Начните с привычки. 8 простых шагов на пути к осознанному потреблению
1. Купите термокружку и бутылку для воды
Осознанное потребление отрицает одноразовые вещи. Каждый выброшенный стаканчик, пакет или бутылка присоединяются к миллионам тонн пластика, которые будут разлагаться и отравлять Землю ещё сотни лет. Концепция «ноль отходов» для многих остаётся утопией: каждый день нам приходится покупать продукты, упакованные производителем, пользоваться медицинскими и гигиеническими расходниками, обустраивать жильё с поправкой на бюджет, а не на экологичность материалов и мебели.
Но маленький вклад в формирование осознанных привычек сделать можно. Например, вы любите с утра заглянуть в соседнюю кофейню и не хотите нарушать этот приятный ритуал. Покупайте продукт, а не упаковку. Уважающее себя заведение обязательно нальёт ароматный напиток с собой, в вашу личную термокружку. Стеклянная бутылка для воды, стильный шопер, многоразовая маска, менструальная чаша — если постепенно вводить эти предметы в обиход, со временем рука сама перестанет тянуться к одноразовому.
2. Установите счётчик расходов
Импульсивные покупки — злейший враг осознанного потребления. Порой бывает невероятно сложно игнорировать цепляющие уловки маркетологов. В голове что-то щёлкает, и вот вы уже счастливый обладатель вещи, которая вам совершенно не нужна. Радость от покупки проходит, и вещь плавно переезжает на полку в шкафу или прямо в мусорку.
Если с вами такое происходит с завидной регулярностью, попробуйте подойти к вопросу через деньги. Мобильные счётчики расходов, например CoinKeeper, Monefy, You Need a Budget, синхронизируются с банковскими счетами и отслеживают транзакции. Можно проанализировать статистику и понять, когда пора тратить меньше. Так вы выработаете привычку контролировать свои финансы, и желание купить что-нибудь ненужное будет посещать реже.
Платите только за то, что вам действительно нужно. Мобильный оператор YOTA поможет стать на шаг ближе к осознанному потреблению. При подключении новой SIM-карты вы можете поучаствовать в акции «Максимум на первый месяц» и получить 2 000 минут звонков на мобильные и городские номера всей страны, безлимитный интернет с бесплатной раздачей и неограниченное количество СМС. Стоимость такого пакета составит от 260 до 470 рублей в зависимости от региона России. В конце месяца YOTA покажет, чем именно вы пользуетесь чаще всего, и предложит оптимальный тарифный план.
3. Подружитесь со списками
Ещё один способ бороться с приступами неконтролируемого шопоголизма — составлять списки. Планирование грядущих покупок можно начинать с домашней инвентаризации. Собираетесь за одеждой? Загляните в шкаф, возможно, у вас уже есть та вещь, которую вы хотите купить. Нужны продукты? Проверьте холодильник и особенно буфет — там могут дожидаться своего часа начатые пачки круп и макарон.
Перед походом в магазин накидайте список нужных товаров и старайтесь не отступать от него ни на одну позицию. Такая практика помогает трансформировать покупательские привычки и тщательно обдумывать каждую покупку дома, где нет раздражающих факторов: манящих витрин, рекламы и красных ценников.
4. Разберитесь со значками на этикетках
Выбирая осознанно, вы вряд ли купите косметику, которую тестируют на животных, или вещь, на 100% состоящую из полиэстера. Этикетка может многое поведать о вашей будущей покупке: где и как она была произведена, что в составе, насколько этичен бренд, можно ли переработать упаковку.
Изучите, какими значками маркируют экологичную и органическую продукцию в разных странах, потому что далеко не все продукты «Эко», «Био» и «Органик» являются таковыми. Например, в России сертифицированные производители собраны в госреестре, а упаковки их товаров помечены зелёным прямоугольником с белым листом.
5. Начните готовить из того, что есть
Бережное отношение к еде — один из столпов осознанного потребления. Спланированная домашняя готовка дисциплинирует пищевые привычки. Сколько раз вы забывали кусок сыра на верхней полке холодильника и вспоминали о нём, когда он обрастал отнюдь не благородной плесенью? Или выкидывали упаковку скисшего молока, открытую ещё в прошлом месяце? А ведь на их производство тратится немало ресурсов. Только в России ежегодно выбрасывается 17 миллионов тонн пищевых отходов.
Чтобы продукты с вашей кухни больше никогда не летели в мусорку, начните готовить рационально. Планируйте меню на неделю исходя из запасов еды в доме. Не хватайте несколько упаковок скидочного товара про запас, особенно если продукт скоропортящийся. Сверяйте сроки годности хотя бы раз в неделю. К слову, вчерашний ужин легко превратить в сегодняшний обед. Например пиццу, запеканки, супы, пасты и салаты можно соорудить из остатков продуктов. И ещё один простой совет: поешьте, прежде чем идти в супермаркет. Сытый человек купит ровно столько еды, сколько ему необходимо.
6. Заведите аккаунт на сетевой барахолке
Любая вещь может получить вторую жизнь на барахолке. Не выбрасывать, а продавать и отдавать — один из основополагающих принципов осознанного потребления. Если вы привыкли избавляться от накопившихся вещей и пока не готовы тратить время на поиск шеринговых инициатив, заведите аккаунт на маркетплейсе, где торгуют подержанными вещами. Попробуйте после очередной уборки разместить несколько объявлений и продать ненужное. Возможно, ваши старые коньки или пароварка обретут вторую жизнь в руках новых хозяев.
7. Замените лампочки
Многие современные электростанции потребляют невозобновляемые ресурсы планеты: нефть, газ, уголь. Поэтому осознанное потребление учит экономить энергию: выключать свет, доставать вилки электроприборов из розеток, пользоваться экономичной бытовой техникой. Купите энергосберегающие или светодиодные лампочки. Они прослужат в 7–8 раз дольше, чем лампы накаливания.
8. Удалите случайные подписки
Блогеры и инфлюенсеры живут в том числе за счёт рекламы. А реклама в 99% случаев призывает к покупке. Любой товар, попавший в обзоры или «случайно» мелькнувший в сторис, становится буквально персональной рекомендацией от человека, за жизнью которого вы пристально следите. Как тут не купить. Для стимуляции продаж в социальных сетях часто используют и скрытые приёмы интернет-маркетинга, которые создают ажиотаж вокруг рекламируемого продукта. Чтобы избежать появления в доме очередной ненужной вещи, стоит периодически чистить подписки и в целом вдумчиво потреблять любой цифровой контент.