Как научиться разбираться в современном искусстве
1. Поймите, что это и зачем оно вам
Наиболее распространённых мнений два. Либо что современное искусство — это какое‑то надувательство, а те, кто им интересуется, просто снобы. Либо что для его понимания нужно иметь художественное образование, а обычному человеку его никогда не постичь. Но как бы современное искусство ни отличалось от классического, оно часто говорит о том же: об эмоциях, поисках себя, окружающем мире и нашем месте в нём. Просто делает это совсем по‑другому.
Для начала давайте разберёмся, какое именно искусство считается «современным». В английском языке существует два термина: modern art и contemporary art. Первым называют то, что создавалось примерно в 1900–1970‑е годы, а вторым — всё, что после. По‑русски оба эти пласта искусства называют одним словом — «современное». Но в этой статье речь пойдёт только о художественных практиках, которые начали складываться с последней трети XX века, то есть о contemporary art.
Как пишут авторы обучающего курса «Короче, современность!», «особенность современного искусства в том, что оно давно перебралось в повседневность и существует вне пределов музеев и галерей». Сегодня совриском может стать всё что угодно: предмет, явление, процесс. Да, оно по‑прежнему включает в себя живопись и скульптуру, но это только два из множества вариантов носителей для передачи замысла художника.
Не спешите говорить, что такое совсем не для вас. Современное искусство настолько обширно, что каждый сможет отыскать что‑то для себя: стрит‑арт, лэнд‑арт, видеоарт, перформансы, акционизм, театральные постановки с участием зрителей, современный танец — и это далеко не всё. Наверняка найдётся что‑то, что тронет именно вас, окажется созвучным вашему личному опыту.
Можете начать с более привычных всем музеев и галерей. Просто откажитесь от ожидания увидеть на выставке что‑то «красивое», потому что в современном искусстве главное не красота, а идея и то, как она выражена.
2. Усвойте общие принципы
Первое, что характерно для современного искусства, – разнообразие. И это касается всего: материалов, форм выражения, концепций и тем. Сейчас нет единой идеологии или «изма»: художники отражают в своих работах пёстрый культурный ландшафт, привлекают внимание к актуальным проблемам. Например, на сегодняшний день есть много работ о консьюмеризме, экологическом кризисе, поиске идентичности, зависимости от технологий и соцсетей, глобализации и миграции.
Такое разнообразие сбивает с толку неподготовленного зрителя. Но именно благодаря ему современное искусство, как зеркало, отражает наше общество и культуру.
Оно становится инструментом, с помощью которого можно по‑новому взглянуть на привычное и переосмыслить его.
Вторая важная черта — активное участие зрителей в формировании смысла произведения. Некоторые художники говорят, что зритель дополняет или даже завершает его, привнося собственные размышления, толкования и опыт.
Это особенно характерно для перформансов и хэппенингов. В них зритель максимально вовлечён в создание произведения.
Не путайте эти жанры с акционизмом. В нём акцент тоже переносится с художественного произведения на процесс его создания, но акции — это чистый жест, декларация. Они часто носят более радикальный, политический, протестный характер.
И в‑третьих, важность объекта современного искусства заключается не в его физической форме, а в смыслах, формирующихся в процессе толкования. Они дополняют те идеи, которые изначально вдохновили автора. Благодаря этому искусство провоцирует нас размышлять о том, что происходит в сегодняшнем мире.
3. Ходите и смотрите
Есть два подхода знакомства с современным искусством. Первый — понять, почему оно возникло и как связано с предыдущими направлениями. «В противном случае мы будем воспринимать произведения лишь на уровне узнаваемой по силуэту картинки, а в современном искусстве первого уровня зачастую просто нет», — пишут авторы книги «Современное искусство и как перестать его бояться». Чаще всего советуют начать с импрессионистов и проследить историю развития искусства до наших дней.
Второй подход прямо противоположен — просто смотреть на работы, не углубляясь в историю.
«Остановитесь. Дышите. Расслабьтесь. Не думайте, просто смотрите, впустите его в себя. Впитайте окружающую обстановку, ощутите пространство перед собой, освободите сознание, дайте внутреннему монологу отойти на второй план, а глазам — привыкнуть», — пишет британский художественный критик Оссиан Уорд в своей книге «Искусство смотреть». Он советует глядеть «на каждое произведение, как будто вы впервые сталкиваетесь с чем‑то подобным, будь то картина, скульптура или некая не поддающаяся определению инсталляция».
Выбирайте наиболее приемлемый для вас подход, а лучше всего пробуйте оба. И в любом случае спрашивайте себя: «Что я здесь вижу? Что чувствую? Что автор делает, чтобы я это почувствовал?». Если испытали что‑то новое, неважно приятное или нет, вполне вероятно, вы уже поняли замысел художника.
Обратите внимание на то, из каких материалов сделан объект, что они вам говорят, какие ассоциации вызывают. Потом подумайте, не ссылается ли он на другие произведения искусства. Для этого прочитайте текст на сопроводительной табличке, поищите информацию в интернете, вспомните, что вы уже видели раньше.
Если после всего этого объект по‑прежнему вызывает недоумение или отторжение — ничего страшного. Вы не обязаны любить каждое произведение, даже если кто‑то другой считает его гениальным. Ходите, смотрите, взаимодействуйте, обсуждайте и вы найдёте то, что вызовет у вас отклик и желание узнать больше.
Куда пойти:
- Музей современного искусства «Гараж», Москва.
- Московский музей современного искусства (ММОМА).
- Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) с филиалами в Москве, Санкт‑Петербурге, Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Томске, Самаре, Саратове.
- Центр современного искусства «Винзавод», Москва.
- Музей современного искусства Эрарта, Санкт‑Петербург.
- Галерея современного искусства ГМИИ РТ, Казань.
- Галерея «Виктория», Самара.
- Галерея Синара Арт, Екатеринбург.
Если все эти города далеко от вас, посмотрите цифровые коллекции ведущих музеев мира.
4. Расширяйте кругозор
Читайте книги
Если вы совсем незнакомы с современным искусством, начинайте с первого пункта из списка. В этой книге подробно и легко рассказано об истоках зарождения совриска и его принципах. Если хотите сразу смотреть, не углубляясь в историю, берите третью книгу. Если вас интересует «изнанка» мира искусства, читайте шестую. Автор рассказывает о жизни художников, критиков, арт‑дилеров и кураторов. Остальные книги из списка тоже не обходите стороной.
- «Непонятное искусство», Уилл Гомперц →
- «Современное искусство и как перестать его бояться», Сергей Гущин и Александр Щуренков →
- «Искусство смотреть», Оссиан Уорд →
- «История картин: от пещеры до компьютерного экрана», Дэвида Хокни и Мартин Гейфорд →
- «Искусство перформанса. От футуризма до наших дней», Роузли Голдберг →
- «Семь дней в искусстве», Сара Торнтон →
- «О русском акционизме», Пётр Павленский →
Если вы читаете на английском, воспользуйтесь библиотекой Нью‑Йоркского музея Метрополитен. В 2018 году он выложил более 500 книг по искусству, которые можно скачать бесплатно. Вообще чаще заглядывайте на сайты музеев: они регулярно выставляют подборки книг по определённой теме или советуют, что почитать к какой‑то выставке.
Смотрите видеолекции
Музеи часто выкладывают записи своих лекций на YouTube. Следите за каналами «Гаража», ГЦСИ, «Винзавода», Еврейского музея и центра толерантности. Много интересного есть на сайте конференции TED. Сами ролики на английском, но практически всегда есть русские субтитры. Ещё хорошая подборка видео на сайте «Теории и практики».
Чтобы вы не потерялись в обилии информации, мы собрали материалы, которые помогут начать знакомство с современным искусством:
-
- Лекция художника и теоретика искусства Дмитрия Гутова о современном искусстве.
- Лекция Гутова об искусстве в постсоветской России.
- Лекция об истоках современного искусства от преподавателя МГУ Екатерины Кочетковой.
- Курс по русскому искусству XX‑го века от Arzamas.
- Циклы лекций от музея «Гараж».
- Курс лекций о современном танце от Arzamas.
- Интервью с преподавателем Школы дизайна НИУ ВШЭ Александрой Старусевой‑Першеевой.
- Лекция о современном театре от художественного руководителя Лондонского театра Сэдлерс‑Уэллс.
- Лекция о связи современного искусства с наукой от куратора ГЦСИ Дмитрия Булатова.
- Лекция критика Натальи Тамручи «Зритель как соучастник» о параллелях классического искусства с современным.
5. Будьте более открытым к новым идеям
Современное искусство раздвигает привычные рамки, а значит, для его понимания и вам придётся выходить за собственные границы мышления и избавляться от стереотипов. Не отмахивайтесь от чего‑то только потому, что оно кажется вам странным и непонятным. Вспомните, что импрессионизм тоже когда‑то считался бездарной мазнёй, а сейчас воспринимается как классика живописи.
«Задача художника не в том, чтобы доставлять эстетическое удовольствие — для этого есть дизайнеры, — а в том, чтобы немного отстранившись от мира, попытаться его осмыслить или высказаться о нём при помощи идей, единственное назначение которых — быть идеями», — пишет автор книги «Непонятное искусство». Впустите эти идеи в свою жизнь и они станут для вас вдохновением.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Лучшие предложения
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Находки AliExpress: 20 полезных товаров дешевле 1 000 рублей
Новый год как в детстве: 6 праздничных традиций, которые поможет соблюсти техника Gorenje
Отборные скидки до 64% от AliExpress, Redmond и других магазинов
15 стильных пуховиков стоимостью от 3 000 до 15 000 рублей
10 наборов для вышивания, с которыми захочется заняться рукоделием
12 комфортных дутиков для зимних прогулок
Дети нашего времени. Какие они на самом деле
Обзор TECNO Camon 30S — недорогого смартфона с достойной камерой
Обзор TECNO Spark 30 Pro — доступного смартфона, который не выбеливает селфи
Обзор TECNO Phantom V Flip 2 5G — новой раскладушки, которая почти вдвое дешевле аналогов