Краткий гид по soft skills: что такое гибкие навыки и почему их стоит развивать всем
Что такое soft skills и как они могут помочь в работе
Все профессиональные навыки делят на две большие группы:
- Жёсткие, или базовые, — hard skills. К ним относят умения, благодаря которым специалист решает свои задачи. Например, вёрстка в Tilda для веб‑дизайнеров или использование фреймворка Spring для разработчиков Java.
- Мягкие, или гибкие, — soft skills. Это критическое мышление, эмоциональный интеллект, креативность и другие навыки, которые помогают комфортно работать в команде и находить подход к клиентам.
Основная особенность soft skills в том, что их практически невозможно представить в цифрах. Ведь единого KPI для дружелюбия или творческих наклонностей просто нет. Однако построить карьеру только на базовых навыках вряд ли получится, даже если вы гениальный специалист.
Допустим, на условном заводе есть два инженера и одно вакантное место руководителя. Первый кандидат нелюдим, болезненно воспринимает критику и не любит что‑то менять в рутине. При этом свою работу всегда делает быстро и без ошибок. Второй иногда допускает неточности и может просрочить дедлайн, зато хорошо ладит с коллегами, генерирует нестандартные идеи и готов учиться новому. Должность, скорее всего, предложат именно ему. И дело не только в том, что такой руководитель более приятен в общении. Развитые soft skills напрямую влияют на качество работы. В 2017 году Google решила проверить, какие команды в компании наиболее продуктивные. Лучшие результаты показали как раз группы с сильными гибкими навыками — способностью к грамотной коммуникации, эмпатии и лидерству.
Гибкие навыки — это то, чему люди учатся на протяжении всей жизни, поэтому наработанные soft skills есть у любого человека. Чтобы понять, в какой IT‑сфере их можно применить, пройдите тест по профориентации от методистов Яндекс Практикума и МГУ. Тест бесплатный и занимает полчаса. В результате вы получите подробный анализ: как и с чем больше нравится работать, какие области и вид деятельности могут подойти. А также рекомендации профессий и возможность сразу же пройти пробный урок на соответствующем курсе Практикума.
Каким именно навыкам стоит уделять внимание
Список исчисляется десятками, поэтому некоторые исследователи отказываются от попытки назвать и описать их все. Вместо этого предлагают разбить гибкие навыки на тематические группы. Так, американский бизнес‑автор Сет Годин выделяет пять блоков.
- Самоконтроль. Это умение владеть собой и достигать целей в самых неожиданных рабочих ситуациях. Сюда входят адаптивность, амбициозность, готовность к риску и другие.
- Производительность. Или способность эффективно применять свои базовые навыки в деле. К примеру, сюда относится трудолюбие, умение ставить цели и принимать решения, тайм‑менеджмент.
- Мудрость. Это качества, которые помогают справляться со сложными социальными задачами в работе. Допустим, умение вести переговоры даже со сложными партнёрами, навык наставничества, эмпатия к коллегам.
- Восприятие. Способность замечать неочевидные детали в работе и отношениях между людьми: насмотренность, стратегическое мышление, умение здраво оценивать ситуации.
- Влияние. Это те качества, которые важны для управления командой. Умение давать обратную связь, навыки самопрезентации, харизма, лидерство.
Работа в конкретной компании, роли и коллективе может потребовать разный набор гибких навыков. К примеру, одному руководителю будут критически важны лидерские качества, а другому — креативное мышление и мотивация. Как правило, рекрутеров интересуют универсальные личные характеристики соискателей:
- коммуникабельность;
- умение работать в команде;
- эмпатия;
- критическое мышление;
- креативность;
- насмотренность;
- эмоциональный интеллект;
- быстрая обучаемость;
- самоорганизация и тайм‑менеджмент.
Как прокачивать soft skills
Гибкие навыки не так легко оценить, как технические, ведь дипломов по адаптивности и критическому мышлению не выдают. Эти модели поведения необходимо наблюдать в процессе работы. Поэтому за первоначальным фидбэком можно обратиться к руководителю и попросить перечислить soft‑навыки, которые, на его взгляд, вам нужно развивать. Или пройти один из специальных тестов, например опросник Петерсона и Селигмана. А дальше — использовать методы, которые рекомендуют для освоения конкретных умений.
Навык работать в команде
Успех коллективных проектов строится на способности слышать друг друга и давать адекватную обратную связь. Чтобы развить навык активного слушания, попробуйте чаще задавать открытые вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет». Например, если коллега делится переживаниями, можно спросить: «Что ты испытываешь при этом?», «Что ты имеешь в виду, когда так говоришь?», «Почему тебя это расстраивает?»
Принципы обратной связи такие: она должна быть по делу и не задевать личность человека. Универсальная модель фидбэка строится по методу бутерброда:
- выделите плюсы. Это поможет задать дружелюбный и поддерживающий тон беседе. Например, «Ты сделал отличный макет и очень тонко уловил пожелание заказчика по цвету»;
- перейдите к проблемной сути в середине сообщения. Важно объяснить, почему вы думаете иначе. Допустим, «Твою идею можно улучшить, если выбрать более закруглённый шрифт. Это подчеркнёт мягкость палитры»;
- закончите на позитивной ноте. Тогда сотрудник уйдёт не в подавленном настроении, а с ощущением, что у него есть возможности для профессионального роста.
Самоорганизация
Или, по‑другому, рабочая дисциплина. Для начала стоит проанализировать, сколько времени уходит на конкретные делаи какие из них вызывают трудности. В этом поможет метод визуализации. Например, можно в течение недели вносить в таблицу часы, которые вы тратите на задачи. Записывайте всё, даже перерывы на соцсети и кофе.
После такого аудита можно переходить к более эффективной организации рабочего дня. Старайтесь планировать его с вечера. Когда утром несколько часов уходит на то, чтобы окончательно проснуться и собраться, время тратится на малопродуктивные вещи. Самые сложные задачи делайте в первую очередь, чередуйте их с более приятными. Через какое‑то время такой подход войдёт в привычку, и вы будете меньше прокрастинировать.
Обучаемость
Здесь поможет мотивация и системность. Подумайте или напишите, чего именно вы хотите добиться в карьере: более высокого заработка, должности руководителя или развития в совершенно новой сфере. Исходя из этого определите, какие базовые навыки у вас уже есть, а какие нужно подтянуть. После этого можно переходить к поиску нужных учебных материалов или курсов.
Важно регулярно применять полученные знания на практике. Например, если прокачиваете разговорный английский, старайтесь читать больше литературы в оригинале и смотреть фильмы без субтитров.
Критическое мышление
Возможно, это самый сложный гибкий навык, так как у нашего мозга много особенностей, которые мешают принимать правильные решения. Но без этого навыка не обойтись почти на любой работе. С развитым критическим мышлением обходить ловушки мозга проще. Оно складывается из навыков, которые помогают анализировать информацию, принимать продуманные решения и защищать свою точку зрения.
Для развития критического мышления разработаны разные методы. Среди них:
- Система 48 вопросов. Их придумала команда образовательной онлайн‑платформы Wabisabi Learning, чтобы помочь студентам устранить когнитивные искажения и эмоции при анализе фактов. Для удобства вопросы разбиты на шесть блоков, каждый начинается со своего местоимения: кто, что, где, когда, почему, как. К примеру, «Кто будет играть ключевую роль в этом?», «Что мешает осуществить идею?», «Где получить больше информации?», «Когда будет лучшее время, чтобы это реализовать?», «Почему это важно?», «Как это может принести пользу?» Система поможет всесторонне оценить информацию или проанализировать неприятную ситуацию на работе.
- Техника SCAMPER. Это тоже серия вопросов, призванных помочь в процессе мозгового штурма. Название метода — аббревиатура от слов Substitute (заменить), Combine (комбинировать), Adapt (адаптировать), Modify/Magnify (модифицировать/увеличить), Рut to other uses (предложить другое применение), Eliminate (устранить или свести действия до минимума), Rearrange/Reverse (поменять на противоположное, изменить порядок). Каждое слово — конкретный этап. Проходя их последовательно, вы сможете составить решение нужной проблемы.
Для развития soft skills важна постоянная практика. А ещё — атмосфера, которая этому благоприятствует. В компаниях с авторитарным стилем управления сложно найти пространство для проявления инициативности, креативности и способностей к конструктивному диалогу. Если вы чувствуете, что трудитесь именно в такой, возможно, стоит задуматься о смене работодателя.
Базовые и мягкие навыки стоит развивать параллельно. Например, в Практикуме можно освоить программирование, анализ данных, дизайн, маркетинг или менеджмент. Кроме того, получится прокачать гибкие навыки, которые пригодятся в любой профессии, например узнать о фишках Excel, отточить навыки составления резюме, аргументации или подтянуть критическое мышление. Большинство курсов из списка — бесплатные, а у больших платных есть бесплатная вводная часть, которую можно пройти и только потом решить, готовы ли вы купить курс целиком.