«Сколько заплатили?😂»: письмо главного редактора Лайфхакера
Цитата в заголовке — это комментарий под одной из наших партнёрских статей. В 2019 году, когда на медиаконференциях только и разговоров, что о новых способах создавать коммерческие проекты, а от фразы «нативная реклама» где‑то вдалеке икает Родион Скрябин, массовый читатель по‑прежнему сокрушается, увидев партнёрский материал, — даже очень классно сделанный.
Как же так, редакция всегда делилась с вами чем‑то полезным и интересным, и тут настоящий нож в спину — текст с указанием бренда, за который кто‑то заплатил?
Если вам также хочется написать что‑то похожее, это колонка для вас. Если вы работаете в медиа и устали от подобных комментариев — тоже: киньте ссылку на это письмо, когда вас в следующий раз упрекнут в продажности.
Мне всегда казалось, что обычно возмущает реклама, которую не ждали (без указания на партнёрский материал), некачественная реклама или реклама сомнительного продукта. Но когда вас возмущает сам факт её существования, мне физически больно.
Раскрою секрет: за ваши любимые статьи всегда кто‑то платит — либо издатель медиа, либо рекламодатель. Если издание платит само, то эти деньги где‑то надо добывать. Здесь есть несколько путей. Первый — найти постоянного спонсора, которому захочется финансировать ваш проект. Второй — попросить читателей помочь, как это делают «Такие дела» или «Медиазона». И третий — зарабатывать рекламой. Это путь Лайфхакера: мы уважаем разные модели существования, но не хотим зависеть от интересов инвестора или просить что‑то у читателей. Единственное, что мы просим, — читать нас, но ведь за этим вы сюда и пришли.
Нативная реклама довольно сложный путь: мы всегда думаем, как сделать её полезной и для читателя, и для заказчика, потому что на кону не только зарплаты членов редакции, но и наша репутация. Мы тщательно отбираем рекламодателей — например, не сотрудничаем с производителями гомеопатии. Долго думаем над форматом текста, чтобы он вышел дельным. И разумеется, всегда помечаем партнёрский материал внутри и снаружи, чтобы читатель сам решил, интересует его текст или нет.
Когда читатель стыдит редакцию за наличие рекламы, то это вызывает недоумение. Мы не краснеем за наши проекты и говорить о стыде тут в принципе неуместно: это, скорее, наш повод для гордости.
Скажу больше: реклама побуждает нас становиться лучше. Над ней работает отдельная редакция, и вместе с партнёрами она часто придумывает идеи, которые потом появляются и в редакционных материалах. Так мы начали делать гайды — большие красочные проекты с подробным разбором темы. Вот крутой материал для «Инвитро» о том, как выбирать лекарства, а вот уже редакционный текст про работу с картами мыслей.
Но главное: нативная реклама — это то, благодаря чему вы каждый день видите статьи, которые делают вашу жизнь лучше. Когда на сайте появляется текст с пометкой «Партнёрский материал», это не значит, что редакция скатилась и продалась. Это значит, что помимо коммерческого проекта у нас появилось больше ресурсов для того, чтобы сделать что‑то ещё — то, что вам особенно интересно.
Когда в следующий раз увидите партнёрский материал, подумайте, стоит ли писать «Сколько заплатили?». Если вы любите Лайфхакер, полюбите и нашу рекламу — иначе никак.
Обнимаю.