
В случае всё с теми же «Русалочкой» или «Ведьмаком» все сразу вспоминают книги или классический мультфильм Disney. Но на самом деле в спорах о каноничности нет никакого смысла. Ведь новые детали лишь расширяют рамки для персонажа. Если Русалочка когда-то уже была белой и многие рыжие девочки ассоциировали себя с героиней, то почему теперь не дать такую возможность темнокожим?
Практически любые экранизации и ремейки отходят от канонов. И часто это одобряет автор оригинала. Нет никакого смысла рассказывать второй раз ту же самую историю, которую зрители уже знают.
Главное, что нужно понимать: литература и кинематограф — разные виды искусства. И мультфильмы тоже отличаются от кино. И даже классические картины не похожи на современные.
Мы правда хотим вернуть времена театра, где играли одни мужчины? Или сегрегацию, когда темнокожих не брали на крупные роли? Это, кстати, происходило, даже когда нужно было сыграть человека африканского происхождения — обычно приглашали белого актёра и делали ему грим блэкфейс, то есть мазали лицо гуталином.
Взгляды на мир, которые были каноном и традицией 50 и даже 30 лет назад, устаревают, и кино отражает изменения в обществе. Например, именно поэтому в «Аладдине» 2019 года принцесса Жасмин уже не просто несчастная невеста, а полноценный активный персонаж.
Подбирая актёров на роли в экранизациях или новых версиях картин, режиссёр и директор по кастингу ориентируются далеко не только на внешнее сходство: важнее, чтобы артист вписался в сюжет, понравился публике и хорошо сыграл. Автор адаптации сам решает, как ему обойтись с героями.
Причём ретрограды, требующие соблюдения канонов, осознанно или нет, создают иллюзию, что перемены персонажей — это всегда плохо. И упоминают только неудачные примеры, умалчивая о хороших.
Так, в 2017 году провалилась экранизация романа Стивена Кинга «Тёмная башня». И многие тут же начали говорить, что причина в исполнителе главной роли. Роланда Дискейна, который в оригинале списан с Клинта Иствуда, сыграл Идрис Эльба. И кто-то даже фантазировал, что если бы в картину пригласили Скотта Иствуда, очень похожего на отца, то всё вышло бы удачно.
На самом же деле фильм провалился из-за очень плохого сценария — в полтора часа попытались уместить сюжет пяти книг. А актёрская игра Эльбы чуть ли не единственный положительный момент во всей истории. Если бы там снялся значительно менее опытный Иствуд, могло получиться ещё хуже.
Но при этом мало говорят о «Побеге из Шоушенка», где один из главных героев по канону был рыжим ирландцем. В картине же его сыграл темнокожий Морган Фримен. Но это совершенно не помешало проекту возглавить список лучших фильмов IMDb. Так что дело здесь не в цвете кожи или поле, а в качестве сценария и съёмок.
Совсем забывают, что в оригинальном фильме «Джанго» главный герой был белым, а Квентин Тарантино добавил в историю тему рабства и расизма. Но его «Джанго освобождёный» оказался настолько хорош, что критиковать героя за неканоничность просто невозможно.
Или же Ник Фьюри в киновселенной Marvel, которого играет Сэмюэл Л. Джексон. В классических комиксах этот персонаж белокожий. И есть даже экранизация, где главную роль исполнил Дэвид Хассельхофф. Только этот фильм совершенно ужасен, и вряд ли хоть один поклонник истории согласился бы заменить Джексона на этого актёра.
Случай с «Матрицей» можно вообще даже не рассматривать — Вачовски и в первую версию хотели пригласить Уилла Смита и только после его отказа связались с Киану Ривзом, поэтому канон может меняться на усмотрение авторов.
Проблема перезапусков вовсе не в изменении канона
«Женские» перезапуски и правда часто получаются неудачными. Но тут дело в общей тенденции последних лет — на больших и малых экранах делают ремейки чуть ли не всех популярных проектов. И пол главным героям меняют редко.
Так что опасаться стоит скорее кризиса идей и недостатка хороших сценариев. Именно так произошло с новыми «Охотниками за привидениями». Типично комедийные актрисы Мелисса МакКарти и Кристен Уиг вполне могли сыграть отличные образы, как это когда-то сделали Билл Мюррей и Дэн Эйкройд. Помешал глупый сюжет, а вовсе не тот факт, что это женщины.
При этом в экранизации игр «Обитель зла» специально для сюжета придумали новую героиню Элис, а основных персонажей задвинули на второй план. Однако первые фильмы вышли удачными, и никто не осуждал ни расхождение с сюжетом, ни женщину в главной роли.
Причём странным образом чаще всего персонажа ругают за неканоничность, если у него изменился именно цвет кожи или пол.
Здесь можно привести очень яркий для всех русскоязычных зрителей пример — советскую версию «Шерлока Холмса» с Василием Ливановым. Её многие называют очень достоверной и близкой к оригиналу. Хотя, если заглянуть в книги Артура Конан Дойла, главный герой описан совершенно иначе. Это высокий (выше 6 футов — 180 сантиметров) худой молодой англичанин, чуть старше 25 лет, да ещё и с довольно нетерпеливым характером.
Ливанову на момент съёмок было уже за 45, он среднего роста, волосы с проседью, он говорит по-русски, а у его версии персонажа характер значительно более спокойный. По сути, из общего с книжным героем только цвет кожи и орлиный профиль. То есть, если судить по конкретным параметрам, у какого-нибудь молодого высокого темнокожего британца общих черт с Шерлоком может оказаться больше. Звучит провокационно, но это так.
Однако же это не помешало советским фильмам стать популярными, причём не только в России. Просто потому, что это хорошее кино с отличными актёрами, а значит, разница во внешности не так и важна. Главное, чтобы удалась сама история.
И поэтому нет смысла осуждать Аню Чалотру, которая сыграет Йеннифэр в новом сериале по «Ведьмаку», за недостаточно светлую кожу. Нужно дождаться хотя бы появления первых трейлеров.
Необоснованное обобщение ещё один излюбленный приём критически настроенных зрителей. Например, после объявления исполнительницы главной роли в будущей киноверсии «Русалочки» многие писали: «Все сказки переснимают с темнокожими».
Есть сразу два переосмысления «Белоснежки» 2012 года — с Лили Коллинз и Кристен Стюарт, «Малефисента» 2014-го с Эль Фаннинг и Анджелиной Джоли, «Золушка» 2015-го с Лили Джеймс, «Красавица и Чудовище» 2017-го с Эммой Уотсон. Среди большого количества переснятых классических сказок и мультфильмов появился один, где вымышленному герою, да ещё и фантастическому существу, сменили расу, — вряд ли стоит говорить обо всех.
Глупо говорить о реалистичности в фантастике
Возмущения по поводу «Русалочки» или же образа Йеннифэр в будущем сериале «Ведьмак» иногда становятся апофеозом глупости. Ведь некоторые пользователи придумывают якобы логичные обоснования, почему так быть не может.
Например, Русалочка живёт глубоко под водой и поэтому её кожа не может быть тёмной — туда не проникает ультрафиолет. С этими аргументами даже трудно спорить. Ведь их авторы почему-то готовы поверить в существ, у которых верхняя часть туловища человеческая, а нижняя — рыбья. Они считают логичным, что Русалочка дышит под водой и разговаривает с рыбами, а те ей отвечают. Но вот тёмный пигмент кожи кажется неправдоподобным.
То же самое относится и к «Ведьмаку», и даже к экранизации «Хоббита», где некоторых возмутило присутствие темнокожих актёров в массовке. В фэнтезийных мирах могут жить эльфы, гномы, орки и драконы. Но вот люди другой расы под запретом.
И точно так же главный герой «Доктора Кто» не должен регенерировать в женщину, как это произошло в одиннадцатом сезоне сериала. У этого инопланетянина два сердца, ему уже более 2 000 лет, и он способен перемещаться во времени. Когда Доктор умирает, он может регенерировать в совершенно новую личность. Но кто-то считает, что только в мужчину. Почему? Известно только им.
Не стоит забывать, что мир в кино — вымышленный, он существует по другим законам. Просто потому, что это происходит на экране. И любая придирка к реалистичности персонажей бессмысленна. Ведь в «Стражах Галактики» никто не оспаривает существование рас с синей или зелёной кожей. Но вот Русалочка почему-то должна быть только белой.
Вывод здесь лишь один, и он очевиден. Фильмы с темнокожими героями или феминистские перезапуски могут быть как хорошими, так и плохими. Ведь качество картины зависит далеко не только от цвета кожи персонажа. Так что ругать проект ещё на стадии подбора актёров просто глупо.
Процент картин с подобными героями в последнее время увеличился, но это лишь отражает движение человечества к равенству. Их число так и остаётся небольшим относительно быстро растущего рынка кино и сериалов. Так, скорее всего, и будет в дальнейшем из-за статистики и зрительских рейтингов.
Конечно, не обходится и без отдельных случаев перегибов. Например, требование заменить Финна Джонса, исполняющего главную роль в «Железном Кулаке». Авторы петиции почему-то решили, что раз это проект о восточных единоборствах, то центральный персонаж не может быть белым. Хотя в комиксах Железный Кулак всегда был простым американцем.
Каждый такой случай очень любят раздувать в соцсетях, как было с театральной сценаристкой из Великобритании, возмутившейся, что в «Чернобыле» нет ни одного темнокожего.
Но в целом разговоры об «излишней толерантности» или «давлении, которое портит кино», неадекватно преувеличены. Фильмов и сериалов просто становится больше, вот и всё.
Лучшие предложения
Надо брать: USB‑концентратор Orico за 1 717 рублей
16 уютных худи и свитшотов, которые согреют зимой
Выгодно: робот‑пылесос Dreame D10 Plus за 23 431 рубль
Цена дня: смартфон realme Note 60 за 8 920 рублей
15 магазинов, в которые стоит заглянуть во время «чёрной пятницы»
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, Tefal, Lamoda и других магазинов
15 товаров со скидками, которые стоит купить во время «Чёрной пятницы» на AliExpress
12 необычных вариантов посуды, которая покоряет с первого взгляда
«Живу свою вторую жизнь»: истории карьерных поворотов, которые привели в IT
От NFC до биоэквайринга: 6 разработок, которые изменили финансовые привычки россиян
РекламаС широко раскрытыми глазами: главные причины не бояться лазерной коррекции зрения
Выгода до 1,4 миллиона рублей, быстрый переезд и ещё 3 причины купить квартиру в кварталах ПИК
Реклама