Зачем смотреть «Тень и кость» — фэнтезийный сериал, вдохновлённый царской Россией
23 апреля на стриминговом сервисе Netflix вышел первый сезон сериала «Тень и кость», основанного на серии книг с неофициальным названием «Гришавёрс» американки Ли Бардуго. Над фэнтезийным проектом работал сценарист фильмов «И гаснет свет...» и «Прибытие» Эрик Хайссерер, которому помогала сама писательница.
У авторов вышло энергичное повествование со множеством сюжетных линий, неожиданными поворотами и достойными спецэффектами. Вот только поначалу в действии легко запутаться, а некоторые моменты кажутся слишком банальными.
Сумбурный, но захватывающий сюжет
Сирота Алина Старкова (Джесси Мей Ли) живёт в фантастической стране Равке, разделённой на две части Тенистым Каньоном, где обитают чудовища волькры. Людям регулярно приходится пересекать опасную местность на кораблях, которые передвигаются по суше. И даже местные маги — гриши — не способны полностью защитить от нападения.
Однако многие верят, что однажды придёт самый сильный гриш, способный уничтожить Каньон. Намёки на эти силы и открывает в себе Алина. Но она тут же попадает в центр политических интриг. Её отправляют во дворец развивать свои способности под надзором лидера армии гришей Дарклинга (Бен Барнс). Тем временем друг главной героини Мальен Оретцев (Арчи Рено) оказывается в смертельной опасности, а группа преступников собирается выкрасть Алину, которую многие считают самозванкой.
Сериал «Тень и кость» забрасывает зрителя в фантастический мир, чем‑то схожий с нашим прошлым, но с совершенно иными законами и географией. В этом плане новый проект отчасти напоминает знаменитые «Тёмные начала» от HBO. Вот только темп и стиль подачи авторы выбирают совсем иной. Если «Тёмные начала» иногда ругали за слишком медленный старт, то «Тень и кость» буквально за первые полчаса выдаёт всю основную экспозицию.
Поэтому самое трудное при просмотре — пережить первые два эпизода. Придётся с ходу запомнить все способности гришей, хотя бы частично разобраться в географии и основных именах. Возможно, понадобится периодически подсматривать в гайды в интернете или самому записывать какие‑то моменты. Иначе очень легко запутаться.
Но не нужно пугаться. Уже с третьей серии темп повествования выровняется, а действие разделится на три основные сюжетные линии, отличающиеся даже по жанрам. А герои традиционно сойдутся вместе лишь ближе к финалу.
Причём авторы припасли сюрприз и для поклонников оригинальных книг. В дополнение к завязке первого романа «Тень и кость» в историю вводят персонажей из «Шестёрки воронов» — группу преступников, которые пытаются пробраться во дворец.
Это очень удачный ход, ведь без их линии сериал мог бы превратиться в некое подобие новой версии «Винкс». Уж слишком типичной выглядит история избранной девушки, которая не знает о своём истинном происхождении.
Отчасти желание разнообразить повествование приводит к перенасыщению сюжета филлерами. Регулярно появляются какие‑то необязательные герои, которые погибают ещё до того, как зритель успеет к ним привязаться. При этом на раскрытие основного действия времени не хватает. Но такой подход позволяет сохранить энергичный темп до финала сезона.
Политика, интриги и любовь
Сюжет «Тени и кости» не ограничивается лишь фэнтезийной составляющей. Интриг и политических перипетий в сериале больше, чем в упомянутых «Тёмных началах». Хотя до уровня «Игры престолов» проект пока не дотягивает. Но всё же это лишь первый сезон.
Разделение Равки и необходимость пересекать опасный Каньон приводит к недовольству среди жителей. Тем более что политика не обходится без регулярных войн с соседями. А в экранизацию авторы добавили ещё больше социальной составляющей, сделав Алину наполовину шу — представителем другого народа.
К сложным отношениям разных наций добавляется и нелюбовь обывателей к гришам. Люди со сверхспособностями поначалу кажутся элитой с отдельной армией. Но на самом деле напоминают изгоев. Недаром целую линию выделили для истории иноземцев, которые похищают и казнят магов.
Во дворце, куда попадает главная героиня, все тоже преследуют собственные цели. Если для многих она выглядит избранной и спасителем, то для высших чинов Алина лишь очередная пешка во внешней и внутренней политике. И даже её новый покровитель оказывается очень неоднозначным персонажем.
Сюда же вплетают и криминальные интриги. Поэтому периодически сюжет напоминает фильм‑ограбление, где всё основано на остроумии персонажей и регулярном предательстве.
На фоне такой нагруженности и динамики самой проигрышной выглядит линия взаимоотношений главной героини с мужчинами. Авторы не смогли обойтись без любовных треугольников и выбора между другом детства и роковым соблазнителем. А заодно и добавили завистницу, верную помощницу и прочих типичных персонажей подросткового фэнтези.
Необычный антураж
Это иронично для американского сериала, выходящего на Netflix, но именно россиянам смотреть «Тень и кость» будет интереснее и даже веселее, чем жителям других стран. Свой цикл книг Бардуго обозначает как «Царьпанк», поскольку «Гришавёрс» основан на атмосфере царской России. Причём речь идёт и о географии, и об антураже, и даже частично о тексте.
Большой плюс проекта в том, что он рассказывает о фантастическом мире, поэтому никаких разговоров о соответствии реальной истории быть не может. Но костюмы героев чем‑то напоминают форму тех времён, среди географических наименований есть остров Керчь и города Крибирск и Новокрибирск. Сначала это просто повеселит, а потом и поможет запомнить места действия. Но на всякий случай в Сети давно уже есть общие карты книжного мира.
А если включить оригинальную звуковую дорожку, то можно удивиться, что царя всегда за глаза называют My King, но лично обращаются Moy Tsar.
Даже само слово «гриши» на русский дублируют с ударением на последний слог во избежание забавных ассоциаций с уменьшительной формой имени Григорий, хотя в английском оно звучит с ударением на первый. Правда, в отдельных случаях фантазия явно заводила автора книги слишком далеко. Например, и в романах, и в сериале есть персонаж Ана Куя. Отдельное удовольствие — искать в интернете англоязычные трактовки этого имени.
Приятный визуальный ряд и крутые спецэффекты
Главная причина, почему первый сезон «Тени и кости» длится всего восемь серий, — нехватка денег. Об этом рассказывал сам автор проекта Эрик Хайссерер. По словам шоураннера, на 10 эпизодов ему выделяли ту же сумму, что заставило бы удешевить отдельные элементы.
Хоть сокращение хронометража и сделало действие слишком поспешным, решение Хайссерера выглядит максимально логичным. Масштабный фэнтезийный проект может работать только при наличии достойных спецэффектов. Именно поэтому до «Игры престолов» подобные саги выходили довольно редко.
В «Тени и кости» визуальный ряд получился отличным. Путешествие героев по Тенистому Каньону будто пришло из хорроров, а магические способности гришей выглядят намного интереснее сил фей из «Винкс».
Кроме того, показывают и кровавые драки, и людей, разрезанных на части. А сочетание различных жанров добавляет то перестрелки в духе вестернов, то мистические сцены с поисками волшебного оленя.
Первый сезон «Тени и кости» получился шероховатым: начало повествования выглядит поспешным, а любовная линия словно пришла из подростковых мелодрам. Но как старт для проекта на несколько сезонов он отличный. Действие захватывает, а разнообразие персонажей позволяет выбрать себе наиболее близких героев и темы. К тому же визуальный ряд сериала выглядит очень достойно, а отсылки к славянской тематике развлекают.
Лучшие предложения
10 недорогих наборов LEGO, которые порадуют детей и взрослых
Находки AliExpress: 20 самых популярных товаров октября
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Распродажа популярных китайских брендов на AliExpress: 10 товаров, которые стоить купить
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, «Ситилинка» и других магазинов
10 практичных и недорогих тумб под телевизор
Цена дня: утеплённая парка GSD всего за 4 335 рублей
3 больших холодильника Hisense для современной кухни
«Я вас услышал»: как на самом деле нужно собирать обратную связь от клиентов
Какой вирусный видеотренд вам подходит?
Как научить ребёнка самостоятельно ездить в общественном транспорте
4 ноября в московском «Экспоцентре» откроется Национальный центр «Россия»