«Пока все веселятся, моя жизнь проходит мимо»: почему нам так кажется и что с этим делать
Ещё минуту назад у вас было прекрасное настроение, но вы пролистали ленту в Instagram* и теперь чувствуете себя отвратительно. Один ваш знакомый уже второй месяц путешествует по Юго-Восточной Азии, другой ходит на лекции об ИИ и робототехнике, третий каждый день постит фотографии с утренней пробежки.
И вроде бы вам не особенно интересны роботы, а бегу вы предпочитаете йогу, но после просмотра ленты всё равно кажется, что упускаете что-то важное. Разбираемся, откуда берётся это чувство и рассказываем, как от него избавиться.
Почему так происходит
Если это неприятное, тревожное, раздражающее чувство вам знакомо, значит, вы столкнулись со страхом упущенной выгоды (СУВ). Когда он вас одолевает, вам наверняка кажется, будто со всеми вокруг происходит что-то интересное. Со всеми, кроме вас. А вы пытаетесь успеть за этой сверкающей жизнью, но вечно опаздываете, плетётесь в хвосте и с сожалением смотрите, как проносятся мимо события, знакомства и возможности.
По разным данным страх упущенной выгоды время от времени испытывают от 40 до 56% человек. Причём мужчины страдают от него чаще, чем женщины. Вот какие «симптомы» характерны для этого страха.
- Вы постоянно боитесь упустить важные события, новости, возможности.
- Вы ходите на все вечеринки, корпоративы и другие сборища, потому что волнуетесь, что без вас случится что-то интересное, а вы будете не в курсе.
- Вы стремитесь круглосуточно быть доступным для общения — не выключаете телефон, проверяете сообщения в мессенджерах.
- Вы как можно чаще обновляете ленту в соцсетях.
- Вы испытываете острое желание нравиться окружающим и получать их одобрение.
А ещё люди, которые испытывают страх упущенной выгоды, склонны чаще и в больших количествах употреблять алкоголь. И сильнее предрасположены к депрессии.
Откуда берётся страх
Мы живём в соцсетях
86% людей ежедневно пользуются социальными сетями. По некоторым данным, мы рискуем потратить на них пять лет своей жизни. И потеря времени ещё не самое страшное. Мы заходим в соцсети, чтобы расслабиться, отдохнуть или утолить скуку, но вместо этого получаем усталость и депрессию. А ещё без конца сравниваем свою жизнь с жизнью друзей и знакомых. Вернее, с образом, который они считают нужным показать миру. И приходим к выводу, что мы сами и наша жизнь до этого образа совсем не дотягивают.
И конечно, не можем избавиться от ощущения, что вечно что-то упускаем. Страх упущенной выгоды мучает больше половины пользователей соцсетей. И, как ни парадоксально, заставляет их искать утешение… в социальных сетях. Да, люди, терзаемые СУВ, чаще проверяют сообщения, листают ленту и смотрят, что нового происходит у их друзей.
Механизм довольно простой. Начитавшись новостей о чужой насыщенной событиями жизни, человек нервничает и пытается успокоиться, листая ленту. А в результате попадает в замкнутый круг.
Больше того. Мы сами и заставляем этот круг вращаться. Когда, стремясь избавиться от тревоги, неудовлетворённости и зависти, выкладываем излишне жизнерадостные, далёкие от правды посты и фотографии. Словно пытаемся показать: посмотрите, у меня тоже всё хорошо, я не отстаю, я не хуже остальных! Так формируется «Facebook*-личность» — идеализированный, но плоский и далёкий от реальности образ человека. Глядя на который, другие тоже чувствуют страх и беспокойство.
Некоторые исследователи считают, что страх упущенной выгоды вызывают не сами соцсети, а тонны информации, которой они помогают распространяться. В прежние, доинтернетные времена мы могли следить за жизнью десятка-другого знакомых, друзей и коллег. При этом вряд ли знали, что все эти люди едят на завтрак, сколько километров пробегают по утрам и что покупают в магазинах. А сейчас, листая френдленту, мы становимся зрителями и почти соучастниками множества жизней. И не всем это даётся легко.
Мы недовольны жизнью и хотим быть не хуже других
И эта неудовлетворённость — отличное удобрение, благодаря которому страх упущенной выгоды, подстёгиваемый соцсетями, цветёт пышным цветом. По данным исследований, люди, неудовлетворённые своей жизнью, испытывают СУВ чаще, чем те, кого всё устраивает.
Эта неудовлетворённость отчасти вытекает из постоянных сравнений себя с другими. И желания быть лучше остальных. Или хотя бы не хуже.
Во многом потребность постоянно листать ленту в соцсетях продиктована именно этим: мы пытаемся убедиться, что не отстаём от окружающих. У этого желания быть частью большинства даже есть название — эффект присоединения к большинству или «эффект вагона с оркестром». А виноват во всём конформизм, который учёные считают автоматической реакцией мозга и одним из механизмов выживания.
Мы страдаем от перфекционизма
То есть не только хотим быть лучше других, но и пытаемся стать идеальными. И страдаем из-за того, что не соответствуем этому эталону. Не можем сразу пробежать полумарафон, поздно ложимся спать и не в состоянии встать пораньше, чтобы заняться йогой и помедитировать, не успеваем ходить на выставки, лекции и курсы, слишком устаём, чтобы в пятницу вечером поехать на вечеринку.
Перфекционизм можно назвать одной из болезней современности. Сейчас он встречается на 33% чаще, чем четверть века назад. Кроме того, перфекционизм, возможно, разрушает ментальное и даже физическое здоровье. Люди, подверженные ему, чаще страдают от депрессии, гипертонической болезни и других заболеваний.
Мы не понимаем, чего хотим на самом деле
Соцсети транслируют некий стандартизированный образ «полноценного» и «успешного» человека, который мы считываем и воспринимаем как непреложную истину. Этот образ может немного меняться в зависимости от вашего места жительства, интересов, окружения и уровня образования.
Но, как правило, общие его черты остаются неизменными: «правильный» человек неплохо зарабатывает и много работает, но при этом успевает жить активной жизнью. Он рано встаёт, занимается спортом, много читает, путешествует и успевает проводить время с семьёй. Если речь о женщине, то она, само собой, безупречно следит за домом и детьми, ходит на бьюти-процедуры, занимается рукоделием или творчеством.
При этом наши собственные интересы могут вообще не соответствовать этой глянцевой картинке. Но мы, желая не отставать от большинства, иногда даже не осознаём этого.
И если мы не прислушиваемся к себе, не понимаем собственных желаний, то легко становимся жертвами страха упущенной выгоды.
Зато когда мы чётко знаем, что любим, а что нет, чужие фотоотчёты нас не задевают. Ну да, здорово, что мой друг ходит на концерты, но мне это не интересно. А значит, нет повода для беспокойства.
Как справиться со страхом упущенной выгоды
Волшебного лайфхака, к сожалению, нет. Как и в борьбе с любым страхом, понадобится терпение, внимание к себе, долгая кропотливая работа. И вот что может в этом помочь.
Будьте здесь и сейчас
Как бы банально и заезженно это ни звучало. Только речь не об осознанности и медитациях. Забудьте о сослагательном наклонении — «что было бы, если бы я…» — и сосредоточьтесь на пользе, которую получаете в конкретный момент. В пятницу вечером вы остались дома, а ваши знакомые выкладывают весёлые сторис из клуба? Да, пропустите вечеринку, зато сможете провести вечер в тишине и расслабиться.
Не сравнивайте себя с другими
Но сравнивайте с собой прежним. Вы уже несколько месяцев занимаетесь в зале, но ваша форма всё ещё не как у фитоняшек из Instagram*? Посмотрите на свои фото до начала занятий. И кстати, обязательно начните делать такие снимки: это и возможность отследить прогресс, и источник мотивации.
То же относится и к другим аспектам вашей жизни. Где-то помогут фотографии, где-то — тесты (например, чтобы оценить уровень английского) или справка 2-НДФЛ (чтобы посмотреть, как меняются доходы). Не лишним будет вести дневник — к примеру, «пятибук», благодаря которому можно наглядно увидеть, как эволюционируют ваши взгляды и отношение к жизни.
Будьте благодарны
И это не пустые слова: благодарность повышает ощущение счастья. Начните записывать, кого вы хотели бы поблагодарить за то, что имеете. Например, друга, поддержавшего вас в нужный момент, или коллегу, который помог решить сложный вопрос. Или даже случайного прохожего, который поднял вам настроение комплиментом или улыбкой.
Благодарить можно и нужно не только в дневнике. Не забывайте говорить «спасибо» лично. Или писать записки и сообщения. Человеку будет приятно, и у него появится дополнительный стимул сделать что-то хорошее.
Отдохните от социальных сетей
24% пользователей соцсетей мечтают отдохнуть хотя бы от одной из них. Если френдлента вместо радости приносит вам тревогу, дискомфорт и зависть, возможно, лучше сделать перерыв — на день, неделю или даже месяц.
Будьте искренними
Постарайтесь не приукрашивать свою жизнь в соцсетях: этим вы никому не делаете лучше. И не бойтесь быть искренними и говорить не только о радостях и победах, но и о поражениях и тяжёлых днях. Возможно, вы потеряете часть подписчиков, но вашу честность обязательно оценят: искренность в соцсетях становится трендом.
Блоги, которые говорят правду о материнстве или о жизни с ментальными расстройствами, набирают десятки тысяч подписчиков. Люди устали от идеальных образов и декораций, от обмана и фальши. Хочется, чтобы им говорили правду. И эта правда, в свою очередь, мотивирует других быть честными.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Лучшие предложения
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, Tefal, Lamoda и других магазинов
15 товаров со скидками, которые стоит купить во время «Чёрной пятницы» на AliExpress
12 необычных вариантов посуды, которая покоряет с первого взгляда
«Чёрная пятница» на AliExpress: что нужно знать о распродаже
10 беспроводных ночников с AliExpress с классным дизайном
12 зимних курток, которые отдают со скидкой
Надо брать: мужские ботинки ECCO со скидкой 45%
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
Как покорить гору и вернуться на землю: всё о подготовке к первому восхождению
Выгода до 1,4 миллиона рублей, быстрый переезд и ещё 3 причины купить квартиру в кварталах ПИК
РекламаКак рассчитать бюджет на ремонт, чтобы обойтись без лишних затрат
От NFC до биоэквайринга: 6 разработок, которые изменили финансовые привычки россиян
Реклама