«Это же „Монти Пайтон“!» Создатели «Полупановых» о том, как снять смешной сериал на ТНТ без профильного образования
24 июня на ТНТ вышли «Полупановы» — юмористический сериал про сумасшедшую деревенскую семейку, которую безуспешно пытаются выселить из дома по требованию местного бизнесмена. Режиссёр — Алексей Смирнов, комик и постановщик веб-сериала «Внутри Лапенко». Сценаристы и исполнители главных ролей — Антон Просвирнин, Дмитрий Степашин и Артём Молоканов, бывшие участники Премьер-лиги КВН из Пензы, сценаристы местного аналога «Реальных пацанов», сериала «Зёма».
В честь премьеры сериала мы поговорили с его создателями, чтобы узнать, как юмор в лучших английских традициях поселился в российской глубинке.
От скетча с переодеваниями до сериала на ТНТ за три года
Как вы придумали Полупановых? Сразу родилась идея сериала или сначала появился отдельный персонаж?
Антон Просвирнин: Всё началось ещё в кавээновские времена с героини Татьяны Полупановой. Я нарядился в какие-то реквизиторские костюмы. Знакомый говорит: «О, это же моя соседка!» Потом к персонажу долго никто не возвращался. А во время пандемии у нас появилось свободное время, и я её вспомнил. Мы такие: «Может расширим эту вселенную и повеселимся?»
Дмитрий Степашин: Антон часто от скуки переодевается в разных людей и сильно нас этим веселит. Примерно так же случилось и с Татьяной. Он показал нам скетч с ней, который всех дико рассмешил. Мы созвонились на следующий же день. Что ещё можно сделать с героиней? Кто может быть рядом с ней? Как эти люди будут выглядеть? Так появилась её семья: я стал мужем, а Тёма — сыном.
А.П.: Герои придумались в один день. Мне кажется, так всегда бывает, когда всё идёт правильно.
Что было дальше?
Артём Молоканов: Был май 2020 года. У Антона замечательная дача, на которой мы любим собираться. Когда решили снимать скетчи про дурашливую семью, сразу всплыла в уме эта локация. Тем более — что может быть лучше, чем лето на даче!
А.П.: Скетчи показывали семье и знакомым. Семёну [Молоканову, создателю и исполнителю главной роли в сериале «Зёма»] и Антону Карпушкину, генпродюссеру Пензфильммаша. Они смеялись. Но мы оставили эту идею и переключились на другие работы. Через год нам написали из Rutube. Оказывается, Семён и Антон показывали скетчи руководству компании. Те предложили нам сделать веб-сериал.
А.М.: Зимой сняли 16 выпусков для Rutube. Если ввести в поисковике «Полупановы», будут попадаться видео из разных эпох. Если качество плохое и мы в плохих костюмах ходим по плохой даче, а на фоне зелёная трава — это первый, любительский вариант. Если качество чуть лучше и стоит зима — это уже игровая версия для Rutube.
Шутки как секретное оружие
Как это всё доросло до идеи большого сериала?
А.М.: После 3–4-й серии для Rutube «Полупановыми» заинтересовались на канале ТНТ. Нам заказали пилот, мы сели за сценарий.
Насколько сложно адаптировать короткий веб-сериал под формат сериала с 20-минутными эпизодами?
А.П.: Когда мы скинули каналу первый драфт пилота, нам в ответ прислали список книг по драматургии и сценарному мастерству, которые надо прочитать. Я сразу же поехал в книжный. После прочтения мы поняли: «А, вот как надо было…» Только тогда начали осознанно работать с драматургией. Оказалось, писать шутки — это одно, большие истории — другое.
Д.С.: Было непросто. В веб-сериале на Rutube хронометраж серии — 5 минут, которые мы забивали сплошными шутками и гэгами. Теперь предстояло логично раскидать юмор по сюжету.
Как получилось сохранить плотность юмора в большем хронометраже?
А.М.: Наверное, из-за нашей любви к сочинению шуток. Они — наше секретное оружие. Чем нам ещё брать — трём непрофессиональным актёрам и непрофессиональным сценаристам? Только шутками. Мы ведь не Константин Хабенский, чтобы смотреть в камеру 14 секунд и только этим суметь удержать внимание зрителя.
Насколько пострадал уровень жёсткости юмора?
А.М.: Это телевидение и вечерний временной слот. К тому же у нас есть ограничение 16+, поэтому мы не можем там материться. Сперва мы боялись, что градус юмора снизится, но в процессе поняли, что он нам и не нужен. Мат — это, наверное, от скудоумия. Его было много в самых первых скетчах. Но этому есть простое объяснение: тогда мы, компания друзей, просто приехали на дачу и снимали на телефон что придёт в голову. В веб-сериале для RuTube к последней серии удалось практически уйти от мата. Стали больше контролировать себя и в итоге пришли к тому, что нужно.
Д.С.: Например, тот же Алексей Смирнов [режиссёр сериала. — Прим. Лайфхакера] разглядел в этом другое. Он говорит: «Мне кажется, что наши персонажи гораздо добрее. И даже если они и ругаются, то это должно звучать по-доброму».
После изменения формата и добавления драматургии о чём получился сериал?
Д.С.: Наверное, о том, как необычные люди сталкиваются с обычными проблемами и побеждают их благодаря своей странности. В этом и заключается основная сила Полупановых.
Думали, Горевой хочет нас поругать. А он такой: «Это же “Монти Пайтон”!»
Каково было оказаться на съёмочной площадке с опытными артистами — Михаилом Горевым, Александром Половцевым, Степаном Девониным, Анной Хилькевич?
А.П.: Мы с режиссёром Алексеем Смирновым переживали, что в кадре будет заметно, где непрофессиональный актёр, а где именитые мастера, и они перетянут всё внимание на себя. Но Алексей говорит, что такого ощущения нет. А в жизни всё вообще прошло замечательно. Проект экспериментальный, поэтому актёры поначалу осторожничали. Читали сценарий и такие: «Ну, мы понимаем примерно, что это, но с трудом представляем, как это будет». Лёха их как-то убедил. К концу первой смены артисты уже были к нам расположены и не стеснялись.
А.М.: Михаил Горевой в свой первый съёмочный день долго общался с режиссёром. Лёха ему объяснял, какие у него задачи. И вот перерыв. Он подсел к нам и говорит: «Пацаны, я прочитал сценарий, всё очень нравится. Вы сами как думаете, на что это похоже?» Мы от волнения начали перебирать всё подряд: «Симпсоны» и другие мультики. А он на нас смотрит и кричит: «Это же “Монти Пайтон”!»
Не пострадала ли юмористическая составляющая из-за замены исполнительницы роли Татьяны Полупановой? (В веб-сериале роль Татьяны Полупановой исполнил Антон Просвирнин, в сериале на ТНТ — актриса и КВНщица Елена Федотова. — Прим. Лайфхакера)
А.П.: Елена прекрасно справилась и создала очень смешную тётю Таню. У нас по этому поводу не было никаких сомнений. Если сейчас на телевидении парень будет переодеваться в женщину, то это будет выглядеть странно, в духе юмористических скетчей начала 2000-х. Новые зрители, которые никогда не видели первую версию тёти Тани, точно полюбят её в исполнении Елены: она сотворила очень яркий и точный образ. Тем, кто помнит меня в этой роли, не придётся долго перестраиваться.
Режиссёрский дебют Алексея Смирнова
Как в проекте появился Алексей Смирнов?
А.М.: После того как утвердили сценарий, начались поиски режиссёра. Продюсеры спросили нас: «Ребята, кого видите в роли режиссёра?» Мы посовещались и выдали несколько фамилий, с кем, по нашему мнению, было бы здорово поработать.
Д.С.: И первым в списке был как раз Алексей Смирнов.
А.П.: Если честно, мы не надеялись. А тут бац — и получилось!
Для него это первый проект в роли режиссёра телевизионного сериала?
Д.С.: Да, и первый раз, когда он постановщик стороннего проекта и работает с другими актёрами. Он рассказывал, что в проекте «Внутри Лапенко» они с [исполнителем всех ролей] Антоном Лапенко всё придумывали сами. А тут новые актёры, взрослые и именитые. Плюс это самый длительный его проект: 13 серий и 54 съёмочных смены. Это два с половиной месяца. Смирняга сам не знал, как у него получится справиться с таким вызовом.
Д.С.: Но всё получилось отлично. Ему удавалось разрулить критические ситуации, когда что-то не успевали или что-то шло не по плану. Потом всегда нагоняли за счёт того, что просто не давали себе время на расстроиться.
Где, кстати, находится деревня Полупановых?
А.П.: Пензенская область, село Чемодановка. Туда поехали все актёры и съёмочная группа. Почему в Пензе: снимали всё силами местного продакшена «Пензфильммаш». Плюс история про сельскую семью. Сёл у нас вокруг много, поэтому всё проходило рядом.
«Аншлаг» и Сет Макфарлейн как способ вдохновиться
С чего начинался ваш творческий путь?
А.М.: Мы играли за команду КВН из Пензенской области, называлась «Сурский край».
А.П.: А познакомились ещё в студенческие времена. Потом играли вместе в КВН. После пошли в какие-то сторонние совместные проекты. Всю жизнь работали авторами. В какой-то момент подумали: «А давайте писать чисто для себя?» Когда пишешь много классического юмора, то хочется... поиграть в панка.
Какой юмор вам нравится?
А.П.: Я люблю «Гриффины» и «Симпсоны». Сильно смеялся с команды КВН «Фёдор Двинятин». Смотрел «Убойную лигу», миниатюры Смирняги в составе дуэта «Быдло». Парадокс и что-то странное — вот что меня веселило.
А.М.: А ещё, конечно же, «Монти Пайтон». Они гении парадокса. Из русского я сильно смеялся со всего, что делал Дмитрий Нагиев в 1990-е. «Осторожно, модерн!» и «Осторожно, Задов!» — для меня это истерика. Конечно, ранний Comedy Club. Кстати, я всегда смотрел эстраду: ранний «Аншлаг» был очень весёлым.
А.П.: «Монти Пайтон» — наша общая любовь. Плюс работы Сета Макфарлейна — «Гриффины», «Американский папаша». Классика! «Южный Парк» опять же. Отсюда наша любовь к плотному и мультяшному юмору. Это есть и в сериале.
Д.С.: Да, клиповость и мультяшность. А парадоксальность — это КВН, команды вроде «Фёдора Двинятина». Они кроме «дурки» умели писать отличный текстовый юмор. Поэтому их выступления можно пересматривать до сих пор.
Какие дальнейшие планы на семейство Полупановых?
А.П.: Надеемся, будет много сезонов. Учитывая специфику семейства, Полупановы могут оказаться хоть на Марсе, хоть в Таиланде, хоть в Кибердеревне. Они везде найдут почву для юмора и проблемы, которые придётся решать. На эту семью у нас грандиозные планы.