Как пережить скачки роста у детей
Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
Что такое скачки роста у детей
Скачок роста — это период ускоренного развития мозга младенца. Дети растут как будто рывками: вчера он смотрел в потолок, а сегодня улыбается и гулит. Но эти рывки тяжело даются незрелой нервной системе, поэтому сопровождаются бурными эмоциями. Благодаря этому их несложно заметить со стороны. Так исследователи вывели усреднённые периоды, когда мозг младенца внезапно открывает для себя новое в устройстве мира.
Изначально скачки роста обнаружили антропологи, когда наблюдали за шимпанзе. Оказалось, что периодически детёныши буквально повисают на материнской груди, как будто происходит какой-то откат, или регресс. Через какое-то время всё возвращается на круги своя. А через несколько недель повторяется снова.
Исследователи решили, что, возможно, это характерно и для других приматов. Похожие периоды обнаружили у горилл и орангутанов. И, конечно, стали исследовать человека. Выяснилось, что дети тоже становятся капризными и прилипчивыми в одно и то же время, после чего следует скачок в развитии.
Критики этой теории говорят, что нельзя так унифицировать всех младенцев. Все дети разные, и точно вычислить период роста невозможно. Но даже если это так, то в теории нет ничего плохого.
Быть родителем очень трудно. Причём одна из самых тяжёлых вещей — это хаос вокруг.
Вы больше не в состоянии ничего планировать, потому что в любую минуту может произойти что-то неожиданное. Например, вчера младенец проспал всю ночь, а сегодня вы в три часа утра держите на руках безутешного кабачка в пелёнке, который уже синий от крика, но даже не представляете, что его расстроило. Или вы уже два месяца оставляете ребёнка на бабушку, чтобы уйти на работу, но последнюю неделю он буквально висит на ноге и не даёт выйти из квартиры, хотя вокруг ничего не изменилось.
Знание о скачках роста даёт нам иллюзию того, что мы в курсе, что делаем.
Каковы симптомы скачка роста
Скачок состоит из двух этапов. Первые несколько дней или недель ребёнок кричит, капризничает, хочет постоянно сидеть на руках и отказывается идти на контакт. Может ухудшаться сон и меняться аппетит. Это реакция нервной системы на новую информацию, к которой он был не готов.
А потом наступает светлый промежуток: новые знания усвоены, настало время штудировать следующий навык.
Когда происходят скачки роста
Кажется, что один скачок перетекает в другой и светлых пятен нет, но всё не так страшно.
Первый скачок — 4–6-я неделя
Самый первый скачок развития связан с резким становлением органов чувств. Кажется, что ребёнок до этого был как бы сфокусирован внутри себя — и вдруг внезапно развернулся к миру. Родители могут заметить, что новорождённый начинает больше интересоваться окружением. Оказывается, кроме мамы вокруг есть ещё много всего. Обилие информации пугает, поэтому он нервничает. А единственный доступный ему способ выражать эмоции — это крик.
Второй скачок — 8–10-я неделя
Изучение мира продолжается. Ребёнок отмечает про себя какие-то закономерности. Поэтому ему интересно, когда родные носят его по дому и раз за разом знакомят с окружающими предметами. Также он замечает свои руки или уже даже ноги и пробует делать какие-то направленные движения, но пока очень неловко. Он учится управлять мышцами лица и так общаться, пробует издавать звуки и смотрит на реакцию.
Всё это здорово, но для нервной системы пока тяжело, поэтому ребёнок снова становится капризным и требует больше внимания.
Третий скачок — 11–12-я неделя
Мир становится цельным, а не состоит из отдельных предметов. Ребёнок начинает замечать плавные переходы: например, свет выключен — свет включён или перемещение какого-то объекта. Когда он привыкнет к этому, то будет пробовать управлять движениями и голосом. Действия станут более ровными и чаще будут иметь какую-то цель.
В этот период ребёнку нужно давать трогать разные предметы, показывать и называть, что находится вокруг.
Четвёртый скачок — 14–20-я неделя
В мире младенца появляются события. Например, если включают свет после сна, то сейчас возьмут кормить. Или если мама говорит: «Ладушки», то она будет хлопать руками. И далеко не все события подчиняются ребёнку, что очень расстраивает.
Пятый скачок — 22–26-я неделя
Очень важный скачок: все совпадения, движения и события оказываются связаны между собой. Между ними появляются отношения. Например, можно положить кубик на кубик, спрятать один за другой, поставить их рядом и так далее.
Часть отношений между объектами — расстояние. Самое страшное, что приходит понимание расстояния до мамы. Если она даже просто выходит из комнаты, то её уже нет рядом. Это опасно. Поэтому в этот период ребёнок отчаянно нуждается в маме рядом. Папа, бабушки и другие родственники тоже важны, но они реже становятся «главным взрослым» на это время.
Убедить ребёнка, что вы всё ещё рядом, помогает игра в «ку-ку». Так младенец понимает, что даже если рядом нет мамы, то она точно появится.
Шестой скачок — 33–38-я неделя
Всё в мире можно разделить на категории. Некоторые вещи издают одинаковые звуки, выглядят похоже или имеют сходный вкус. Чтобы это узнать, всё надо потрогать и потащить в рот. Так что позволяйте ребёнку экспериментировать и сортировать предметы, давайте этим группам имена: тяжёлое, лёгкое, мокрое и так далее.
Появляется категория «свои», а все остальные люди за пределами семьи оказываются «чужими». Поэтому младенец становится более стеснительным и настороженным.
Седьмой скачок — 41–47-я неделя
Ребёнок изучает последовательности. Например, есть кашу — это взять ложку, опустить в тарелку, зачерпнуть содержимое, поднести ко рту и проглотить. После этого он станет гораздо более деятельным и будет постоянно пытаться выучить какие-то новые последовательности: смотреть, как сочетаются предметы, пытаться вставить один в другой или соединить их и так далее.
Восьмой скачок — 51–54-я неделя
Ребёнку исполняется год. Из последовательностей формируются навыки. Также он узнаёт, что к одной и той же цели можно прийти с помощью разных последовательностей.
А ещё он решит стать самостоятельным и будет стараться копировать ваши действия. Насколько он это понимает. Например, если взять щётку и провести по грязной тарелке — это мытьё посуды.
Девятый скачок — 59–65-я неделя
Появляются принципы и собственное мнение. Ребёнок злится, если что-то идёт вразрез с его планами, и очень шумно отстаивает свою позицию. Теперь он хочет делать самостоятельно вообще всё, но не знает как. Ругается, если что-то не выходит. Проверяет границы дозволенного и следит за реакцией родителей, смотрит, насколько они последовательны. В результате учится думать наперёд, размышлять, учитывать последствия своих действий, строить планы и сопоставлять их друг с другом.
Десятый скачок — 70–75-я неделя
Ребёнок приходит к тому, что он отдельная личность, как и мама, папа и окружающие. У него появляются интересы, любимые и нелюбимые занятия. Он знает, что хочет делать, понимает, как добиться результата и какие могут быть последствия. Если в год он двигался куда глаза глядят, то в полтора у него есть чёткий маршрут и задача.
Как помочь ребёнку во время скачка роста
Сделайте глубокий вдох. Скачок роста — это ужасно. Вы не высыпаетесь, и на вас постоянно кричат. Но помните, что ребёнок делает это не со зла, а из очень большой любви. Вы самый близкий человек для младенца, поэтому с вами он чувствует свободу выражать эмоции. Сейчас ему очень плохо, его мозг перегружен. Поэтому он лезет на руки, хочет больше прикладываться к груди и часто кричит. Он просто не понимает, что случилось, и очень хочет снова оказаться в безопасности, которую вы ему даёте.
Старайтесь не принимать это время близко к сердцу: этап пройдёт, и вы снова будете наслаждаться общением. Чаще обнимайте, держите на руках, прикладывайте к груди и успокаивайте. Говорите нежным голосом, что вы понимаете его и вы рядом. Так вы поможете нервной системе быстрее обработать новую информацию.
Обязательно просите помощи и привлекайте близких. Это очень тяжёлый период, и никто не должен справляться с ним сам. Тем более что ребёнку полезно выстраивать отношения с папой и другими членами семьи.
Станьте первым, кто оставит комментарий