Бесполезный Шерлок, мутный Ватсон и мистика. Каким получился сериал «Нерегулярные части» от Netflix
26 марта на стриминговом сервисе Netflix вышел сериал «Нерегулярные части» — очередной проект, в котором появляется легендарный Шерлок Холмс из книг Артура Конан Дойла. Если судить по названию и трейлерам, может показаться, что автор Том Бидуэлл решил просто сместить акценты. И теперь вместо не слишком‑то приятного детектива дела будут распутывать его юные бездомные помощники, которые иногда фигурировали в книгах.
Подобный приём использовали неоднократно. Например, в комедии «Без единой улики», где Шерлок Холмс и вовсе оказывался актёром, а настоящим сыщиком был доктор Ватсон.
Но «Нерегулярные части» ушли значительно дальше. И дело не только в мистической составляющей — герои здесь расследуют сверхъестественные происшествия. Проблема в том, что Шерлок Холмс появляется лишь для того, чтобы привлечь внимание. Сам сериал получился излишние социальным, а его сюжет при этом — совершенно невнятным.
Нелепый мистический детектив
Группа детей‑беспризорников ютится в одном из лондонских подвалов. Самая организованная и заботливая из них — Би (Таддеа Грэм). Она следит за своей младшей сестрой Джесси (Дарси Шоу), которую иногда посещают видения и странные сны. Заодно Би присматривает за дерзким драчуном Билли (Джоджо Макари) и болтливым Спайком (МакКелл Дэвид).
Однажды Би нанимает для помощи некий доктор Ватсон (Ройс Пирресон) — резкий человек, который обещает детям вознаграждение, если они найдут одну девушку. Но вскоре оказывается, что беспризорники и неожиданно примкнувший к ним принц Леопольд (Харрисон Остерфилд) ввязались в очень опасную игру.
Вокруг творятся мистические события, в которых могут разобраться лишь герои. Джесси начинает чаще видеть жуткие сны, будто в Лондон прорывается нечто опасное. И всё это связано с двумя главными людьми: когда‑то погибшей безумной матерью сестёр и детективом по имени Шерлок Холмс.
С самого начала сериала несложно абстрагироваться от любых аналогий с произведениями Артура Конан Дойла. О книгах здесь напоминает лишь Лондон XIX века, загадки да пара имён.
Сериал «Нерегулярные части» мог бы оказаться вполне неплохим подростковым фэнтези: разношёрстная команда бесстрашных детей раз за разом ввязывается в странные дела. Здесь есть и человек, который умеет управлять птицами, и смерти, связанные с картами Таро, и даже намёки на Франкенштейна.
Вот только с расследованиями обходятся самым нелепым образом. По сути, дети ничего толком не делают. Они просто оказываются в нужное время в нужном месте, а потом злодеи сами рассказывают им о происходящем. В крайнем случае Джесси применяет свои только что обретённые силы и отвечает на все вопросы.
Напугать жестокостью или монстрами сериалу удаётся слишком редко, так что первые дела выглядят попросту скучно: в них нет загадки как таковой, а развязка ничего не меняет.
На расследовании отдельных преступлений построены лишь начальные серии, а дальше действие переходит к основной сюжетной линии. Но лучше не становится. Авторы всё так же просто дают героям новую информацию, передвигая их от одной точки к другой. Финал и вовсе разрушает всё напряжение.
Глобальная опасность исчезает так же просто, как и появилась. Одни герои во время кульминации (в половину эпизода) остаются на том же месте, другие совершают поступки, которые ни на что не влияют.
Ненужный Шерлок
Ещё предыдущий проект платформы — фильм «Энола Холмс» — многие ругали за то, что история великого сыщика притянута за уши. Но там у авторов хотя бы была литературная первооснова (не Артура Конан Дойла), да и сюжет во многом строился на проницательности и дедукции самого Шерлока и его сестры.
В случае «Нерегулярных частей» всё значительно хуже. Сам детектив появляется лишь в середине сезона. До этого его старательно прячут, позволяя увидеть лишь ноги или скрипку.
Но даже когда он входит в кадр, это не слишком‑то меняет отношение к сериалу. Экранный Шерлок Холмс не имеет ничего общего с книжным. Конечно, придираться к внешности Генри Ллойда‑Хьюза нет никакого смысла — почти все исполнители этой роли не слишком похожи на литературный прототип.
Но у персонажа другой характер и другая история. Свой знаменитый дедуктивный метод он проявляет за сериал всего дважды. Причём оба раза это не особенно влияет на сюжет. То есть от классического Шерлока Холмса у героя осталось только имя и место жительства.
То же самое касается и Ватсона, которого играет темнокожий Ройс Пирресон. К разнообразию экранных вариантов этого героя зрители уже привыкли — вспомнить хотя бы Люси Лью из «Элементарно». Но вот тот факт, что доктор превратился в резкого и наглого интригана, простить невозможно.
Вместо того чтобы делать Шерлока Холмса и его помощника основными действующими лицами в расследовании, «Нерегулярные части» фокусируются на их личных чертах, прошлом, отношениях с одной из героинь и зависимости от наркотиков.
Из‑за такого подхода напрашивается единственный вывод: в этом проекте имена знаменитых литературных персонажей нужны, только чтобы привлечь внимание к сериалу. Если поменять их на любые другие, ничего не изменится.
Социальность вместо жизни
Всё больше современных фильмов и сериалов параллельно с основным сюжетом раскрывают и серьёзные актуальные темы, например сексизм, расизм и расслоение общества. Иногда это вписывают интересно и эмоционально. Но не в случае «Нерегулярных частей».
Проблема даже не в том, что сериал под завязку набит социальными темами. Они ещё и поданы максимально плоско и прямолинейно. Для начала авторы объясняют, что все богатые представители высших классов — мерзавцы и подлецы. Даже Ватсон неоднократно подчёркивает свой статус и происхождение и хвастает перед подростком с улицы, что имеет больше возможностей.
О разврате и циничных порядках во дворце и говорить не приходится: там обсуждают лишь брак по расчёту и интим. А слишком затянутая сцена приёма, где в центре кадра две девушки нарочито заигрывают друг с другом, видимо, должна подчеркнуть нравы общества.
Единственное исключение в виде Леопольда лишь подтверждает правило. Он чувствует себя изгоем в этом обществе, и поэтому сбегает к грязным, но добрым беспризорникам.
Дети предстают в сериале оплотом борьбы за равноправие, и прежде всего Би. Она уже в первом эпизоде отчитывает спутника принца за то, что тот быстро ехал по дороге, и заявляет: «Разъезжать в каретах, напялив мундир, не значит быть выше меня». Что, конечно, звучит сомнительно с исторической точки зрения.
Подобных прямых заявлений в сериале «Нерегулярные части» слишком много. С каждой серией они всё больше мешают воспринимать действие серьёзно, превращая мистический детектив в социальную агитку.
Сама задумка сериала могла быть неплохой, хотя бы и с использованием Шерлока Холмса в качестве рекламы. Детективное фэнтези о подростках в игрушечных декорациях Лондона — вполне привлекательный вариант досуга на вечер. Но авторы слишком увлеклись актуальными темами и забыли, что в истории должна быть логика, зритель хочет разгадывать тайны вместе с персонажами, а первый попавшийся детектив не становится настоящим Шерлоком Холмсом. Даже если у него в руках скрипка.
Станьте первым, кто оставит комментарий