Как сериал «Страна Лавкрафта» совмещает классическую мистику и острую социальность
17 августа на американском канале HBO (в России — на Amediateka) стартует сериал «Страна Лавкрафта». И многие, увидев первые трейлеры, очень удивились необычной теме и подаче сюжета.
Несмотря на имя знаменитого автора в заголовке и отсылку к миру его произведений, этот проект основан не на книгах Говарда Филлипса Лавкрафта, а на одноимённом романе Мэтта Раффа, который вышел в 2016 году.
Оригинал скорее посвящён расизму, нежели мистике: автор совместил рассказ о столкновениях с чудовищами с реальной историй сегрегации темнокожего населения в США в 1950‑х.
Но роман Раффа подаёт идеи слишком уж «в лоб», а потому вряд ли будет интересен российской аудитории. А вот сериальная версия, которой занялись сценаристка Миша Грин («Подземка») и продюсер Джордан Пил («Прочь», «Мы»), оказалась более удачной. Кинематографические приёмы позволили авторам смешать разные жанры и привлечь зрителя захватывающим сюжетом, спецэффектами и постановкой, а заодно и рассказать о реальной жизни Америки середины прошлого века.
Чудовища: вымышленные и реальные
Основную идею сериала можно понять уже по первой сцене: главный герой сражается на Марсе с огромными чудовищами, а потом просыпается в автобусе на отдельных местах для темнокожих.
Аттикус Блэк (Джонатан Мэйджорс) возвращается домой после войны в Корее. До этого он получил загадочное письмо от отца. Встретившись с роднёй, Аттикус узнаёт, что тот недавно уехал с белым незнакомцем, не сообщив ничего остальным.
Главный герой отправляется на поиски отца вместе со своим начитанным дядей Джорджем (Кортни Б. Вэнс) и подругой Летишей (Джерни Смоллетт‑Белл). По дороге они узнают, что чудовища и магия, о которых пишут в фантастических книгах, вполне реальны. Но гораздо опаснее могут быть жестокие расисты, которые не считают темнокожих за людей.
Это только завязка первых серий, дальше сюжет будет развиваться ещё более неожиданно. Но уже здесь понятно, что экранизация в целом следует идеям Раффа. Через столкновения с призраками и монстрами писатель знакомил читателя с жуткими историями из реальности. Например, о служителях закона, которые откровенно угрожали проезжим темнокожим и могли выстрелить в них практически без повода.
В книге Раффа буквально каждая фраза и каждая аналогия обращались именно к теме расизма, что делало описания слишком уж предсказуемыми. Сериал же находит более интересный баланс.
В этом плане, как ни странно, скучнее всего выглядит самое начало. Большая часть первого эпизода «Страны Лавкрафта» похожа на более жёсткую и грубую версию знаменитой «Зелёной книги». Тот самый путеводитель для темнокожих автомобилистов здесь тоже часто упоминают.
Зато потом авторы дают вовсю разгуляться чудовищам и гротескной жестокости. Тут уже сериал превращается в отличный классический хоррор. И дальнейшие эпизоды достаточно органично совмещают две основные темы. Даже те, кого не интересует социальная составляющая истории, точно получат удовольствие от новых версий сюжетов про магические культы или дома с привидениями.
Истории: общая и отдельные
Везде в синопсисе упоминают только линию о поисках отца Аттикуса, и может показаться, что весь сериал — мистическое роуд‑муви. Тем более что в заголовке сразу дают намёк на обширную географию, которую использовал Лавкрафт в своих книгах. На самом же деле это лишь завязка истории. Дальше каждый эпизод проекта рассказывает почти что отдельную историю.
Это не антология и даже не подобие «Рассказов из петли», где герои отдельных серий лишь слегка пересекались. Основные персонажи остаются теми же, разве что смещаются акценты. Просто каждый эпизод берёт какое‑то клише из ужасов и подаёт его в новой форме. Здесь как раз чувствуется явное влияние Джордана Пила. Он уже поступал подобным образом в знаменитом фильме «Прочь».
Видимо, от него же пришла и юмористическая составляющая: Пил начинал с комедийных скетчей. Поэтому даже при общей мрачности сюжета герои много шутят, а их испуг иногда настолько преувеличен, что вызывает улыбку.
В отдельных историях к социальной драме и ужасам добавляется детектив и даже атмосфера приключенческого кино в духе «Индианы Джонса».
Однако и общая сюжетная линия тоже присутствует. Авторы намечают её в первых эпизодах и потом регулярно возвращаются к основной истории, которая завязана на самих героях и постепенно подводит сюжет к логичной развязке. Это помогает объединить отдельные сюжеты и завлечь зрителя до конца сезона.
Картинка и музыка: ретро и современная
За 2020 год вышло уже несколько ярких сериалов с антуражем начала и середины прошлого века. Достаточно вспомнить «Страшные сказки: Город ангелов» от Showtime, «Голливуд» от Netflix или «Перри Мейсона» от того же HBO.
Но всё же «Страна Лавкрафта» отличается от них по атмосфере. Во‑первых, авторы не стали делать ставку только на ретро‑саундтрек. Конечно, звучит множество джазовых композиций, которые иногда превращаются в настоящие концертные номера.
Но их регулярно сменяет современная поп‑музыка. И среди антуража 50‑х очень необычно и провокационно звучит, например, Bitch Better Have My Money в исполнении Рианны.
Кроме того, сериал изобилует отсылками к поп‑культуре, в первую очередь к фантастическим книгам, которые очень любит Аттикус. Конечно же, часто упоминаются творения Лавкрафта — знаменитый город Аркхэм и его чудовища. И в этом тоже есть интересный подтекст: известно, что писатель нередко позволял себе расистские высказывания. Но в сериале мелькают и другие романы, начиная со знаменитой «Принцессы Марса» Эдгара Берроуза.
Это, опять же, способ рассмотреть классические произведения через призму современности. Ведь любимый многими (и даже главным героем сериала) Джон Картер из книг Берроуза был офицером армии конфедератов и воевал за сохранение рабства. И в контексте основной истории известные сюжеты раскрываются совсем иначе.
Картинка же сочетает классическую атмосферу США 50‑х с монстрами и магией. Упомянутый «Город ангелов» как раз смущал скупостью фэнтезийной составляющей. Но HBO не зря хвастался, что вложил в «Страну Лавкрафта» огромный бюджет. Графика, конечно, не дотягивает до блокбастеров первого эшелона, но для домашнего экрана огромные монстры и даже рушащиеся здания прорисованы очень качественно.
Разумеется, при всех своих достоинствах «Страна Лавкрафта» — сериал в первую очередь про американцев и для американцев. Тем, кто при упоминании расизма и сегрегации сразу начинает писать гневные комментарии о «повестке», не стоит даже пробовать его смотреть. Социальность здесь составляет значительную, а иногда и основную часть сюжета.
Но те, кто относится к этой теме с интересом или хотя бы спокойно, оценят необычное сочетание жанров по достоинству. Конечно, не все серии оказались одинаково интересными: где‑то сюжет кажется слишком банальным, где‑то герои уходят в самокопание. Но в сумме они создают неплохую историю, которая и развлечёт, и заставит задуматься.
Станьте первым, кто оставит комментарий