3D-уроки и домашка в облаке: какой станет школа будущего
Занятия будут основываться на цифровых технологиях и умных решениях
Образование, как и все сферы жизни, в ближайшие два‑три десятилетия не избежит влияния цифровизации. В школе будут появляться новые гаджеты и технологии: 3D‑уроки, виртуальная и дополненная реальность, облачные сервисы, 3D‑принтеры, робототехнические конструкторы, электронные доски, системы видео‑конференц‑связи, наконец, искусственный интеллект.
Уже сейчас работает «Московская электронная школа», которую можно назвать прообразом школы будущего. Столичные педагоги используют интерактивные приложения и сценарии уроков, облачные хранилища и цифровые лаборатории. А школьники учатся создавать собственные информационные и IT‑продукты.
Для наших учеников уже давно привычны курсы по робототехнике, схемотехнике и программированию. Ребята разрабатывают проекты и представляют их на самом высоком уровне — городских научно‑практических конференциях.
Например, в минувшем учебном году победителем стал ученик нашей школы. Он представил программу, которая с помощью искусственного интеллекта распознаёт по фотографии, надел ли человек медицинскую маску.
Впрочем, целиком и полностью образование в онлайн не перейдёт. Конечно, если речь идёт о знаниях, то научить с использованием дистанционных технологий можно всему. Кейсовые задания и групповая работа уже давно позволяют избежать списывания и освоить материал программы. Но школа — это не только про уроки.
Специалисты сходятся во мнении, что дистанционное обучение не сможет полностью вытеснить очное. Школа занимается не только обучением, она выполняет и другую, не менее важную функцию — воспитывает будущее поколение.
За экраном монитора ребёнку сложнее пройти социализацию, развить эмоциональный интеллект, научиться взаимодействовать с одноклассниками. Гибкие навыки проще и эффективнее формировать в офлайне.
Ученикам помогут лучше понять себя и выбрать будущую профессию
В школах постепенно начинают уделять внимание профориентации, а в будущем образование изменится в сторону ещё большей индивидуализации. С учениками будут работать психологи, которые помогут детям узнать свои сильные стороны, точки роста и интересы. Уже сегодня в Москве существуют проекты, направленные на знакомство с будущей профессией.
Один из них — «Субботы московского школьника». В рамках проекта ученики посещают ведущие вузы и мастер‑классы учёных, участвуют в деловых играх, фестивалях, тренингах и квестах, пробуют себя в роли того или иного специалиста. Охват профессий огромен: IT‑сфера, инженерия, транспорт, медицина, история, искусство, космос, спорт и многое другое. Каждый может найти вариант себе по душе.
Другой значимый проект — предпрофессиональные классы, которые открываются в московских школах: медицинские, инженерные, академические, педагогические, кадетские, IT‑классы и другие. Так старшеклассники заранее знакомятся с будущей профессией. Участие в конференциях и практико‑ориентированных мероприятиях, посещение профильных вузов и компаний той или иной специализации помогают школьникам определиться с выбором жизненного пути.
Проект предпрофессионального образования в Москве действует на протяжении пяти лет. На занятиях ребята знакомятся с перспективными научными исследованиями, изучают способы секвенирования генома и нейротехнологии, осваивают профессиональные программы для 3D‑моделирования и прототипирования, изучают современные языки программирования и методы анализа данных. Для этого у нас в школах есть все необходимые ресурсы: цифровые лаборатории, 3D‑принтеры и сканеры, тренажёры для отработки навыков первой помощи, наборы по экспериментальной физике и другое современное оборудование.
В настоящее время старшеклассники могут выбрать обучение в академическом, медицинском, инженерном, курчатовском, кадетском, новом педагогическом или IT‑классе. В этом году открывается ещё одно престижное направление — медиаклассы. В них будут учиться школьники, которые успешно прошли вступительные испытания и мечтают связать свою профессиональную деятельность со сферой медиакоммуникации.
Для работодателей важны не только знания и навыки в конкретной отрасли, но и умение общаться, работать в команде, создавать проекты. Школы будущего сделают на этом акцент. В некоторых учебных заведениях уже избавились от стандартной расстановки парт в кабинетах, когда дети сидят друг за другом. Школьников размещают так, чтобы они могли общаться и создавать коллективные проекты.
Ещё важно, чтобы ученики умели самостоятельно организовывать работу: распределять роли, брать на себя ответственность за часть задания, рассчитывать время и другие ресурсы. Поэтому учитель будущего будет только направлять ребят и курировать процесс издалека.
Предметы станут более универсальными и практическими
Традиционное разделение предметов на естественные и гуманитарные, вероятно, сохранится, но появятся и новые уроки на стыке сфер. Легко представить, например, что в школе будут учить, как стать успешным блогером и делать виральный контент или программировать приложения для смартфона.
Мы готовим учеников к жизни и, естественно, не можем не учитывать запросы рынка. Например, существует «Атлас новых профессий» — замечательный инструмент современного учителя. Мы с коллегами, опираясь на него, моделируем задания. Они посвящены освоению навыков, которые востребованы сегодня и будут востребованы завтра.
Например, в конце минувшего учебного года совместно с учителями информатики и географии мы проводили занятие. Там ученики пробовали себя в роли цифровых журналистов и дизайнеров, которые разрабатывают рекламную кампанию и айдентику для регионов России.
Какое‑то время в обществе господствовала тенденция к специализации: чем более узким направлением владеет человек и чем глубже его знания, тем более он ценен для работодателя. Но постепенно наступает эпоха универсальности, когда один и тот же специалист должен обладать навыками и знаниями в разных сферах. С одной стороны, нужно быть профессионалом высочайшего класса в своём деле. С другой, важно быть гибким, адаптивным, уметь принимать вызовы времени, расширять знания и работать со смежными направлениями.
Сегодня, в эпоху конвергентного обучения, границы между дисциплинами размываются. Поэтому на уроках литературы я, например, не только филолог, но и немного историк и искусствовед. На уроках русского языка помогает знание английского.
Умение проводить параллели между предметами необходимо, это позволяет показать ученикам единую картину мира. Точно так же и мои коллеги: биолог всегда немного физик и химик, географ — специалист в области экономики, политики и экологии.
Сегодня умение пользоваться компьютером, смартфоном и интернетом практически так же важно, как навыки чтения и письма. А в будущем цифровая грамотность и даже программирование могут стать полноправными школьными предметами.
Любые узконаправленные дисциплины обязательно должны находиться в рамках дополнительного образования, чтобы ребёнок мог их изучать. Но выбор всегда должен оставаться за учеником и его родителями.
Далеко не все ребята хотят быть программистами, и IT‑специальностями профессии будущего не исчерпываются. Здесь важно учитывать желание ребёнка и давать ему возможность освоить ту профессию, которая ему близка.
Учителя смогут найти подход к каждому ученику и создать комфортные условия для учёбы
Цифровизация влияет не только на учеников, но и на преподавателей. Школа будущего потребует от учителей новых знаний, навыков и компетенций. Цифровая среда поможет преподавателям повышать квалификацию, создавать новые форматы образовательных материалов и делиться опытом друг с другом.
Позиция современного педагога уже изменилась по отношению к позиции учителя прошлого поколения. Реальность меняется, и мы меняемся вместе с ней. Раньше учитель был чуть ли не единственным носителем знания для ученика, но сегодня, в эпоху господства интернета и информации, это не так. У детей сейчас есть большой выбор: посмотреть видеоролик понравившегося блогера, почитать научную статью, послушать аудиолекцию учёного, выполнить интерактивный тест или поиграть в обучающее приложение.
Поэтому учитель становится не столько источником, сколько проводником в мире информации. Он учит работать с данными, верифицировать их, оценивать качество, читать сплошные и несплошные тексты, понимая их смысл, выделяя главное и второстепенное. И конечно, любому педагогу важно развивать и свои гибкие навыки, ведь невозможно научить ребёнка тому, чего не умеешь сам.
Кроме того, школа будущего сможет решить проблемы, которые стоят перед современным образованием: внедрение передовых технологий в процесс обучения, доступ к качественному образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья, неравномерное развитие детей одного возраста и другие.
Многие из этих проблем уже решены в Москве и крупных городах. А благодаря национальному проекту «Образование» школы будущего появляются по всей России. Прямо сейчас в регионах развивается цифровая образовательная среда: в школы даже отдалённых городов проводят высокоскоростной интернет, в классах устанавливают ноутбуки, интерактивные доски и другое современное оборудование.
Внедряется и цифровой образовательный контент — создаются сервисы, которые помогают учителям проводить занятия, избавляют от рутинной бумажной работы и позволяют упростить взаимодействие с учениками и родителями. Это, например, «Сферум» — бесплатная платформа для учёбы и общения.
Благодаря национальному проекту ребёнок может пройти профориентацию и ещё во время обучения в школе выбрать специальность, а также принять участие в конкурсах и волонтёрских инициативах. Кроме того, нацпроект даёт возможность детям бесплатно обучаться в современных центрах дополнительного образования, а родителям — консультироваться у профессиональных психологов и педагогов.
Станьте первым, кто оставит комментарий