Как понять, что ребёнок испытывает стресс, и помочь ему
Очень часто на вопрос «Как дела?» родители получают короткий ответ «Нормально». Не все дети привыкли делиться со взрослыми своими сокровенными мыслями и чувствами, поэтому понять, что в жизни ребёнка происходит что‑то неладное, бывает довольно сложно. Как распознать стресс у сына или дочери и помочь справиться с ним, разберёмся вместе с экспертами.
Что может вызвать стресс у ребёнка
Основными источниками стресса в детском возрасте становятся учёба в школе, отношения в семье и со сверстниками.
По словам семейного психолога Людмилы Петрановской, часто родители сознательно тренируют нейтральную реакцию на плохие оценки ребёнка. Она проявляется, например, во фразе «Мне не важны отметки, ты учишься для себя». Хотя на самом деле мамы и папы переживают из‑за успеваемости, и школьники это отлично «считывают».
Если твой ребёнок получает не те оценки, которые для тебя приемлемы, то это словно информация не только про то, что он негодный ребёнок, но и про то, что ты негодный родитель. Поэтому оценка воспринимается не просто как информация, что ребёнок на данный момент усвоил вот столько материала, а вот столько ещё пока не усвоил, а именно как оценка в плохом смысле слова, как ярлык.
Фактором стресса в семье, кроме того, могут стать амбиции родителей, которые ждут, что сын или дочь будет соответствовать определённым рамкам. Поэтому нужно учиться вставать на сторону ребёнка и помнить, что у него свой путь. Да, возможно, не о таком мечтают мама с папой, но это выбор, который не лучше и не хуже других, он индивидуальный.
В отношениях со сверстниками стресс вызывают самые разные события. Он возникает, например, не только в ситуации, когда ребёнок лично сталкивается с травлей, но и тогда, когда становится свидетелем буллинга.
Как понять, что у ребёнка стресс
Людмила Петрановская подчёркивает, что некоторая доля стресса — естественная часть жизни, в том числе и у детей. Другое дело, будет ли ребёнок обсуждать с родителями ситуацию, которая его огорчает и с которой он не справляется самостоятельно.
Поведение в таком случае зависит от накопленного опыта: как раньше мама с папой реагировали, когда ребёнку было тяжело и он плакал; как выполняли его просьбы; как удовлетворяли его базовые потребности, например в еде. Если ребёнок уверен в адекватной реакции родителей, он обратится к ним, понимая, что они поддержат и помогут. Но так бывает далеко не всегда.
Родители могут быть вымотаны своими заботами, могут не понимать, что происходит с ребёнком, или неадекватно реагировать на его стресс. В подобных случаях есть два сценария. Первый — мама с папой слишком заняты, им не до ребёнка с его проблемами, они его игнорируют. Второй — родители реагируют таким образом, что ребёнку становится только хуже. Например, дочка поссорилась с подружкой, и та не позвала её на день рождения. Мама всполошилась, позвонила маме подружки и устроила грандиозные разборки. В результате проблем стало только больше: теперь подружка обижена ещё и из‑за того, что к конфликту подключили взрослых.
Ещё один пример реакции, которая не приводит ни к чему хорошему, — фразы в стиле «О чём ты только думаешь» и «Сам виноват». После таких реплик ребёнок делает вывод, что обращаться к родителям бессмысленно, и начинает скрывать свои проблемы.
Чтобы узнать, что происходит в его жизни, нужно регулярно задавать ему вопросы. Но не абстрактные «Как дела?» или «Что нового?», а такие, которые предполагают развёрнутые ответы. Например: «Какое событие в школе заставило тебя сегодня испугаться?» Или: «От чего тебе сегодня было грустно? А что тебя развеселило?»
С детьми младшего возраста можно поиграть в школу. Выбор персонажей и их действия в игре помогут понять, как ведут себя учителя и одноклассники на уроках в жизни. Также можно задавать вопросы, которые подстегнут воображение. Например: «Если бы ты был мышкой и мог спрятаться под парту, на какой урок ты бы не пошёл?»
Телеведущая и журналист Ирена Понарошку разговаривает с детьми, когда укладывает их спать: «У нас есть где‑то 20–30 минут перед тем, как ребёнок заснёт, чтобы поговорить. И я задаю вопросы: что хорошего, что плохого случилось в школе; кто у тебя самый любимый и самый нелюбимый учитель; кто из детей твой друг; есть ли у тебя враги в школе».
Кандидат медицинских наук, врач‑неонатолог Анна Левадная советует практику с условным названием «Свечка». Её суть в том, чтобы по вечерам собираться всей семьёй и обсуждать прошедший день. В начале семейной беседы зажигают свечу, а затем каждый по очереди держит её и рассказывает, что у него произошло и какие эмоции он испытывает. Такой ритуал учит детей свободно говорить о разных событиях и показывает всё многообразие реакций на них. Кроме того, ребёнок видит, что и у родителей есть свои поводы для переживаний, а это сближает.
Ещё один способ понять, когда что‑то идёт не так, — наблюдать за ребёнком. Стресс проявляется не только эмоционально, но и физически. По словам Анны Левадной, масштабных исследований на эту тему нет, но можно говорить о том, что кратковременный стресс не влияет на здоровье, а вот хронический даёт о себе знать различными проблемами.
Например, при стрессе у ребёнка снижается сопротивляемость инфекциям, а значит, могут обостряться хронические или аллергические заболевания. Другой явный признак — нарушения сна, когда ребёнку становится сложнее засыпать, он начинает вставать раньше или позже обычного, просыпается среди ночи, его мучают кошмары. Важно следить и за питанием, не стал ли ребёнок есть больше или меньше — отклонение в любую сторону может говорить о стрессе. Внутреннее напряжение у детей в раннем возрасте иногда проявляется через ночное мочеиспускание, тики и навязчивые движения, например когда ребёнок грызёт ногти или постоянно крутит волосы.
Всё перечисленные признаки позволяют разобраться, есть ли в жизни ребёнка факторы стресса, и вовремя начинать с ними бороться.
Как помочь ребёнку справиться со стрессом
Прежде всего нужно разобраться, как часто ребёнок оказывается в стрессовой ситуации и может ли самостоятельно с ней справиться. Например, если его систематически травят в школе, важно учитывать несколько моментов.
Во‑первых, многие дети живут с установкой, что ябедничать нельзя, и ничего не рассказывают родителям. Поэтому необходимо убедить ребёнка в том, что он может вам довериться. Например, сказать: «Я всегда тебя выслушаю. Приходи ко мне с любой проблемой, что бы тебя ни беспокоило».
Во‑вторых, можно объяснить ребёнку, что оскорбительные комментарии сверстников не имеют к нему никакого отношения. Людмила Петрановская предлагает, например, такой вариант: «Вот есть ты — такой, какой есть. А потом одноклассник говорит тебе гадость. После этого ты никак не меняешься — ты остаёшься таким же, каким был 5 минут назад. А вот твой одноклассник меняется — он обижает тебя и становится хуже, чем был 5 минут назад. Это информация о нём, а не о тебе».
В‑третьих, стоит помнить, что ребёнку не по силам самостоятельно справиться с травлей. Какие бы объяснения вы ни привели и какие бы полезные рекомендации ни дали, надо подключать взрослых к решению проблемы. Выдерживать буллинг в одиночестве тяжело людям любого возраста. Поэтому в зависимости от того, как далеко всё зашло с травлей, нужно разговаривать со школьным психологом, учителями или директором.
Более общие рекомендации, которые помогут ребёнку снять стресс, будут такими:
- Переключиться на лёгкую физическую нагрузку, например чаще ходить на прогулку.
- Поддерживать здоровый режим сна, который позволит полноценно отдыхать.
- Разрешить ребёнку заняться ничегонеделанием. Пусть он потратит время на любимое хобби, например отправится в парк покататься на велосипеде.
Ещё один важный совет касается взрослых, которым нужно позаботиться и о себе. В конце концов, ни один родитель не способен помочь ребёнку, если сам находится в стрессе.
Очень многие родители экстраполируют любую ситуацию на всю жизнь ребёнка. Вот сейчас он небрежно сделал домашнее задание — значит, он всегда, всю жизнь будет всё делать спустя рукава. Вот сейчас он пришёл в новую школу, у него не сложились отношения — значит, у него никогда не будет друзей. Следите за такими обобщениями, потому что они могут загнать в стресс любого взрослого человека, а в этом состоянии вы ничем не сможете помочь ребёнку.
Также важно подавать невербальные знаки, которые покажут, что ваша любовь к ребёнку незыблема. Например, садиться рядом, а не напротив, синхронизировать голос по тембру и громкости с голосом сына или дочери, начинать разговор с приятной темы или объятий, если они уместны. Главный родительский посыл должен быть простым и понятным: «Ты можешь мне доверять. Вместе мы всё преодолеем».
Этот материал мы подготовили по итогам онлайн‑фестиваля SmartFest, организованного онлайн‑школой для детей и подростков Skysmart. Видеозапись этой и других лекций фестиваля доступны на сайте.
Станьте первым, кто оставит комментарий