Благодаря советской киношколе появилось множество фильмов, которые стали классикой. Это настоящие произведения искусства, их до сих пор любят и пересматривают. Лайфхакер собрал высоко оценённые критиками и зрителями картины, наиболее ярко характеризующие свою эпоху.
1. Броненосец «Потёмкин»
- СССР, 1925 год.
- Драматическая киноэпопея.
- Длительность: 75 минут.
- IMDb: 8,0.
В основе сюжета лежит подлинное историческое событие — восстание на броненосце «Князь Потёмкин» в 1905 году. Фильм начинается с того, что моряки одного из броненосцев Черноморского флота, возмущённые произволом офицеров, отказываются от борща, сваренного из гнилого мяса. На судне начинается мятеж, в ходе которого матросам удаётся захватить командование. Жители Одессы поддерживают восстание, и это приводит к кровавой расправе в городе: царская полиция расстреливает мирных безоружных людей.
Работу Сергея Эйзенштейна неоднократно называли лучшим фильмом всех времён. И даже сейчас несложно понять, почему: режиссёр применял невиданные по тем временам спецэффекты. В одном из эпизодов даже оживают каменные львы, которые от ужаса всего происходящего сходят со своих постаментов.
Ещё один новаторский приём — эмоциональное использование цвета. Когда команда захватывает броненосец, над кораблём поднимается алый флаг. Этот единственный цветной кадр фильма Эйзенштейн раскрасил вручную.
Сцена расстрела на Потёмкинской лестнице и особенно кадр с катящейся коляской вдохновили многих режиссёров и много раз цитировались в кино: от «Неприкасаемых» Брайана де Пальмы до «Симпсонов».
2. Человек с киноаппаратом
- СССР, 1929 год.
- Документальный.
- Длительность: 66 минут.
- IMDb: 8,4.
Фильм абстрактно изображает один день из жизни города 1920-х годов. Зрителю показывают хаотичную урбанистическую симфонию, составленную из коротких документальных фрагментов.
Авангардист Дзига Вертов — один из первопроходцев кинодокументалистики — был противником игровых фильмов и считал, что кино должно передавать правду жизни. Принципы режиссёра нашли отражение в монументальной работе «Человек с киноаппаратом». Она представляет собой настоящую энциклопедию кинематографических трюков: двойная экспозиция (наложение изображений друг на друга), голландский угол («завал горизонта» ), стоп-кадр, съёмка в отражении и другие.
Ради удачных кадров Дзига Вертов и его брат Михаил Кауфман, казалось, были готовы на всё. Например, они бесстрашно ложились на рельсы, чтобы заснять проезжающий поезд снизу, или забирались на очень высокие строения без всякой страховки.
Современники не оценили экранный манифест Вертова по заслугам. Зато в 2014 году британский журнал Sight & Sound назвал «Человека с киноаппаратом» лучшим документальным фильмом всех времён.
3. Летят журавли
- СССР, 1957 год.
- Военная драма.
- Длительность: 97 минут.
- IMDb: 8,3.
В центре повествования пронзительная история двух влюблённых — Вероники и Бориса, которых навсегда разлучила война. Когда Борис уходит на фронт, осиротевшую Веронику принуждает к женитьбе Марк — двоюродный брат героя.
Сейчас лента режиссёра Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского признана шедевром. Наряду с картинами Эйзенштейна и Тарковского, «Летят журавли» считается одним из символов русского кино.
Но судьба фильма могла сложиться совершенно иначе, если бы не Клод Лелуш. Ещё студентом будущий важнейший режиссёр французской «новой волны» случайно оказался на съёмках ленты в качестве ассистента оператора. Благодаря связям Лелуша картина попала на Каннский фестиваль и получила главный приз — «Золотую пальмовую ветвь».
4. Судьба человека
- СССР, 1959 год.
- Военная драма.
- Длительность: 103 минуты.
- IMDb: 8,0.
В начале Великой Отечественной войны уроженец Воронежа Андрей Соколов идёт воевать на фронт. Там мужчина получает контузию и попадает в плен к фашистам. Андрея отправляют в концентрационный лагерь, откуда герой постоянно пытается сбежать. Наконец ему это удаётся, но, вернувшись домой, он узнаёт чудовищную новость.
«Судьба человека» по одноимённому рассказу Михаила Шолохова — одна из самых важных отечественных военных кинолент. Причём снял её режиссёр-дебютант — Сергей Бондарчук, которому пришлось долго убеждать руководство «Мосфильма» и самого Шолохова в том, что ему можно доверить эту работу.
В итоге фильм приняли с восторгом и в СССР, и на Западе. Выдающийся итальянский постановщик Роберто Росселлини даже назвал «Судьбу человека» самым сильным из того, что было снято о войне.
Новаторство картины состояло в том, что узник концлагеря впервые был показан как положительный персонаж. Ведь, как известно, солдат, оказавшийся в плену, при любых обстоятельствах автоматически объявлялся предателем. И фильм негласно реабилитировал огромную категорию людей, с которыми несправедливо поступили.
5. Застава Ильича
- СССР, 1964 год.
- Драма.
- Длительность: 175 минут.
- IMDb: 7,9.
Фильм рассказывает о жизни Сергея Журавлёва и его друзей Николая Фокина и Славы Костикова. Они молоды, полны оптимизма и хотят жить так, чтобы не было стыдно.
Лирическая работа Марлена Хуциева «Застава Ильича» — один из важнейших советских фильмов 60-х годов, опередивший своё время. Картина вышла на заре оттепели и предугадала темы, которые в последующие десятилетия будут волновать советских кинорежиссёров: духовная жизнь человека и его внутренний мир.
Знаменитая сцена вечеринки золотой молодёжи в Политехническом музее получилась максимально правдоподобной. Ведь режиссёр снял в ней не профессиональных актёров, а настоящую интеллектуальную элиту того времени: поэтов Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского и Беллу Ахмадулину, режиссёров Андрея Кончаловского и Андрея Тарковского, певца Булата Окуджаву.
Но как это часто случалось в СССР, фильм прошёл производственный ад и сильно пострадал из-за цензуры. Сложность была ещё и в том, что перфекционист Хуциев отказывался резать картину под напором критики. Вместо этого он переснимал целые сцены заново. Лента всё-таки вышла на экраны, но в искажённом виде и под названием «Мне двадцать лет». А авторский вариант зрители увидели только в 1988 году.
6. Ещё раз про любовь
- СССР, 1968 год.
- Романтическая драма.
- Длительность: 92 минуты.
- IMDb: 7,3.
Картина рассказывает о коротком романе двух очень одиноких людей — физика Электрона Евдокимова и бортпроводницы Наташи. Девушка открыто и честно полюбила героя, но он не сразу проникся ответным чувством.
Лента «Ещё раз про любовь» вышла в оттепельные годы и потрясла зрителей своей смелостью и искренностью. Многое показанное в фильме было в новинку: например, раньше в советском кино не было героинь, которые могли бы познакомиться с молодым человеком в ресторане и тут же провести с ним ночь.
Прозвучавшая в картине песня о солнечном зайчике — метафоре ускользающего счастья — ушла в народ. Её часто пели у костров, в детских и молодёжных лагерях.
7. Доживём до понедельника
- СССР, 1968 год.
- Драма.
- Длительность: 106 минут.
- IMDb: 8,0.
Илья Семёнович Мельников преподаёт историю в обычной средней школе. Будучи интеллигентным и неравнодушным человеком, он сильно переживает о том, как несовершенна советская система образования. Кроме того, герой устал работать в обстановке беспринципности и лицемерия, сложившейся среди преподавательского состава. Ситуацию усложняет и влюблённая в Мельникова молоденькая учительница Наталья Сергеевна.
«Доживём до понедельника» режиссёра Станислава Ростоцкого по праву считается одним из лучших фильмов оттепели и советского кинематографа в целом. Образ переживающего внутренний конфликт учителя, сыгранный Вячеславом Тихоновым, восхитил работников образования, критиков и простых зрителей. После первого показа зал аплодировал стоя и режиссёру, и актёрам.
Народный любимец Тихонов, за плечами которого к тому моменту была роль князя Андрея в эпопее Бондарчука «Война и мир», сначала не хотел сниматься в кино про школу. Но потом актёр всё же уступил настойчивой просьбе режиссёра, своего большого друга. Этим выбором остался недоволен сценарист Георгий Полонский: он видел в роли Мельникова более пожилого и не такого привлекательного артиста. И тогда на помощь пришли гримёры, которые помогли состарить молодого исполнителя.
8. Зеркало
- СССР, 1974 год.
- Автобиографическая драма.
- Длительность: 102 минуты.
- IMDb: 8,1.
Действие этой очень интимной и автобиографической картины происходит в разных временных пластах: до, во время и после войны. Воспоминания и сновидения лирического героя чередуются с чтением стихов Арсения Тарковского, отца режиссёра.
Андрей Тарковский не раз говорил, что все его работы так или иначе построены на личных переживаниях. В основу «Зеркала» мастер заложил собственную драму детства — уход из семьи отца. В фильм вошло ещё множество подлинных деталей из биографии великого постановщика. Например, эпизод с пожаром: когда режиссёру было всего пять лет, он увидел, как загорелся соседский дом.
Истинные знатоки кино наверняка помнят живописное гречишное поле, ставшее визитной карточкой картины. Тарковскому было принципиально важно, чтобы на поле росла именно гречиха, как когда-то в детстве. Но долгие годы оно засевалось только клевером и овсом. Режиссёр арендовал это поле, и съёмочная группа на свой страх и риск засеяла его гречихой.
9. Иди и смотри
- СССР, 1985 год.
- Военная драма.
- Длительность: 145 минут.
- IMDb: 8,3.
В центре повествования — два дня из жизни обычного белорусского подростка Флёры, который, несмотря на протесты матери, уходит в партизанский отряд. Команда отправляется на опасное задание, оставив в лагере Флёру и девушку Глашу. Спустя некоторое время место обстреливают. Пережив бомбёжку, чудом уцелевшие подростки возвращаются в родную деревню Флёры, но обнаруживают, что все дома в ней опустели.
Последнюю работу Элема Климова критики практически единогласно называют одной из самых опустошающих, пронзительных и честных кинокартин о войне. «Иди и смотри» существенно повлиял на жанр военной драмы. Это можно обнаружить даже в таких известных лентах, как «Список Шиндлера» и «Спасти рядового Райана».
Режиссёр хотел добиться предельной искренности, поэтому настаивал, чтобы главного героя сыграл не профессиональный актёр, а простой мальчишка. Из-за этого фильм снимался в хронологическом порядке, даже несмотря на то, что такой подход делает процесс кинопроизводства крайне затянутым и дорогим. Но благодаря этому приёму дебютанту Алексею Кравченко и другим неопытным исполнителям было проще играть.
10. Курьер
- СССР, 1986 год.
- Комедийная драма.
- Длительность: 88 минут.
- IMDb: 8,0.
Молодой Иван приходит работать курьером в журнал. Перед этим герой провалил экзамены в институт, куда, в общем-то, и не очень стремился. Однажды, выполняя очередное поручение, Иван знакомится с профессором Кузнецовым и его дочерью Катей. Между молодыми людьми завязывается симпатия, но Кузнецова — представителя уходящего поколения — безалаберный и дерзкий Ваня ужасно раздражает.
Центральная идея фильма — конфликт старшего и младшего поколений: первые прожили свою жизнь впустую, а вторые в условиях перестройки оказываются людьми без будущего.
Возможность экранизировать собственную повесть появилась у Карена Шахназарова не сразу. Во времена строгой цензуры режиссёру запрещали даже думать о постановке такой неоднозначной картины. Поэтому работа над фильмом началась только с приходом к власти Горбачёва.
Исполнителя главной мужской роли искали очень долго. Из сотни претендентов Шахназаров в итоге выбрал непрофессионального актёра Фёдора Дунаевского. Причём у юноши оказалось много общего с его экранным образом: Дунаевский частенько ссорился с режиссёром и спорил со всеми на съёмочной площадке.
Конечно, невозможно уместить в один список все талантливые картины, созданные в СССР. Вы можете дополнить его в комментариях и посоветовать читателям свои любимые киноленты.
Лучшие предложения
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Находки AliExpress: 20 полезных товаров дешевле 1 000 рублей
Новый год как в детстве: 6 праздничных традиций, которые поможет соблюсти техника Gorenje
Отборные скидки до 64% от AliExpress, Redmond и других магазинов
15 стильных пуховиков стоимостью от 3 000 до 15 000 рублей
10 наборов для вышивания, с которыми захочется заняться рукоделием
12 комфортных дутиков для зимних прогулок
Дети нашего времени. Какие они на самом деле
Обзор TECNO Spark 30 Pro — доступного смартфона, который не выбеливает селфи
Обзор TECNO Phantom V Fold 2 — самого доступного «фолда»
Обзор TECNO Camon 30S — недорогого смартфона с достойной камерой