Что такое телемедицина и нужна ли она вам
Что такое телемедицина
Речь идёт о врачебной помощи, которую оказывают на расстоянии, используя современные телекоммуникационные технологии. Медик консультирует пациента по электронной почте, видеосвязи и в мессенджерах. Иногда такую услугу называют дистанционной медициной.
Зачем нужна телемедицина
Телемедицина — удобный инструмент в тех случаях, когда по каким‑то причинам заболевший человек не может или не видит смысла приезжать на приём. Например:
- Больница расположена далеко от дома, и пациенту (положим, с температурой) сложно до неё добраться.
- Проблема со здоровьем кажется неопасной, и вам просто нужна небольшая консультация лечащего врача.
- Ваш регион оказался под ударом стихийного бедствия — урагана, наводнения, пожара, землетрясения, и больницы перегружены пострадавшими.
- В городе объявлен карантин и посещать поликлиники без острой потребности нежелательно.
- Вы заболели в командировке или за границей, поэтому хотели бы поговорить с «родным» медиком, который просто и понятно объяснит, что вам делать.
- У вас сложное заболевание, и вы хотели бы проконсультироваться с ещё одним врачом — возможно, светилом медицины из зарубежной клиники.
Кроме того, телемедицина даёт возможность проконсультироваться с разными специалистами, не просиживая в очередях. Качество консультаций тоже повышается. Врач может быстро сверить свои выводы с самыми свежими данными доказательной медицины онлайн или посоветоваться с коллегами не только из собственной больницы, но и из других стран.
Это далеко не все преимущества дистанционной терапии. Но ключевое из них звучит так. Вы знаете, что «ваш» врач (тот, который осведомлён о состоянии вашего здоровья лучше, чем кто‑либо другой) всегда на связи. Это экономит время и силы, придаёт уверенность и в целом значительно повышает качество жизни.
Как работает телемедицина
На самом деле при многих заболеваниях очный визит к врачу не требуется, а иногда может даже навредить. Простой пример — ОРВИ у детей. Вместо того, чтобы вести заболевшего ребёнка в поликлинику и сидеть с ним в очереди, рискуя подцепить ещё какую‑нибудь инфекцию, родители могут связаться с педиатром по интернету, рассказать о симптомах и получить назначения. Качество лечения от этого не пострадает, зато ребёнок будет более защищён.
Телемедицина хорошо зарекомендовала себя и в других сферах, помимо педиатрии. Например, в больнице при Университете Джонса Хопкинса дистанционный приём пациентов ведут:
- аллергологи;
- кардиологи;
- гинекологи;
- эндокринологи;
- дерматологи;
- пульмонологи;
- реабилитологи;
- урологи;
- нефрологи;
- ортопеды;
- инфекционисты;
- хирурги.
Каждый врач имеет полную информацию о здоровье пациента (она отображена в электронной истории болезни) и знаком с ним лично — первичный приём проходит очно. Поэтому дистанционные консультации максимально эффективны. Медик выслушивает жалобы, проводит осмотр, выдаёт направление на анализы и выписывает рецепты в электронном виде, а затем регулярно связывается с пациентом, чтобы выяснить, как проходит лечение и каковы его результаты.
Впрочем, телемедицина не ограничивается только онлайн‑консультациями. Если врач заподозрит опасное заболевание, он будет настаивать на вызове скорой помощи или запишет пациента на очный приём.
Законна ли телемедицина в России
Да, причём с 2017 года. Именно тогда был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья». В дополнение к нему Минздрав постановил, как именно должна работать телемедицина в РФ.
В целом, отечественное дистанционное консультирование ничем не отличается от мирового. За исключением того, что в России телемедицина только развивается, и поэтому знают о ней пока немногие.
Как воспользоваться телемедициной
Во‑первых, вам необходим компьютер или смартфон со стабильным интернетом. Во‑вторых, надо найти клинику или конкретного врача, которые занимаются дистанционным медицинским консультированием.
Теоретически телемедицина может предоставляться по договору обязательного медицинского страхования (ОМС). Однако на практике она доступна далеко не везде. Это связано и с пока не утверждённой тарификацией телемедицинских услуг в системе ОМС, и с тем, что не у каждого врача государственной или муниципальной поликлиники есть компьютер с выходом в интернет.
Но вы можете попробовать: позвоните в свою поликлинику и поинтересуйтесь, существует ли «государственная» телемедицина в вашем регионе. Если нет, тогда возможны такие варианты.
Обратитесь в частные клиники
Чтобы найти клинику, которая предоставляет услуги дистанционного консультирования, достаточно ввести в поисковике слово «телемедицина» и название вашего населённого пункта (это важно, ведь в первый раз вам придётся прийти на очный приём). Позвоните в выбранный медцентр: вас проконсультируют, что делать дальше.
Воспользуйтесь онлайн‑сервисами
Существуют мобильные приложения и сайты, которые в зависимости от ваших потребностей свяжут вас с нужным врачом. Это, например, «Яндекс.Здоровье», «Доктор Рядом», «ОнлайнДоктор», «Телемед», «Инфоклиника» и другие.
Позвоните в свою страховую компанию
Некоторые страховые компании в рамках добровольного медицинского страхования (ДМС) предоставляют клиентам сервисы телемедицинских услуг. Возможно, ваша — из таких компаний. «Сбербанк Страхование жизни», «АльфаСтрахование‑Жизнь», «Ренессанс здоровье», ERGO, «АК БАРС Страхование» — выбирайте свой вариант.
Как выбрать действительно эффективный телемедицинский сервис
Риск нарваться на мошенников, безусловно, существует. Поэтому к выбору телемедицинской организации или сервиса стоит подойти внимательно.
Во‑первых, обязательно поинтересуйтесь, имеет ли сервис право лечить дистанционно. Для этого у врача или клиники должно быть специальное разрешение (лицензия). Учреждение должно быть зарегистрировано в Федеральном реестре медицинских организаций Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, а медик — в Федеральном регистре медицинских работников Единой системы.
Во‑вторых, обращайте внимание на репутацию специалистов. Лучший вариант — выбирать клиники или сервисы, которые давно присутствуют на рынке и имеют качественные сайты или мобильные приложения.
Если вам предлагают консультации на открытых форумах или в соцсетях, от такой услуги стоит отказаться.
В‑третьих, ориентируйтесь на отзывы. Не поленитесь поискать, что пишут о понравившемся вам сервисе люди, которые уже им воспользовались. И только потом принимайте решение.
Лучшие предложения
15 магазинов, в которые стоит заглянуть во время «чёрной пятницы»
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, Tefal, Lamoda и других магазинов
15 товаров со скидками, которые стоит купить во время «Чёрной пятницы» на AliExpress
12 необычных вариантов посуды, которая покоряет с первого взгляда
«Чёрная пятница» на AliExpress: что нужно знать о распродаже
10 беспроводных ночников с AliExpress с классным дизайном
12 зимних курток, которые отдают со скидкой
Надо брать: мужские ботинки ECCO со скидкой 45%
От NFC до биоэквайринга: 6 разработок, которые изменили финансовые привычки россиян
РекламаВнутренние убеждения и карьера: как справиться с мыслями, которые мешают достигать успехов
ТЕСТ: Что о вас может сказать ваш ноутбук?
Как выбрасывать мусор правильно. 6 советов для тех, кто никак не может начать сортировать отходы