«Смерть на Ниле» — красивый, но затянутый детектив по Агате Кристи, который можно и пропустить
10 февраля в российский прокат выходит новый фильм Кеннета Браны с ним же в главной роли. Это уже вторая работа режиссёра по мотивам романов Агаты Кристи о приключениях бельгийского сыщика Эркюля Пуаро.
Как и «Убийство в Восточном экспрессе», вышедшее в 2017 году, «Смерть на Ниле» — один из самых известных сюжетов в истории детективного жанра. Оба романа неоднократно экранизировали, и многие зрители, вероятно, уже заранее знают, чем всё кончится.
«Смерть на Ниле» очень долго добиралась до кинотеатров. Сначала релиз перенесли из‑за пандемии, а потом из‑за неприятного скандала, который фактически уничтожил карьеру ключевого актёра фильма — Арми Хаммера.
Компания Disney встала перед дилеммой: переснять все сцены с участием Хаммера или выпустить картину попозже, когда обсуждения немного утихнут. В итоге боссы студии выбрали второй вариант. За это время Кеннет Брана успел поставить свой самый личный и, по мнению многих критиков, лучший фильм — автобиографическую драму «Белфаст», которая теперь претендует на «Оскар».
Изменения в сюжете и сентиментальный Пуаро
События переносят зрителей в 1930‑е годы. Сыщик Эркюль Пуаро отправляется в долгожданный отпуск в Египет. К нему обращается за помощью богатая и невероятно красивая светская львица Линнет Риджуэй. Она просит детектива избавить их с мужем Саймоном от преследования своей бывшей подруги Жаклин де Бельфор. Девушка была невестой Саймона, но тот бросил её ради Линнет.
Чтобы скрыться от Джеки, молодожёны садятся на роскошный теплоход «Карнак», совершающий семидневное путешествие по Нилу. Там компанию им, кроме Пуаро, составляют многочисленная родня и друзья. Но сталкерша тоже каким‑то образом оказалась в числе пассажиров. Очень скоро на борту происходит убийство, а прославленному детективу предстоит докопаться, кто его совершил.
Учитывая, сколько раз историю адаптировали для экрана и сцены, ясно, почему сценарист Майкл Грин ввёл в повествование дополнительных персонажей и вообще придумал много нововведений. Например, в оригинале друг Пуаро, месье Бук, не участвовал в событиях, а его матери Юфимии и вовсе не было в книгах. Кроме этого, Грин основательно переработал и некоторых других героев Кристи.
Ещё одна новинка — персонаж Пуаро сильно изменился по сравнению с книгами и предыдущими экранизациями. Из детектива, не знающего промахов, он стал трагической и рефлексирующей фигурой. Но не лишился фирменной самоиронии и игривого обаяния.
Чтобы добавить знакомому образу ещё больше глубины, авторы даже решили с помощью флешбэков рассказать, почему сыщик носит усы. Кстати, забавный факт: по сравнению с «Убийством в Восточном экспрессе» они почему‑то стали менее впечатляющими (просто гляньте, как грандиозно они смотрелись в предыдущей картине и какими теперь кажутся скромными и аккуратными).
Менее звёздный, чем в прошлый раз, актёрский состав
Как и в прошлый раз, Брана собрал вокруг себя впечатляющий каст. Хотя, справедливости ради, в «Убийстве» снялись действительно звёзды первой величины: Пенелопа Крус, Уиллем Дефо, Джуди Денч, Оливия Колман, Джонни Депп, Мишель Пфайффер.
Актёрский состав «Смерти на Ниле» несколько скромнее. Кроме опального Арми Хаммера, массовый зритель точно узнает красавицу Галь Гадот, известную по роли Чудо‑женщины. Ещё одна удача Браны — восходящая звезда «Полового воспитания» Эмма Маккей. Она же недавно блистала в изящной мелодраме «Эйфель».
Среди второстепенных героев выделяется Летишиа Райт — Шури из «Чёрной Пантеры». И по странному совпадению, её репутация тоже оказалась подмочена, хотя и не так серьёзно, как в случае с Хаммером. Но из‑за критики вакцины от COVID‑19 в соцсетях долго призывали уволить актрису. Впрочем, продолжать сниматься ей это не помешало.
В любом случае все актёры, даже менее известные, чем Галь Гадот, играют прекрасно. И тут невольно вспоминаешь театральный опыт Браны: всё же он отлично умеет работать с эмоциями и расставляет актёров в кадре словно на сцене в лучах софитов.
Невероятно затянутый первый акт и бросающиеся в глаза CGI
Но при всех достоинствах проблем у картины всё же хватает. Первая и самая главная — это ничем не обоснованная затянутость. Чтобы показать первое убийство, Бране требуется около 70 минут (притом что фильм идёт чуть больше 2 часов).
Тут режиссёра можно оправдать тем, что за это время нас обстоятельно знакомят с каждым из многочисленных персонажей. Но всё же не оставляет ощущение, что Брана слишком отвлекается то на атмосферу гламурных 30‑х, то на флешбэки Пуаро. Из‑за этого ближе к середине начинаешь если не клевать носом, то уж точно немного скучать. И только с первым убийством, когда утомительная завязка заканчивается и начинается, собственно, детектив, действие оживляется и интерес возвращается.
Сам по себе фильм очень красив: роскошные египетские виды и красиво снятые исторические достопримечательности напоминают о классических пеплумах, наряды героев в стиле 30‑х годов очаровательны, а украшения Tiffany в прямом смысле ослепляют блеском.
Но при этом авторы отказались от идеи снимать реальную фактуру в Египте (вероятно, на решение вновь повлияли ограничения из‑за пандемии). И все грандиозные памятники и бескрайние водные просторы, появляющиеся в кадре, — это декорации и графика.
Причём хромакей в большинстве кадров правда заметен. Обратите внимание на сцену, в которой аллигатор охотится на птиц: в ней CGI бросается в глаза особенно сильно. И это не единственный такой момент.
«Смерть на Ниле» получилась неоднозначной. С одной стороны, это эстетичное кино с талантливыми актёрами, в каких бы скандалах последние ни были замешаны. С другой — в первой половине фильм ужасно скучный, а развязка вряд ли удивит зрителей.
Сходить в кино на новую работу Браны можно, но вы ничего не потеряете, если дождётесь её выхода в онлайне. Пока же лучше оценить другой фильм режиссёра — «Белфаст», которому пророчат успех на грядущем «Оскаре».
Станьте первым, кто оставит комментарий