10 стыдных вопросов об эмоциях: отвечает психолог Мария Шестова
В этой серии статей известные эксперты отвечают на вопросы, которые обычно неловко задавать: кажется, что все об этом и так знают, а спрашивающий будет выглядеть глупо. Мы собрали то, о чём вы так хотели узнать, но стеснялись спросить.
1. Что такое эмоции с точки зрения науки?
С точки зрения теории деятельностного подхода эмоция отражает отношение между мотивами и целью. Эмоция всегда предметна — она возникает только в ответ на конкретные вещи. То есть обязательно существует значимая вещь или событие, которое и вызывает эмоциональную реакцию.
Часто переживание возникает как оценка результата наших усилий и зависит от мотива, который толкает к действию. К примеру, школьники перед экзаменами планируют поступить в определённый вуз — скажем, в медицинский. Но у разных абитуриентов могут быть непохожие мотивы. Один хочет кому‑то угодить своим выбором, другая поступает за компанию с подружкой. Третья — потому что её молодой человек идёт туда же. Ну а четвёртый осознанно выбрал сложную профессию.
Если мотив реализован и цель достигнута, появляются положительные эмоции. Если нет — отрицательные.
Например, девушка поступила в вуз, а её парень, ради которого она и подавала документы, не прошёл по конкурсу. Мотив учиться вместе с молодым человеком не был реализован, хоть цель поступить и достигнута. Поэтому эмоции у девушки могут быть негативными.
2. Правда ли, что существует всего шесть или семь базовых эмоций?
Да, это действительно так. В психологии есть теория дискретных эмоций. Они так называются, потому что мы можем различить их по мимике, реакции тела и по некоторым физиологическим проявлениям организма. Все эти эмоции у нас врождённые.
Существует также множество психологических теорий, которые предлагают свои варианты перечня наших базовых эмоций. Соответственно, чуть различается и их число. Обычно говорят о существовании шести или семи главных переживаний.
У всех на слуху в первую очередь система американского психолога Пола Экмана. Он выделяет радость, страх, удивление, печаль, гнев, отвращение и презрение — точно как в диснеевском мультике «Головоломка».
Это классический перечень наших базовых эмоций. Но есть и другой подход.
Согласно теории американского психолога Роберта Плутчика, на пересечении базовых возникают так называемые эмоции второго, а потом и третьего порядка. Например, если мы соединим ужас и изумление, то получим такую сложную эмоцию, как трепет. А если соединим радость и доверие, получим любовь. Могут быть и другие пересечения. Вот почему появляется ощущение, что эмоций у нас очень много.
Ещё Плутчик предложил учитывать степень их выраженности. Например, максимум интенсивности — это ужас. Чуть слабее — страх. Самый лёгкий уровень — опасение. Выходит, это не три разных переживания, а одно, лишь по‑разному проявленное. Но базовой эмоцией считается максимальный её уровень. То есть в нашем примере это ужас.
3. Правда ли эмоции мешают думать?
Давайте сначала поговорим про виды эмоций, которые нам известны. Кроме базовых переживаний, существуют и социальные — например, стыд или вина. И ещё есть интеллектуальные эмоции. Их изучают наши российские учёные.
Например, Олег Тихомиров впервые исследовал вопросы роли эмоций в мышлении. Главное открытие его школы таково: переживания не помеха мышлению. Раньше мы думали, что от них вообще лучше бы отказаться. Но на самом деле всё наоборот: у них есть очень важные функции, которые этому процессу помогают.
Эмоции влияют и на внимание, и на память, и на процесс принятия решений.
Есть такое понятие — предвосхищающие эмоции. Они участвуют в активном поиске решения задачи, регулируют мыслительную деятельность. Вот как это работает. Человек собирается в отпуск на море и уже представляет себя там. Он предвосхищает, как соберёт чемодан, потом поедет в аэропорт, наконец, будет плавать в море. Эмоция может направлять его, помогать корректировать решения, чтобы точнее решить задачу — собраться и переместиться на курорт.
Тихомиров установил: если мы дадим кому‑то головоломку, эмоции послужат подсказками, которые приведут к правильному решению.
Есть ещё одна группа эмоций — эстетические. Именно их исследованиями я занимаюсь. Эти переживания возникают, когда появляется объект, который мы готовы оценить с точки зрения эстетики, ощущения прекрасного. И это не обязательно картина, скульптура, какой‑то арт‑объект. Удобное и красивое кресло или эргономичный рабочий стол тоже могут вызвать у нас эстетические эмоции. А ещё — восход и закат, природа, парк, море. И конечно, выставка, театр, музей. Глядя, например, на Мону Лизу, мы можем испытать благоговение и трепет.
Есть эстетические эмоции, которые прямо связаны с процессом познания. Например, интерес. Это классическое переживание, без которого узнавать новое будет очень сложно. Но эстетические эмоции могут быть не только положительными или познавательными, но и отрицательными.
4. Могут ли люди испытывать несколько эмоций одновременно?
Безусловно. Мы редко испытываем какую‑нибудь одну эмоцию в чистом виде. Часто появляются смешанные переживания.
Американский психолог Джеймс Эверилл говорил, что это одно из проявлений эмоциональной креативности. То есть нашей способности конструировать новые, эффективные и аутентичные эмоциональные реакции. Эффективные — значит, те, что помогают нам во взаимодействии с другими людьми. Аутентичные — подлинные, живые, настоящие. В этом случае эмоция возникает как продукт нашей творческой активности.
Как у актёров — они действительно создают и переживают те состояния, которые необходимы для роли.
В одном из исследовательских опросников есть такой пункт: как часто вы испытываете противоположные эмоции в одной и той же ситуации? Оказывается, это возможно.
Например, человек вынужден ухаживать за лежачим больным родственником. Конечно, он переживает, ему тяжело. Но когда наступает момент смерти, он может испытать облегчение. Он будет переживать горе утраты, скорбь, грусть. И в то же время облегчение, потому что эта ситуация закончилась.
5. Почему у людей одно и то же событие может вызывать разные эмоции?
Человеческая личность очень сложна и многогранна. У каждого есть черты, которые отличают его от других. Кроме того, эмоции зависят от оценки происходящих событий
В психологических теориях описан этап когнитивной оценки. Например, концепция Джеймса Гросса схематично описывается следующим образом: ситуация — оценка — эмоция. То есть сначала человек решает, что для него значит конкретное событие. Эмоции, которые он будет испытывать, зависят от его вердикта: происходящее опасно или нет, обещает что‑то приятное или наоборот.
Исследования нашей группы показали: для появления позитивных эмоций очень важна личностная черта, которая называется «толерантность к неопределённости». Она приводит к появлению интереса. Он, в свою очередь, вызывает эстетические эмоции, связанные с процессом познания. Например, человек не отвергает необычную картину в стиле экспрессионизма, а говорит, что она заставила его задуматься или пробудила любопытство.
Далее эти эмоции могут привести его к более глубокому погружению в тему, которая вызвала интерес.
Я была в музее Великого Новгорода, где есть много картин Айвазовского. Они очень реалистичны, вызывают приятные эмоции. И вдруг одно из полотен буквально меня ошеломило. В общем ряду я вижу картину того же автора, но не могу понять, что на ней нарисовано! Мне помогла толерантность к неопределённости.
Удивление стало сигналом, что я чего‑то не понимаю. Значит, у меня появилась познавательная цель. Я открыла интернет и стала искать, что это за необычная картина. Оказалось, что это эксперимент Айвазовского в стиле импрессионизма. И вместо разочарования я испытала радость нового открытия.
Однако познавательная цель формируется не всегда. Иначе, обнаружив любое противоречие, человек стремился бы узнать больше. Но это не так.
6. Наши эмоции врождённые или определяются воспитанием? Зависят ли они от культуры?
Есть врождённые эмоции — это наша база. Остальные же действительно зависят от культуры.
Набор базовых эмоций испытывают все люди. Но каждая цивилизация задаёт свои правила выражения переживаний. Есть культуры коллективистские, и есть индивидуалистские. Во вторых принято ярко выражать свои эмоции. А в первых, наоборот, нормой считается сдерживать их проявления.
Мы считаем коллективистскими культурами, например, Южную Корею, Китай, Индонезию. Индивидуалистские же — это США, Европа. С Россией сложнее. У нас исторически развивалась коллективистская культура. Но компонент индивидуализма, особенно в последнее время, в России тоже сильно выражен.
Вот как проявляется разница между двумя типами культур. К примеру, человек вырос в Южной Корее или Китае, переехал жить в США. Рядом живут выходцы из Европы.
И вдруг возникает ситуация, когда и тем, и другим необходимо сдерживать эмоции.
Люди из Европы, вынужденные подавлять переживания, страдают больше. У них снижается удовлетворённость жизнью и растёт уровень депрессивного состояния. А в группе корейцев или китайцев всё иначе. Подавление эмоций у них не вызывает снижения настроения и роста депрессии.
То есть у людей, в культуре которых принято подавлять эмоции, психологическое здоровье в таких обстоятельствах не нарушается. Но если в культуре принято выражать эмоции, а человеку приходится их сдерживать, это для него, конечно, плохо.
7. Что делать, если бурно выражать эмоции неуместно?
Нужно сделать так, чтобы эта ситуация не ударила по психическому здоровью. К примеру, мы не можем ругаться матом в автобусе. Это не принято в нашей культуре. Значит, стоит использовать классические способы разрядки.
Самый простой — физическая нагрузка. Любая. Кстати, в азиатских странах есть специальные комнаты эмоциональной разгрузки. Люди могут прямо в рабочее время, например, спуститься вниз, в подвал. И там побить грушу, поорать. Это действительно очень хорошая, правильная эмоциональная разрядка. Люди не сбрасывают ярость или гнев на других. Они приводят себя в порядок социально приемлемым способом.
Если такой комнаты нет, можно побить подушку, позаниматься спортом, пойти на пробежку, погулять. Наконец, сходить к психологу.
8. Можно ли управлять эмоциями и превращать одно переживание в другое?
Здесь очень важен компонент рефлексии. То есть пока человек не понимает, что он испытывает и почему переживает именно эти эмоции, ему очень сложно помочь. Вспомним классический вопрос психолога: «А что вы сейчас чувствуете?». И второй: «Что вы чувствовали в той ситуации, с которой сюда пришли?» Задача специалиста — помочь разобраться в переживаниях. И в причинах, их вызвавших.
Здесь очень поможет развитый эмоциональный интеллект. Простыми словами, это способность понимать собственные эмоции и переживания других людей, а также управлять ими.
Существует огромное количество концепций эмоционального интеллекта. Но главное, что это навык, который мы можем развить.
Теперь о том, как можно превратить одну эмоцию в другую. Этот процесс связан с переоценкой ситуации. Мы говорили выше, что когнитивная оценка — важный компонент эмоции. Значит, стоит увидеть ситуацию с другой точки зрения. Если получится оценить её заново, то могут появиться и другие эмоции. Собственно, именно это делает любой психолог — помогает человеку взглянуть на случившееся с иного ракурса.
9. Дети испытывают те же эмоции, что и взрослые? Или другие?
Да, те же самые. Более того, по мнению ряда авторов, дети хорошо понимают, что чувствуют. Они способны говорить об эмоциях, называть их. Буквально с двухлетнего возраста ребёнок уже способен выражать свои чувства. Интересно, что даже маленькие дети свои эмоции называют правильно. То есть двух‑трёхлетний малыш может сказать: «Мама, я тебя люблю».
И его признание ничем не будет отличаться от маминого «я тебя люблю» в ответ.
Было проведено интересное исследование, в котором изучался словарный запас 28‑месячных детей. Учёные обнаружили, что более 60% малышей знакомы с такими словами, как счастливый, испуганный и злой. Другое исследование показало, что порядка 75% трёхлетних детей использовали различные эмоции для обозначения своего состояния: счастливого, грустного, рассерженного и так далее.
То есть дети испытывают те же эмоции, что и взрослые, понимают, что чувствуют, и умеют говорить об этом.
10. У разных людей одинаковая интенсивность эмоций? Меняется ли она с возрастом?
Да, безусловно, переживания имеют разную силу. Ужас ребёнка будет отличаться от страха взрослого, потому что их как минимум будут пугать разные вещи. А вот что касается максимальной интенсивности этой эмоции у двух разных взрослых — думаю, она может быть примерно одинаковой. Но это моё субъективное мнение.
Теперь о возрасте. С годами перестраивается работа всех нейромедиаторных систем. И серотонина, и дофамина, и прочих веществ действительно может вырабатываться меньше. Поэтому люди могут слабее чувствовать, к примеру, радость. Эмоция будет не такой яркой, как в детстве.
Да, с возрастом чувства становятся менее выраженными. Они иные, чем у ребёнка, который когда‑то бегал по полю за бабочками. Таких сильных эмоций, скорее всего, у взрослого не будет.
Станьте первым, кто оставит комментарий