Можно ли «вылечить» сказкой: как работает сказкотерапия для детей и взрослых
Что такое сказкотерапия и откуда она взялась
Термин «сказкотерапия» — довольно широкий. Он объединяет применение сказок в психологической, педагогической и дидактической работе со взрослыми и детьми. С точки зрения психологии сказкотерапия считается разновидностью арт‑терапии — комплекса методик, которые помогают человеку понять себя и прийти к решению своих проблем через творчество.
Важно понимать, что сказкотерапия не самостоятельный подход или отдельная школа. Это, скорее, инструмент, который психолог или педагог задействует в работе со взрослым или ребёнком, если видит в этом необходимость. Также элементы такой методики вполне можно использовать и самостоятельно — для себя лично или своих детей.
Некоторые коллеги выбирают сказкотерапию как основной подход к работе и практически не используют остальные методы. Но если мы говорим про диагностику — на мой взгляд, лучше применять комплекс методов, чтобы учесть все нюансы, которые нам необходимо знать для дальнейшей корректировки запроса клиента.
Сказкотерапию никто специально не придумывал, она, можно сказать, зародилась сама из врождённой и очень древней любви человека к сочинению, рассказыванию и чтению историй. Считается, что фундамент для использования сказок в психологии заложили Карл Юнг, Владимир Пропп, Джозеф Кэмпбелл и другие авторы, которые с разных сторон исследовали мифы, легенды, сказки и архетипы в них.
Позже появились специальные работы и руководства о сказкотерапии для психологов и педагогов, а также различные материалы для самостоятельного использования метода, например сборники детских терапевтических сказок и карточки для сочинения историй.
Кому может помочь сказкотерапия
В основном о ней говорят как о детском методе. Ребёнок воспринимает сказки достаточно серьёзно, у него нет к ним недоверия и предвзятого отношения, они легко встраиваются в его картину мира и становятся инструментом познания себя и окружающих.
С помощью сказок можно диагностировать, корректировать, направлять и развивать ребёнка. Главное — это знать методику и её чёткие шаги, которыми может поделиться психолог, работающий с вами или вашим чадом.
Я люблю сказкотерапию за то, что в отличие от многих других этим методом невозможно навредить. Когда мы говорим о метафоре для подростков или сказке для детей дошкольного и младшего школьного возраста, то нужно знать, что даже родители могут повлиять на ребёнка приёмами сказкотерапии и при этом никак не повлиять на его психику в худшую сторону.
По словам Дарьи Дугенцовой, если обратиться к компетентному специалисту, сказка поможет справиться практически с любыми трудностями. К основным детским проблемам, которые решают методами сказкотерапии, относятся:
- агрессия;
- низкая самооценка;
- страхи;
- ложь;
- возрастные кризисы;
- неврозы.
Для взрослых сказки, как ни странно, тоже не бесполезны, хотя психотерапевты используют их существенно реже, чем при работе с детьми. Тем не менее сказкотерапия и её элементы иногда применяются в групповой и индивидуальной терапии взрослых. Целей может быть несколько:
- помочь человеку понять самого себя, собственные желания и потребности;
- под новым углом рассмотреть себя и ситуацию, увидеть грани, которые раньше оставались вне поле зрения;
- проработать через историю и метафоры проблемы в отношениях и внутренние конфликты;
- расслабиться и выплеснуть накопившиеся эмоции.
Сказки и метафоры подходят как детям, так и взрослым. Дети лучше всего воспринимают терапевтические истории, которые специально под запрос родителей придумывает сказкотерапевт. Также эффективными являются и народные сказки.
При работе с подростками всё зависит от запроса клиента, но чаще всего психолог сочиняет метафору и работает при её помощи с подсознанием.
Взрослому клиенту психолог может предложить сочинить собственную сказку по определённому алгоритму. Это отличный способ познать себя и проработать глубинные проблемы за кратчайшие сроки — приблизительно за 21 день.
Какие сказки считаются терапевтическими
Практически любые. Выбор зависит от психолога и от запросов клиента — взрослого или ребёнка. Специалисты, которые занимаются сказкотерапией, делят сказки на несколько основных категорий:
- Народные сказки и их различные интерпретации.
- Классические художественные сказки известных писателей.
- Авторские сказки. Причём автором может быть кто угодно, от психолога или современного писателя до анонима из интернета, главное — история должна содержать сюжетные повороты и идеи, которые помогут клиенту.
- Дидактические сказки — истории, в которые «упаковано» какое‑то учебное задание.
- Персональные сказки — специально созданные психологом для клиента с учётом его запроса.
- Психокоррекционные сказки. Они позволяют мягко скорректировать поведение ребёнка через историю и понятные образы.
- Клиентские сказки — истории, которые взрослый или ребёнок сочиняет сам с помощью психолога.
Жанры и формы в сказкотерапии тоже используют практически любые: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, анекдоты, детективы, любовные романы, фэнтези. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам формат.
Каждый специалист подбирает свой комплект сказок и конкретных методических материалов. Универсального списка в общем доступе вы не найдёте. Но я советую каждому родителю перечитать знакомые сказки. В детстве информация воспринимается в одном векторе, а сейчас, взяв ту же самую книгу, вы увидите совсем другой смысл и мораль.
Например, к лечебным сказкам относятся:
- «Морозко», «Крошечка‑Хаврошечка», «Снегурочка», «Аленький цветочек», «Золушка» — при решении проблем, связанных с разводом родителей, семейными ссорами, скандалами.
- «Спящая красавица», «Госпожа Метелица», «Царевна‑лягушка», «Серая шейка» — при работе с возрастными кризисами, истериками.
- «Красная Шапочка», «Гуси‑лебеди», «Волк и семеро козлят», «Баба‑яга» — для преодоления различных видов страха.
Также каждому своему клиенту я советую книгу «Маленький принц». Она раскрывает невероятное количество проблем и заменяет сразу несколько сказок.
В целом у психологов есть достаточно большой простор при выборе терапевтических сказок для взрослых. Они по понятным причинам способны понять более сложные образы, аналогии и метафоры. А ребёнку нужна прямолинейная история. Сказки, которые используют в работе с детьми, по‑хорошему, должны соответствовать таким критериям:
- Главный герой — близкий ребёнку по полу, возрасту, характеру.
- Жизнь героя описана так, что ребёнок способен найти сходство со своей жизнью.
- Герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную, создавшуюся в жизни ребёнка, и испытывает схожие переживания.
- Герой ищет выход из положения и проходит через серию испытаний и трудностей, которые подталкивает его к изменениям. Например, он может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как действуют они.
- В конце герой делает выводы, меняет поведение или находит решение своей проблемы.
Есть мнение, что сказка не должна давать правильного готового ответа, а скорее побуждать ребёнка самостоятельно строить и прослеживать причинно‑следственные связи.
Также сказка ни в коем случае не должна стыдить или запугивать того, для кого написана. Иначе ребёнок испугается, и одна проблема «уйдёт в тень», а другая появится.
Как проходит сказкотерапия
Существует несколько основных вариантов, как психологи задействуют этот метод. Причём все они применимы и для детей, и для взрослых — меняются только сказки, глубина проблемы и уровень её проработки, а также, разумеется, манера общения психотерапевта.
1. Специалист рассказывает сказку
Предварительно он беседует с клиентом и подбирает либо сам пишет историю, которая может помочь в проработке проблемы и перекликается с реальной ситуацией напрямую или метафорически.
Во время встречи психолог читает или рассказывает сказку — эмоционально и выразительно, стараясь не допускать слишком долгих пауз и механического чтения.
После он может обсудить историю с клиентом, помочь провести параллели с его ситуацией и сформулировать возникшие мысли.
2. Клиент рисует или инсценирует сказку
После того, как историю прочитали, специалист может попросить клиента выразить свои мысли и впечатления в рисунках. Это помогает выплеснуть эмоции, перестроиться, через творчество открыть для себя что‑то новое.
В работе с детьми психологи также используют кукол. Вместе с ребёнком специалист проигрывает историю, помогает ему встать на место героя, вжиться в его образ, посмотреть на ситуацию его глазами. Причём для этого подходят не только готовые куклы, но и сделанные самостоятельно. Процесс изготовления куклы, которую человек отождествляет с собой и своим героем, сам по себе терапевтичен. Это один из компонентов другой психологической методики — куклотерапии.
3. Клиент сочиняет историю вместе с психологом
Этот приём открывает большое пространство для экспериментов. Сказку можно написать дома заранее, а можно выдумывать и рассказывать прямо на встрече с психологом.
В зависимости от возраста и потребностей клиента специалист может задействовать для сочинения истории специальные наборы карточек, метафорические карты, кукол. Также он может направлять клиента в процессе создания истории или просто дать ему несколько вводных: героя и завязку.
Самостоятельное сочинение сказки — это нетривиальный способ глубоко проанализировать ситуацию и себя самого, найти выход из сложившегося положения.
Какие есть сомнения по поводу сказкотерапии
Это не медицинский метод, так что у него нет чёткого списка показаний и противопоказаний, а исследования эффективности сказкотерапии провести довольно трудно, особенно масштабные. Эту технику психологи используют на своё усмотрение, ориентируясь на состояние клиента и его запрос.
Учебников, инструкций и рекомендаций по сказкотерапии в открытом доступе практически нет. Приёмам сказкотерапии специалистов учат на курсах, в вузах, во время повышения квалификации. То же касается и самих сказок. Сборников специальных терапевтических историй относительно немного, и конкретного списка сказок, которые однозначно годятся для терапии, нигде не найти. Поэтому метод может показаться достаточно закрытым, окутанным тайнами и домыслами.
Также очень важно понимать, что сказки не решат всех проблем. Есть состояния, из которых нужно выходить с помощью других инструментов психотерапии или даже медикаментов. И определить это может только специалист.
Можно ли использовать сказкотерапию самостоятельно
Психологи говорят, что даже нужно — и создают для этого пособия. Однако самостоятельная работа, скорее всего, не заменит консультацию специалиста, и может оказаться, что вам нужны совсем не сказки, а другие методы. Так что если вы замечаете у себя или ребёнка симптомы депрессии или суицидальные мысли, если в поведении ребёнка есть выраженная агрессия и вас сильно беспокоит его состояние, лучше не экспериментировать и обратиться к психотерапевту.
Если настолько серьёзных проблем у вас нет, сказкотерапия вам не навредит. Вот что можно попробовать.
Читайте книги
Да, это уже своего рода терапия. Читатель отождествляет себя с героем, замечает в его истории параллели со своей жизнью, вместе с ним проживает разные ситуации и смотрит на них под необычным углом. И благодаря всему этому может лучше понять себя и найти решение проблемы.
Если вас беспокоит что‑то конкретное, попробуйте поискать истории, в которых герой похож на вас и сталкивается с аналогичными трудностями.
Поищите терапевтические сказки
Существуют сборники таких сказок и для детей, и для взрослых. Часто они классифицированы по ситуациям, которые возможно решить с их помощью, или просто предлагают исследовать разные грани своей личности.
Взрослым могут быть интересны не только сами сказки, но и их психологический анализ. Исследуя истории, человек способен продвинуться в понимании себя и окружающих. Такие аналитические работы есть у разных авторов, одни из самых известных — «Бегущая с волками: Женский архетип в мифах и сказаниях» Клариссы Пинколы Эстес и «Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбелла.
Сочиняйте истории
Самостоятельно или вдвоём с ребёнком. Важно понимать, что в этом случае к сочинению сказок стоит относиться скорее как к творчеству, а не терапии. Если у родителя нет психологического образования, создание терапевтической сказки лучше доверить специалисту.
Терапевтическую сказку может придумать каждый родитель, но для этого стоит либо пройти обучение, либо обратиться к специалисту с таким запросом. Так как подход к проблеме зависит от того, что в итоге хочет получить взрослый от своего ребёнка.
В качестве вдохновения и подспорья для выдумывания сказок подойдут не только специальные наборы для сказкотерапии, но также метафорические ассоциативные карты, книги‑инструкции и игры, в которых нужно сочинять истории, например Story Cubes, «В некотором царстве», «Коробка сказок», «Однажды в сказке».
Как правило, принцип у таких наборов более‑менее одинаковый. Вы получаете вводные — герой, локация, завязка, некий образ или картинка — и вам нужно придумать историю, отталкиваясь от них. Если вы придумываете историю вместе с ребёнком, возможно, ему понадобятся ваша помощь и подсказки. При желании получившуюся сказку можно записать и перечитать позже.
Станьте первым, кто оставит комментарий