Почему «Ход королевы» и Аня Тейлор-Джой заслужили «Золотой глобус»
Новая работа от сценариста «Логана» Скотта Фрэнка привлекла к себе внимание ещё в первые дни после выхода на Netflix. Экранизация одноимённой книги Уолтера Тевиса поставила рекорд по просмотрам за месяц (позже его побили «Бриджертоны»), а рейтинги как от критиков, так и от пользователей до сих пор стабильно держатся выше 90%.
На премии «Золотой глобус» проект получил награду в категории «Лучший мини-сериал», а исполнительницу главной роли Аню Тейлор-Джой назвали лучшей актрисой в мини-сериалах.
И это вполне заслуженно. Ведь Фрэнк не только очень красиво показал не самый зрелищный вид спорта — шахматы, но и создал великолепную драму о борьбе с внутренними демонами.
Сказка без злодеев
После гибели матери юная Элизабет Хармон попадает в приют. Детей там воспитывают в строгости, но без гротескной жестокости. Правда, среди лекарств, которые дают подопечным, есть сильные транквилизаторы, и у Бет с малолетства развивается зависимость от препаратов.
Однажды девочка встречает уборщика, который играет сам с собой в шахматы. Тот берётся учить Бет, и оказывается, что она невероятно одарённая в этом виде спорта. Позже уже подросшая героиня начинает участвовать в различных соревнованиях шахматистов и быстро выбивается в лидеры. Теперь ей предстоит победить лишь советского чемпиона. Но для этого Бет нужно справиться со своими зависимостями от алкоголя и таблеток.
Поначалу может показаться, что юной героине придётся преодолевать все типичные трудности, связанные с карьерой женщины в традиционно мужском мире. Тем более что в США 60-х, когда и разворачивается основное действие, эта проблема была очень актуальна.
Но Скотт Фрэнк делает акцент совсем на другом. Если присмотреться, в этой истории нет антагонистов как таковых. На пару минут появятся злобные агенты КГБ из СССР и приёмный отец совершит несколько подлостей. Но это слишком второстепенные и формальные персонажи. Большую часть времени героиня будет встречать только достойных людей. А основная борьба происходит в её душе. Причём и здесь автор не склоняется к излишнему морализаторству.
Конечно, алкоголизм и зависимость от таблеток губительны для организма, но даже эти привычки не выставляют абсолютным злом. Бет как раз сомневается, сможет ли она быть настолько хорошим игроком, если откажется от своих привязанностей. То же самое касается и её общения с людьми. У замкнутой девушки есть проблемы с социализацией, но она далеко не всегда страдает от этого.
В оболочке традиционной спортивной драмы режиссёр рассказывает историю взросления и поиска себя. Именно такой подход и позволяет сделать совершенно типичный сюжет трогательным и захватывающим. Зрителя больше беспокоит не победа Бет над очередным противником, а её эмоциональное состояние. Шахматы здесь служат лишь зеркалом её проблем.
«Ход королевы» трудно назвать полностью реалистичным рассказом. В сериал специально добавлена доля сказочности. Словно главная героиня «Алисы в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла, Бет проходит путь от пешки до королевы: недаром в финале она будет идти по улицам в белом наряде, явно намекающем на фигуру с доски. Это типичная история про «паровозик, который смог». Но такая искренняя наивность идёт только в плюс повествованию.
Идеальный спорт
Автор оригинальной книги Уолтер Тевис прославился благодаря фантастическому роману «Человек, который упал на Землю». Но «Ход королевы» (хотя правильнее перевести «Ферзевый гамбит») — более личное его произведение.
Автор обожал шахматы и в этой книге просто признавался в своей любви. Именно благодаря этому в романе, а затем и в сериале игру превратили в идеальный вид спорта, где встречаются самые достойные соперники.
Бет ни разу не отказывают в матче из-за её пола или даже возраста. Во время игры противники могут быть суровыми или слишком эмоциональными, но каждый раз после матча они благодарят друг друга. И даже главный страх Бет — русский гроссмейстер Василий Боргов (Марчин Дорочиньский) — оказывается очень достойным человеком, который хочет только честного соревнования.
А ещё интереснее, что советские шахматисты здесь показаны не только самыми сильными игроками, но и символом взаимовыручки. Их как раз противопоставляют американским индивидуалистам, которые не хотят делиться своими знаниями. Что произойдёт в финале, догадаться нетрудно. Но снова стоит вспомнить: Фрэнк снимает не исторический проект, а современную сказку.
Ведь в реальности даже локальные, а тем более международные соревнования выглядят намного жёстче. Но Тевис не зря выдумал Бет Хармон, а не взял за основу достоверную историю. Хотя при этом трудно не заметить намёки на Бобби Фишера и Нону Гаприндашвили.
Что не менее важно, Скотт Фрэнк максимально ответственно подошёл к отображению самой игры в сериале. Ведь когда-то шахматное сообщество разгромило фильм «Жертвуя пешкой» из-за нелепостей, происходящих на доске. В сериал в качестве консультантов пригласили Гарри Каспарова и Брюса Пандольфини, которые помогли показать игру правдоподобно. Поклонники этого спорта остались довольны, а интерес к шахматам возрос во многих странах мира.
Гораздо больше неточностей в сериале можно заметить в отношении самого мира 60-х. Причём это касается и совсем игрушечной Америки, будто сошедшей с открыток, и СССР, где ребёнок разносит водку в ресторане. Но здесь автор просто пожертвовал реализмом в пользу красоты.
Потрясающий визуальный ряд
Скотт Фрэнк давно известен как отличный сценарист: он адаптировал роман «Достать коротышку» для фильма Барри Зонненфельда, работал с Аароном Соркиным и Стивеном Содербергом, а за фильм «Вне поля зрения» его даже номинировали на «Оскар». Но уже после выхода сериала «Забытые богом», который Фрэнк поставил по собственному сценарию, стало понятно, что его режиссёрский талант не уступает писательскому.
Даже если кому-то не понравится сюжет «Хода королевы», невозможно не влюбиться в его визуальный ряд. Для начала автор взял одну из самых ярких актрис последних лет Аню Тейлор-Джой, уже сыгравшую в «Ведьме» Эггерса и «Сплите» М. Найта Шьямалана, и создал ей невероятный имидж. За семь эпизодов она успевает сменить множество нарядов и причёсок.
Кроме того, у актрисы немало сольных сцен с танцами, алкогольным опьянением и прочими проявлениями бунтарской натуры. Всё это приправлено ретросаундтреком и отлично поставленным кадром.
Остальные актёры лишь помогают ей, хотя ярких личностей на экране хватает. Вечно юный любимец Скотта Фрэнка Томас Броди-Сангстер щеголяет в ковбойских шляпах. Гарри Меллинг в очередной раз доказывает, что образ Дадли Дурсля остался в далёком прошлом: он уже блистал в триллере «Дьявол всегда здесь», а теперь не теряется на фоне других в «Ходе королевы». Перечислять можно долго, но лучше просто посмотреть.
Фрэнк сумел визуализировать даже шахматы. Ход мыслей героини отражают в фигурах, которые двигаются по потолку (эти моменты уже превратили в мемы). А во время матчей режиссёр ставит идеально симметричную картинку и делает акцент не на самих ходах, а на эмоциях игроков. Причём он старается обойтись без переигрывания: большинство героев будто пытаются спрятать свои чувства. Но всё же моменты, когда Бет вскидывает глаза на соперника и тут же опускает их обратно, говорят больше, чем полноценные диалоги или закадровый текст в других лентах.
Роман «Ход королевы» пытались перенести на экраны много лет. В 90-х за него брался сам Бернардо Бертолуччи, а позже адаптация могла стать режиссёрским дебютом Хита Леджера. Но каждый раз всё срывалось, пока за дело не взялся Скотт Фрэнк.
Сейчас можно с уверенностью сказать, что ожидания того стоили. Трудно представить хоть кого-то на месте Ани Тейлор-Джой. А в формате полнометражного фильма вряд ли бы успели раскрыть всех героев, и уж тем более показать столько прекрасных кадров.
Станьте первым, кто оставит комментарий