В основе «Лестницы» с Колином Фёртом лежит реальная история. Но сюжет всё равно вас удивит
5 мая на стриминговом сервисе HBO Max вышли первые три эпизода сериала «Лестница». Сюжет основан на одноимённом документальном проекте, выходившем на французском Canal+ и Netflix. А тот, в свою очередь, показывал реальные события, шокировавшие США.
Казалось бы, зачем нужна художественная версия событий, если можно посмотреть оригинал? Тем более что тот снят круче многих детективов и триллеров. Однако создатель нового сериала Антонио Кампос («Дьявол всегда здесь»), лично поставивший первые эпизоды, сумел представить знакомую историю с необычной стороны, раскрыв и детективную составляющую, и семейную драму. А заодно показал обратную сторону съёмок документалок.
Детектив, основанный на странной истории
9 декабря 2001 года писатель Майкл Петерсон (Колин Фёрт) в истерике звонит в 911. Он говорит, что его жена Кейтлин (Тони Коллетт) упала с лестницы и разбила голову. По словам мужа, в момент звонка она ещё дышала, но к приезду скорой уже скончалась.
Однако полиции сразу кажется, что за якобы несчастным случаем кроется серьёзное преступление. Петерсона обвиняют в убийстве, и прокурор начинает искать мотивы, ведь на самом деле семейная жизнь пары была не слишком счастливой. Вскоре на громкий процесс обращают внимание французские документалисты, которые решают следить за происходящим.
Конечно, как таковой детективной истории в «Лестнице» быть не может. Достаточно открыть одну из многочисленных статей в интернете или посмотреть документальный сериал, и сразу станет понятно, что же произошло на самом деле. Однако создатели проекта даже при таких вводных данных умудряются неплохо запутать аудиторию.
Способов у них сразу несколько. Во-первых, действие подают нелинейно. Даже вступительная сцена демонстрирует сразу 2017 год, потом сюжет отбрасывают к происшествию, а дальше захватывают и более ранние события, показывая, что же привело к трагедии. И на протяжении всего сериала история будет перескакивать то вперёд, то назад, что добавляет динамики и помогает заинтриговать зрителя.
А во-вторых, очень интересно раскрывают главных персонажей. В первую очередь саму Кейтлин. В начальных эпизодах есть сразу несколько намёков на то, что она действительно могла случайно упасть с лестницы. Героиня регулярно буквально пытается себя убить: то спотыкается на том самом месте, где потом найдут тело, то прыгает в бассейн и чуть не тонет, то едва не травмируется лестницей на чердак.
При этом в искренние эмоции Петерсона поверить очень легко — здесь прекрасно раскрывается талант Колина Фёрта, главной звезды сериала. Его истерики в начале очень ярко контрастируют с дальнейшим поведением, когда начнут вскрываться неприглядные подробности семейной жизни.
И странным образом, даже зная развязку, в какой-то момент можно поймать себя на мысли, что все герои выглядят очень неоднозначно. И на самом деле сюжет может пойти совсем по-другому.
Ну а тем, кто не читал историю Петерсона и не смотрел сериал от Netflix, и вовсе лучше начинать с чистого листа.
Настоящая семейная драма
Тех, кому не хватит интриги, наверняка зацепит личная и эмоциональная составляющая. Ведь «Лестница» — не столько история преступления, сколько рассказ об отношениях. И речь идёт не только о Майкле и Кейтлин, хотя Фёрт и Коллетт приковывают всё внимание в каждой совместной сцене.
Действие захватывает и эмоции их многочисленной родни. У пары пятеро детей: Клейтон и Тодд (Дэйн ДеХаан и Патрик Шварценеггер) — сыновья Майкла от первого брака, дочь Кейтлин, которую тоже зовут Кейтлин (Оливия ДеДжонг), но на английском их имена пишутся по-разному, и две приёмные девочки Маргарет и Марта (Софи Тёрнер и Одесса Янг). Плюс в действии участвует брат отца Билл (Тим Гини) и сестра матери Кэндис (Розмари ДеУитт).
Возможно, абзац выше кому-то даже поможет разобраться в сюжете. Ведь поначалу обилие персонажей может запутать. На западе даже выходят подробные статьи про родословную Петерсонов.
После смерти Кейтлин все родственники оказываются в очень сложной ситуации. Сразу после трагедии, разумеется, они поддерживают Майкла, поскольку убеждены в его невиновности. Но постепенно выясняется всё больше странных подробностей. И дело даже не в уликах, а в том, что Петерсон скрывал многое о своей жизни, а иногда и откровенно врал близким.
С этого момента каждому приходится выбирать: оставаться на стороне родственника или взяться за поиски правды. И переживания второстепенных героев иногда захватывают даже больше, чем противостояние детективов и адвоката, каждый из которых пытается представить наиболее стройную версию произошедшего.
Деконструкция документального кино
Но даже при всех перечисленных выше составляющих «Лестница» могла бы просто встать в ряд вместе со множеством сериалов, основанных на реальных событиях, — за последние пару лет их выходит до неприличия много.
Однако не стоит забывать, что историю Петерсона прославило не само событие, а сериал на Netflix, благодаря которому зрители почти в реальном времени наблюдали за делом. И поэтому авторы художественной версии идут на очень любопытный ход: делают создателей документалки героями своего проекта.
С одной стороны, это лишь стремление отразить правду: раз Майкла снимали в реальности, нужно показать это и на экране. Но с другой, у создателей появляется несколько интересных возможностей. Подача становится более разнообразной. К разным временным линиям добавляется ещё и субъективный взгляд: Петерсона и его близких показывают якобы через объектив документалистов, восстанавливая реальные сцены.
Но ещё интереснее, что это позволяет рассказать о закулисье съёмок таких сериалов. Отлично видно, что при камерах семья ведёт себя совсем не так, как в замкнутом кругу. Что якобы случайные кадры иногда переснимают по несколько раз. Да и у самих авторов документалки есть свой взгляд на историю, хоть они и стараются быть объективными. В этом плане сюжет в очередной раз подтверждает, что и к популярному жанру сериалов и подкастов true-crime, где рассказывают правдивые истории, нужно относиться критически.
«Лестница» выглядит одним из самых сильных проектов с реальной первоосновой за последнее время. Сериал аккуратно сочетает детективную и драматическую части: даёт актёрам показать свои таланты и запутывает множеством сюжетных линий и неоднозначностью. А заодно он позволит ознакомиться с известной историей тем, кто не любит документальные проекты. После трёх вступительных серий остаётся ощущение, что дальше будет только интереснее.
Станьте первым, кто оставит комментарий