Из параноидального триллера в банальную историю мести. Стоит ли смотреть «Список смертников» с Крисом Праттом
1 июля на стриминговом сервисе Amazon Prime вышли все восемь эпизодов мини‑сериала «Список смертников», основанного на одноимённом романе Джека Карра. В первую очередь в проекте привлекает внимание продюсер Антуан Фукуа, лично поставивший первую серию. Этого автора знают по фильмам «Тренировочный день» и «Великий уравнитель». А главную роль в сериале исполнил Крис Пратт, знакомый всем по «Миру юрского периода» и «Стражам галактики».
Добавьте к этому, что сам Карр служил в спецназе, о котором и пишет (главный герой — частичное альтер эго автора). Шоураннер проекта Дэвид ДиДжилио работал над захватывающим «Странным ангелом». Казалось бы, при таких составляющих должен получиться отличный боевик.
Но что‑то пошло не так. «Список смертников» в первых двух сериях интригует необычным сюжетом. Но только ради того, чтобы потом разочаровать самой очевидной и банальной развязкой.
Интрига сменяется скукой
Лейтенант‑коммандер Джеймс Риз (Крис Пратт) руководит отрядом «морских котиков». Их отправляют на спецзадание, но команда попадает в засаду. Гибнут все военные, кроме самого Риза и ещё одного офицера — Викерса (Джаред Шоу). После провала миссии последний отправляется в США с телами товарищей, а потом якобы совершает самоубийство.
Но главный герой уверен, что и засада, и смерть Викерса — результат заговора. Вот только есть проблема — Риз получил травму головы, у него путается последовательность событий, а иногда он даже видит мёртвых людей. Поэтому военные и врачи считают, что офицер всё выдумал.
Первые две серии «Списка смертников» — лучшее, что есть в сериале. Причём чем меньше вы знаете об этом проекте, тем интереснее его смотреть. Всё начинается с классического боевика о спецназовцах. Затем атмосфера резко меняется. И как только покажется, что всё слишком просто и это традиционный детектив, история перевернётся ещё раз.
Сама идея ненадёжного рассказчика, чьи проблемы с памятью связаны с посттравматическим расстройством, могла бы превратить «Список смертников» чуть ли не в аналог «Лестницы Иакова», разве что без мистики. Ну или хотя бы в «Тайное окно». Ведь с определённого момента возникает подозрение, что у Риза не просто путаются мысли. Он опасен и сам становится главным подозреваемым.
Но потом авторы сериала просто отказываются от самой сильной и неоднозначной идеи. Уже с третьего эпизода субъективное восприятие героя уходит на второй план, и зритель узнаёт, что происходит на самом деле. С этого момента параноидальный триллер об играх разума превращается в обычный детективный боевик. Который, увы, не блещет оригинальностью.
По традиции у главного героя есть стандартный набор помощников: близкий и очень крутой друг, который всегда придёт на помощь, честная журналистка, с которой у них не ладятся отношения. Все вместе они пытаются докопаться до истины. Хотя следить за героями не слишком интересно: тем, кто смотрел хотя бы несколько подобных фильмов, разгадка ясна чуть ли не с самого начала.
Однако дальше ещё хуже. К финалу даже последние интриги остаются лишь фоном. В центре сюжета просто история мести.
Возможно, «Список смертников» гораздо лучше бы выглядел в формате полнометражного фильма от того же Антуана Фукуа. Даже аналогичный сюжет, упакованный в два часа динамичного повествования, а не в восемь часовых серий, наверняка бы не успел утомить. В реальности с каждым эпизодом наблюдать за происходящим всё скучнее.
Идеи и мораль устарели
Amazon Prime уже зарекомендовал себя среди любителей сериалов про крутых парней и спецзадания. С 2018 года на платформе со стабильным успехом выходит «Джек Райан» по книгам Тома Клэнси, недавно к нему прибавился «Ричер», основанный на произведениях Ли Чайлда. Да и Крис Пратт уже засветился на сервисе в фантастическом боевике «Война будущего».
Однако даже на фоне всех этих проектов «Список смертников» выглядит просто устаревшим. В том же «Джеке Райане», в отличие от предыдущих экранизаций Клэнси, главного героя сделали проще: в первом сезоне он только начинает работу полевым агентом. «Ричер» и вовсе радует нетоксичной маскулинностью: огромный главный герой не полагается только на силу и сам иногда испытывает неловкость от своей устрашающей внешности.
А вот создатели «Списка смертников» словно ориентировались на боевики восьмидесятых. У героя Криса Пратта нет ни капли сомнения в своей правоте, он в какой‑то момент скажет: «Я — справедливость». При любом удобном случае Риз хватается за пистолет и сначала стреляет, а потом задаёт вопросы.
Возможно, актёру хотелось отойти от уже привычного всем амплуа: во всех своих известных ролях Пратт, хоть и спасает мир и дерётся со злодеями, заодно развлекает зрителя комичными сценами. Теперь же он играет самого сурового спецназовца, которого только можно представить. Но выглядит персонаж так же неправдоподобно, как гротескные герои «Коммандос» и «Неуязвимых».
Хотя в этом плане классические боевики со Шварценеггером выглядят даже лучше. В них добро и зло чётко разделены: есть бандиты, а есть хорошие крутые военные. Да и адреналина в них в разы больше. «Список смертников» замахивается на более масштабные, но совершенно банальные идеи: власть имущие всегда продажны и не ценят жизни людей, а расправиться с мерзавцами можно только силой.
Визуальный ряд слишком мрачный
Есть немало проектов, которым идут холодные тона в картинке. Достаточно вспомнить «Озарк» с его серо‑синим фильтром или немецкую «Тьму». И, похоже, создатели «Списка смертников» решили, что жестокой истории о мести пойдёт бледность и мрачность. Вот только в большинстве сцен они просто сделали визуальный ряд неадекватно тёмным, изредка разбавляя его какими‑то интересными решениями.
В стриптиз‑клубе будут традиционные красные тона, в доме одного из злодеев — тёплый жёлтый свет от огня. Но в большинстве случаев на экране просто темнота, в которой трудно что‑то рассмотреть. Апофеоза проблема достигает к финалу, когда персонаж Пратта крадётся ночью, одевшись во всё чёрное и вымазав краской лицо. Да, это правдоподобно, спецназ действительно так делает, чтобы военных было труднее заметить. Вот только зритель не жертва, он‑то как раз должен видеть героя.
Обидно, но из «Списка смертников» мог получиться неплохой фильм или даже сериал. Но почему‑то сами авторы отказались от интригующей идеи, которую ввели в начале, и превратили сюжет в набор банальных элементов в сочетании с глуповатой брутальностью. Возможно, таким историям стоило остаться в восьмидесятых.
Лучшие предложения
16 уютных худи и свитшотов, которые согреют зимой
Выгодно: робот‑пылесос Dreame D10 Plus за 23 431 рубль
Цена дня: смартфон realme Note 60 за 8 920 рублей
15 магазинов, в которые стоит заглянуть во время «чёрной пятницы»
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, Tefal, Lamoda и других магазинов
15 товаров со скидками, которые стоит купить во время «Чёрной пятницы» на AliExpress
12 необычных вариантов посуды, которая покоряет с первого взгляда
«Чёрная пятница» на AliExpress: что нужно знать о распродаже
Как усыновить ребёнка: пошаговый план
От NFC до биоэквайринга: 6 разработок, которые изменили финансовые привычки россиян
РекламаКак покорить гору и вернуться на землю: всё о подготовке к первому восхождению
Как улучшить родной город: 5 проектов, которые помогут преобразить окружающее пространство своими силами