«Спуск в бездну» — напряжённый хоррор о шахтёрах и кровожадном божестве
8 февраля в российский прокат вышел французский фильм ужасов «Спуск в бездну». Это клаустрофобный хоррор о шахтёрах, которые случайно освобождают древнее божество.
Рассказываем, почему картина пугает ровно до момента, пока на экране не появляется монстр.
«Спуск в бездну» — классный триллер о катастрофе в замкнутом пространстве
Марокканец Амир устраивается работать в шахту на севере Франции. Из‑за жутких условий труда подземелье прозвали «Домом дьявола»: шахтёры постоянно возвращаются на поверхность с травмами. Трудится Амир в команде опытного и отважного бригадира Ролана, куда входят грузный добряк Поло, подрывник Мигель, помогающий герою освоиться итальянец Сантини и вечно провоцирующий конфликты Луи.
Через неделю к бригаде привязывают «туриста» — профессора Бертье: он хочет взять какие‑то образцы на глубине в тысячу километров. Взорвав шахту и спустившись вниз, герои обнаруживают останки погибших шахтёров Сен‑Дени. А ещё — попадают в склеп, где захоронено древнее божество, которое освобождается и отправляется на охоту.
Матьё Тури, прежде снимавший футуристичные хорроры, в этот раз погружается в шахты прошлого: с ручным трудом, динамитом и весьма условной безопасностью. Какое‑то время картины как раз отведено нелёгкому труду шахтёров. В их бригаду попадает новичок Амир, которому нужно освоиться на новом месте, притереться к команде и как‑то ужиться с Луи, который постоянно его провоцирует и презрительно называет арабом. Всё это работает на атмосферу: мало того, что герой оказывается в замкнутом пространстве, так ему ещё и приходится думать о возможных обвалах и о коллеге, который может зарубить его киркой.
С появлением профессора Бертье в картине появляется внутренняя мифология. Бригада Ролана случайно попадает в подземные пещеры, усыпанные трупами. В некоторых из них шахтёры узнают легендарную бригаду, навсегда оставшуюся под землёй. Учёный же идентифицирует другие скелеты и переводит надписи на стене — оказывается, что герои пришли к захоронению бога, которое охраняли представители древней цивилизации.
Всё это время в картине не происходит ничего откровенно пугающего. Первый час обходится без скримеров, крови и криков — разве что внезапный обвал перекрывает героям путь наверх. Но всё это время фильм держит в напряжении. Гнетущая и давящая атмосфера пещеры заставляет постоянно ждать опасности и задумываться о том, что «Спуск в бездну» даже без фантастики мог бы получиться отличной историей в духе «127 часов» — о людях, которым неоткуда ждать спасения.
Фильм пугает, пока на экране не появляется монстр
И всё же «Спуск в бездну» — хоррор о страшной силе, которая преследует главных героев. Поэтому в какой‑то момент ожидание опасности оправдывается. Ушлый Луи заставляет Амира открыть древнюю могилу, чтобы забрать оттуда драгоценные камни, но тем самым освобождает заточённое в гробу кровожадное нечто.
С этого момента вся загадочность и атмосферность картины куда‑то улетучивается. На смену приходят клише фильмов ужасов о столкновении с жуткими монстрами. Шахтёры один за другим попадают в его лапы и наполняют пещеру собственной кровью. Само многорукое существо старательно следует протоколу действий собратьев по жанру: внезапно появляется из темноты, эффектно и бессмысленно расправляет все свои конечности, а ещё пугающе кряхтит и стрекочет.
Выглядит всё это скорее смешно, чем страшно, — даже на ночном сеансе в практически пустом кинотеатре. В первую очередь из‑за технического исполнения. Фильм был снят меньше чем за 4 миллиона евро, поэтому монстр‑божество выглядит пластмассовым и визуально походит на дешёвую фигурку Нуба Сайбота из Mortal Combat. Да и убийства по большей части получаются нелепыми — кроме сцен с обезглавливанием одного шахтёра.
Всё это, впрочем, не делает «Спуск в бездну» плохим кино. Напротив, комичность смертей и самого монстра возводит картину в ранг идеального хоррора не для фанатов жанра. Фильм точно заставит зрителей понервничать — без необходимости постоянно подпрыгивать в кресле из‑за выскакивающих из темноты чудовищ.
Станьте первым, кто оставит комментарий